Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение производственной активности экономики. К примеру, А. Илларионов пишет: «...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4 % в год резко ухудшаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается». Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять определенный уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны в том, что в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4

1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5

1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5

1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6

1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10

1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12

2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15

2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15

2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17

2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..27

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованных источников……………..………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 172.03 Кб (Скачать)

По мнению правительственных чиновников, сегодня необходимо принять ряд  мер, направленных на подавление инфляционных процессов.

"Нужно перестать  вбрасывать в экономику деньги, следует сокращать государственные  расходы и, самое главное, прекратить  льготное кредитование", — заявил высокопоставленный источник в органах госуправления, отвечая на вопрос БелаПАН о необходимых антиинфляционных мерах.

Позиция чиновника легко объяснима: высокие темпы кредитования вынуждают  власти включать печатный станок и  накачивать экономику рублями.

Поэтому в антиинфляционных целях  сегодня целесообразно переходить к жесткой денежно-кредитной политике, сократив до минимума объемы кредитования. Но такая политика противоречит объявленному ранее политическому курсу, суть которого — добиться высоких темпов экономического роста.

Как вытекает из доклада Национального  банка за первый квартал 2011 года, высокие  темпы роста ВВП возможны только в случае высоких темпов кредитования.

"На 1 апреля 2011 года требования  банков к экономике составили  102,71 трлн белорусских рублей и  возросли за январь-март на 9,83 трлн рублей, или на 10,6%. Такая  динамика прироста требований  банков к экономике в первую  очередь обусловлена высокими  темпами экономического роста  и, следовательно, растущим спросом  экономики на кредитные ресурсы", — говорится в докладе Нацбанка.

По мнению банкиров, отказ от высоких  темпов кредитования приведет к тому, что придется пересматривать параметры  социально-экономического развития, утвержденные ранее властями.

"Отказ от запланированных  темпов кредитования экономики  потребует пересмотра ряда ключевых  макроэкономических параметров, установленных  на 2011 год. Необходимо будет отказываться  от высоких темпов роста ВВП,  сокращать госпрограммы, снижать  задачи по объемам производства  продукции", — заявил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из коммерческих банков Беларуси.

Вместе с тем корректировать утвержденные планы власти пока не планируют. Напротив, за счет высоких  темпов кредитования достигаются рекордные  темпы экономического роста. По данным Министерства экономики, рост ВВП Беларуси в январе-апреле 2011 года составил 12,3%, что является самым высоким показателем за последние 10 лет.

Сегодняшняя экономическая политика, которая основана на кредитной экспансии, ставит под удар банковскую систему  страны.

Дело в том, что погашение  многих кредитов, выдаваемых в рамках государственных программ, привязано  к ставке рефинансирования.

"Инфляция, судя по  всему, будет продолжать расти.  Следовательно, можно ожидать,  что ставка рефинансирования  будет повышаться", — говорит экономический обозреватель Владимир Тарасов.

С учетом того, что годовую инфляцию Министерство экономики прогнозирует на уровне 33-39%, ставку рефинансирования (сегодня — 16%) придется существенно  поднять.

"Следовательно, погашать  кредиты в рамках госпрограмм,  выданные под ставку рефинансирования, станет заметно сложнее. Банковский  сектор может столкнуться с  существенным ростом проблемных  активов", — заявил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из ведущих международных рейтинговых агентств.

Высокие темпы кредитования неблагоприятно влияют и на валютный рынок Беларуси. Дело в том, что они выделяются нередко на реализацию проектов, которые  так или иначе предполагают импорт товаров и услуг.

"Нужно сократить  финансирование госрасходов (включая  финансирование госпрограмм), которые  прямо или косвенно связаны  с импортом товаров и услуг  либо являются материало- и  энергоемкими", — говорит аналитик BusinessForecast.by Александр Муха.

Кроме этого, считает эксперт, для  ограничения инфляционных процессов  процентные ставки по кредитам необходимо решительно повышать, что позволит ограничить новое кредитование и  сократит приток новой рублевой массы в денежное обращение.

Однако пойдут ли по этому пути власти? Ведь этот сценарий предполагает снижение объемов кредитования и  темпов экономического роста. Отдельные  чиновники, как мы уже отметили, разделяют  необходимость жесткой денежно-кредитной  политики. Но чтобы изменить экономический  курс, в Беларуси необходимо политическое решение. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Инфляция есть тонкое социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики  практически во всех странах мира.

Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы  воздействуют на уровень инфляции в  разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы  сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста  инфляции и достичь её естественного  уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение  цен во времени. Наиболее наглядными, из которых являются индексы потребительских  цен, индексы розничных цен, индексы  цен ВВП, дефлятор ВВП.

В зависимости от характера и  темпов нарастания инфляционных процессов  различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости  от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В  зависимости от того, какие формы  принимает неравновесие спроса и  предложения, различают открытый и  подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста  цен, всеохватывающий характер, более  сложный механизм развития, опасность  возникновения «импортируемой»  инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики  характерна гиперинфляция.

Инфляция ведёт к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает  отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы  от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем  темпы инфляции. Инфляция увеличивает  риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику  в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический  рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит, на нет усилия по проведению структурных преобразований.

В Республике Беларусь, отсутствует  четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров. Необходимо более широко применять методы финансового  программирования, то есть разрабатывать  и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования.

Наиболее эффективной мерой  по борьбе с инфляцией считается  инфляционное таргетирование, которое  можно охарактеризовать как режим  монетарной политики, основанный на использовании  прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его  проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка. Таким образом, возможный переход  к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего  совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

Инфляция представляет собой комплексную  проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и  совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных  ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной  политики, то она должна последовательно  ожесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений”.

Последний вывод, на который бы хотелось указать, заключается в том, что  как ни стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической  науки, так же нет смысла искать готовые  рецепты для решения наших  проблем. Вряд ли существуют некие универсальные  пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в  той или иной степени специфическую  систему, и для понимания природы  инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий  анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также  явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией  должны быть подобраны исходя из сегодняшней  белорусской реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гаврилов, В. Факторы инфляции в Беларуси / Банкаускi веснiк. - 2004. - № 25. - С. 4-12.
  2. Зеленкевич, М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике / Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - №34.-С.38-43.
  3. История экономических учений: учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько [и др.]; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. — 5-е изд., стер. — Минск: Новое знание, 2006. — 340 с.
  4. Ковалев, М. Как обуздать инфляцию? / Банкаускi веснiк. - 2001. - №10.-С.8-15.
  5. Луссе, А.В. "Макроэкономика". Санкт-Петербург, 1999.
  6. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов [и др.]; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 452 c.
  7. Малкина, М.Ю. Инфляция: теория и практика / Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
  8. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.].— Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.
  9. Новости Беларуси [Электронный ресурс]: Беларусь среди стран Европы лидирует по темпам инфляции - Режим доступа: http://odsgomel.org/rus/новости/беларусь/4731/ - Дата доступа: 08.12.2011.
  10. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://select.by/content/view/3174/764/ -  Дата доступа: 08.12.2011.
  11. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа: select.by/content/view/2498/764/ - Дата доступа: 08.12.2011.
  12. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://select.by/content/view/3167/764/ - Дата доступа: 08.12.2011.
  13. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://news.tut.by/economics/229263.html - Дата доступа: 08.12.2011.
  14. Сафронова, Л.Т. "Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран". Новороссийск, 2000.
  15. Тарасевич, Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник – 6 изд., исп. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
  16. Тихонов, А.О. "Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год" / Вестник Ассоциации белорусских банков № 34, 2000.
  17. Усов, В.В. "Деньги. Денежное обращение. Инфляция". Москва, 1999.
  18. Швайко, П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / Банкаускi веснiк. - 2001. - №10.-С.34-39.
  19. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 550с.

 


Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь