Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение производственной активности экономики. К примеру, А. Илларионов пишет: «...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4 % в год резко ухудшаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается». Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять определенный уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны в том, что в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4

1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5

1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5

1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6

1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10

1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12

2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15

2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15

2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17

2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..27

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованных источников……………..………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 172.03 Кб (Скачать)

Стратегия ограничения  денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста.

Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени  независимо от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы  и т.д. В инфляционной экономике  денежная политика должна играть главенствующую роль.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения  ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная  с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Главный принцип сокращения бюджетных  расходов состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д. [11, с. 150]

Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению  на дефицит бюджета, желательно в  рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами –  государственным стимулированием  научно-технического прогресса, структурной  перестройкой экономики, ориентацией  инвестиций на производство потребительских  товаров, конверсией военной экономики  и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Вводя в действие налоговые и  кредитные регуляторы, государство  способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг, формированию новых  рынков. Прирост предложения, компенсируя  избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Антиинфляционная тактика.

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать быстродействующий  потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования  не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя  на инфляционный разрыв между спросом  и предложением, если она поможет  увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Краткосрочные резервы  роста предложения.

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов.
  2. Поддержка формирования новых рынков. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
  3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов, ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
  4. Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов [11, с.189].

Краткосрочные резервы  снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентные и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [11, с. 196].

Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в рамках данной работы возможным. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка.

В условиях современной рыночной экономики  более эффективным методом борьбы с инфляцией является сочетание  различных антиинфляционных мер, направленных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Но все действия правительства страны должны быть направлены на повышение благосостояния народа, ибо без этого дальнейшее развитие государства является нецелесообразным.

 

 

 

2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь

 

 

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную  задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в  области как теории инфляции, так  и методов практической борьбы с  ней. Из множества подходов следует  выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

Ортодоксальная программа чисто  монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении  роли и функций государства, его  вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить  программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию  условий деятельности предприятий  на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты.

Сторонники кейнсианской точки  зрения на инфляцию настаивают на более  активной роли государства в регулировании  экономики, включая временное замораживание  цен и заработной платы, налоговое  стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования  социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической  и другой политики в 1990-х годах  и в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные  антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран  с переходной экономикой, большинство  из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить  на три группы: комплекс мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению; по ограничению  монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию  рынка товаров и услуг и  совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

по регулированию заработной платы  в составе себестоимости продукции;

поиску путей удешевления импортных  энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

снижению материало- и энергоемкости  продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

реструктуризации и финансовому  оздоровлению предприятий, включая  оптимизацию процентных ставок, формирующих  себестоимость продукции, налоговых  ставок и обязательных платежей;

сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

по регулированию объема и структуры  денежной массы;

проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

сокращению скорости оборота денег;

регулированию резервных требований;

ограничению бюджетного дефицита;

регулированию доходов населения;

сокращению бартерных операций, неплатежей;

стабилизации белорусского рубля  и др.

Третий комплекс предусматривает  меры:

по государственному регулированию  цен на продукты и услуги первой необходимости;

государственному регулированию  цен на товары монополистов;

регулированию конкурирующего ввоза  товаров и услуг;

регулированию уровня рентабельности;

стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

ограничению инфляционных ожиданий;

ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет  проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля  по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего  кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают  системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых  параметров по динамике индекса потребительских  цен.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь