Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа
Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение производственной активности экономики. К примеру, А. Илларионов пишет: «...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4 % в год резко ухудшаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается». Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять определенный уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны в том, что в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны.
Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5
1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12
2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15
2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованных источников……………..………………………33
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста.
Для того чтобы денежная политика
была действительно
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению.
Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.
Главный принцип сокращения бюджетных
расходов состоит в следующем: постепенное
уменьшение финансирования тех видов
деятельности государства, которые
можно передать рынку. Речь идет о
прекращении чрезмерного
Разумная осторожность не должна препятствовать
бескомпромиссному наступлению
на дефицит бюджета, желательно в
рамках единой антиинфляционной стратегии,
подкрепленной другими мерами –
государственным
Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.
Антиинфляционная тактика.
Когда инфляционная обстановка нетерпима,
требуется мобилизовать быстродействующий
потенциал антиинфляционного
Антиинфляционная тактика даст
максимальный результат, воздействуя
на инфляционный разрыв между спросом
и предложением, если она поможет
увеличить предложение без
Краткосрочные резервы роста предложения.
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.
Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в рамках данной работы возможным. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка.
В условиях современной рыночной экономики
более эффективным методом
2.3 Антиинфляционная политика,
проводимая в Республике
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа
Сторонники кейнсианской точки
зрения на инфляцию настаивают на более
активной роли государства в регулировании
экономики, включая временное
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.
Отечественный опыт регулирования
социально-экономического развития, проведения
денежно-кредитной, структурной, технологической
и другой политики в 1990-х годах
и в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать
достаточно гибкие и эффективные
антиинфляционные меры с учетом достижений
высокоразвитых стран, опыта стран
с переходной экономикой, большинство
из которых были вынуждены выходить
из состояния стагфляции. Совокупность
мер антиинфляционной политики, применяемых
в Беларуси, можно условно разделить
на три группы: комплекс мер по ограничению
издержек и ресурсосбережению; по ограничению
монетарных факторов инфляции и комплекс
мер по структурному регулированию
рынка товаров и услуг и
совершенствованию системы
Первый комплекс включает меры:
по регулированию заработной платы
в составе себестоимости
поиску путей удешевления
снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
реструктуризации и
сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
по регулированию объема и структуры денежной массы;
проведению эффективной
сокращению скорости оборота денег;
регулированию резервных требований;
ограничению бюджетного дефицита;
регулированию доходов населения;
сокращению бартерных операций, неплатежей;
стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает меры:
по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
государственному
регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
регулированию уровня рентабельности;
стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
ограничению инфляционных ожиданий;
ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь