Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение производственной активности экономики. К примеру, А. Илларионов пишет: «...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4 % в год резко ухудшаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается». Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять определенный уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны в том, что в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4

1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5

1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5

1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6

1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10

1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12

2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15

2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15

2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17

2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..27

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованных источников……………..………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 172.03 Кб (Скачать)

Инфляция наносит серьезный  ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в  бюджет, так и его расходная  часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут  потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как  реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении  жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного  прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно  отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает  стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества [16, c. 405].

Социально-экономические последствия  инфляции: обесценение и перераспределение  доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие  на производство: подавляют стимулы  к занятию производственной и  инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему  государства. Экономика, втянутая в  инфляцию, особенно если процесс перерастает  в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного  и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных  мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать  степень воздействия тех или  иных мер на инфляционные процессы [12, c. 322].

 

2 Антиинфляционная политика  государства

 

 

2.1 Причины инфляции в  Республике Беларусь

 

 

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например, в 2010 году население Беларуси купило валюты в банках на 1,5 млрд. USD, т. е. больше, чем продало.
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Внутренний валовой продукт (ВВП) Беларуси в 2010 году вырос на 7,6% по сравнению с 2009 годом, вместо прогнозных 11-13%. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Увеличение спроса на продовольствие на мировом рынке привело к  резкому скачку цен на некоторые  белорусские продовольственные  товары. В Беларуси инфляция по итогам 2011 года может достичь 110%.

По итогам 2010 года, как сообщил  Национальный статистический комитет  РБ, инфляция в Беларуси составила 9,9%, превысив инфляцию в России и Украине, равную 8,8% и 9,1% соответственно. [11]

За 10 месяцев 2011года инфляция в Беларуси достигла 89%. По словам замминистра  экономики РБ Александра Ярошенко, с учетом трехкратной девальвации  белорусского рубля, "инфляция в своей основе имеет монетарный характер". В этой связи премьер РБ М.Мясникович признал, что борьба с инфляцией станет одной из главных задач, стоящих перед экономикой синеокой в 2012 году. [12]

Увеличение потребительских цен  в 2010 году оказалось намного ниже подъема цен на другие товары и  услуги.

Так, цены производителей промышленной продукции в 2010 году выросли в  Беларуси на 19,3%, цены на строительно-монтажные  работы увеличились на 19,2%, а тарифы на грузовые перевозки -- на 30%. Это указывает  на высокий потенциал роста потребительских  цен в 2011 году. [11]

По данным Национального статистического  комитета РБ, потребительские цены в целом по стране увеличились  в октябре текущего года на 8,2% по сравнению с сентябрем, на 88,7% по сравнению с декабрем 2010 года и  на 92,3% по сравнению с октябрем 2010 года.

  Основания для сохранения высоких темпов инфляции в ближайшие месяцы, к сожалению, есть. В первую очередь, это связано со сферой услуг, где до сих пор рост цен сдерживался государством. В результате платные услуги населению в октябре 2011 года выросли в цене всего на 40,9% (октябрь к октябрю), а в месячном выражении - на 4,9%.

Услуги жилищно-коммунального хозяйства  в годовом выражении в октябре  подорожали всего на 27,8%, то есть для  восстановления даже существующего  год назад баланса между ценами они должны почти удвоиться. Услуги пассажирского транспорта выросли  в цене в октябре на 60,3% в годовом  выражении.

Потенциал роста цен есть и в  других сферах экономики, но он не так  велик как в услугах. Так, непродовольственные  товары в октябре подорожали на 98,9%, ненамного отстав от продовольствия. В октябре пошли в рост цены на ткани и швейные изделия, поднявшиеся  в месячном выражении на 9,5% и 9,5% соответственно при росте цен непродовольственных  товаров в целом на 6%.

Среди продовольственных товаров  лидером по росту цен в октябре  оказались овощи, цена которых подскочила на 31,7% по отношению к сентябрю. Тут  сказалось, по-видимому, увеличение цен  на энергоносители в связи с понижением официального курса белорусского рубля. Эта причина будет в ближайшее время толкать вверх цены на товары белорусского производства.[10]

Беларусь среди стран Европы лидирует по темпам инфляции, второе место  по темпам инфляции в марте занимает Украина (1,4%), третье - Венгрия (1,1%). Если же рассматривать уровень инфляции с начала года, в рейтинге вслед  за Беларусью следуют Россия. Здесь  цены в марте 2011 года по сравнению  с декабрем 2010 года выросли на 3,8%, далее следует Казахстан - 3,7% и  Украина - 3,3%.

Самый низкий уровень инфляции с  начала года зафиксирован в Испании - 0,1%. Норвегии - 0,2%, Чехии - 0,9%. Инфляция в Италии с начала года составила 1,1%, Эстонии - 1,4%, Литве и Финляндии - 1,5%, Ирландии и Турции - 1,6%, Венгрии, Польше и Латвии - 2,3%, Болгарии - 2,4%.

Как ранее передавал Телеграф, больше всего за первые три месяца в Беларуси подорожали картофель (на 26,8%), сахар (20,9%) крупы (17,6%) и фрукты (11,9%). Цены на табачные изделия выросли на - 5,7%, алкоголь - 4,4%. Индекс цен на непродовольственные товары в марте 2011 года по сравнению с февралем составил 103%, с декабрем 2010 года - 103,6%, с мартом 2010 года - 107,8%. При этом более всего подорожал бензин: на 23,2% за март и на 31,6% за год. [9]

 

 

2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики

 

 

В настоящее время среди ученых-экономистов  различных стран устоялось мнение, что даже умеренная инфляция несет  негативные последствия и препятствует нормальному развитию экономики. Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в каждой стране решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Исходя из вышесказанного, антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий [5, с. 147].

Следует отметить, что именно государство  страны управляет всеми инфляционными  процессами, так как несет ответственность  за денежное предложение и к тому же величину денежной массы.

Активная политика.

Правительство владеет целым рядом  прямых монетарных рычагов, которые  могут способствовать сокращению и  сдерживанию инфляции. К ним следует  отнести:

  • контроль над денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
  • пресечение обращения денежных суррогатов;
  • наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они  направлены.

    1. Меры, направленные против инфляции спроса:
      • уменьшение госрасходов;
      • увеличение налогов;
      • сокращение дефицита госбюджета;
      • переход к жесткой кредитно-денежной политике;
      • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Такие меры ориентированы, прежде всего, на сдерживание  совокупного спроса. Сюда следует  отнести уменьшение госрасходов  и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета.

Здесь следует отметить, что проведение вышеуказанных мер в стране с  высоким уровнем инфляции приведут к сокращению совокупного спроса.

Антиинфляционные  меры также классифицируют на молниеносные или «шоковые» и постепенные.

Преимущество  молниеносных мер в том, что они  проводятся в условиях доверия к  правительству страны, способствуют резкому снижению инфляции и инфляционных ожиданий, что создает условия  для устойчивого безинфляционного развития. Недостатки: резкий спад производства, рост безработицы [5, с. 149].

Постепенная политика способствует сохранению относительной  социальной стабильности: медленный  рост безработицы, незначительный спад производства. Недостатки: неопределенность экономической политики и такая  политика сохраняет достаточно сильные  инфляционные ожидания.

Следует также отметить еще одну действенную  меру в рамках сокращения спроса –  стабилизация валютного курса путем  его фиксирования.

  1. Меры, направленные против инфляции издержек:
  • сдерживание роста факторных доходов и цен;
  • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;
  • стимулирование производства в рамках «экономики предприятия» [5, с. 150].

Политика сдерживания цен и  доходов дает видимые результаты в достаточно короткие сроки, но цена такой дефляции высока, так как  одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь