Инфляция её виды антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - достаточно распространенное явление. Она имеется фактически во всех странах, так же, как дефицит бюджета и государственный долг. В последнее время темпы инфляции в России существенно замедлились, но, несмотря на это, проблема не потеряла своей актуальности. Темп роста уровня цен остается одним из важнейших макроэкономических показателей, который существенно влияет на экономику. Инфляция является своего рода индикатором общего состояния экономики.

Оглавление

Введение……...……………..………………….………………….………………3
1. Теоретические аспекты изучения инфляции…………………………………6
1.1. Сущность и виды инфляции…………………………………………………6
1.2. Источники инфляции………………………………………………………...9
1.3. Последствия инфляции, методы борьбы с инфляцией…………………...17
2. Анализ инфляции в рыночной экономике Российской Федерации……...23
3.1. Анализ динамики инфляционных процессов в России…………………..23
2.2. Меры правительства по борьбе с инфляцией……………………………26
2.3.Динамика инфляционных процессов в 2012 году……………….………..28
3. Пути совершенствования основных направлений антиинфляционной политики………………………………………………………………………….33
3.1. Расчет «социальной» инфляции……………………………………………33
3.2. Политика прямого таргетирования инфляции…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………..………………44
Приложения……………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая. Регулирование инфляции.doc

— 669.00 Кб (Скачать)

Таким образом, экономика страны попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием.

Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую экономику.

Именно в этот порочный круг постоянного обесценения национальной валюты была втянута экономика Россия в период так называемых либеральных экономических реформ.

Очень резко о девальвационно-инфляционной политике высказывался Людвиг Эрхард. В частности, он  утверждал, что «инфляция не обрушивается на нас как проклятие или трагически роковое событие, ибо она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой. Нужно заклеймить всякое потворство инфляционной политике перед лицом всей общественности и этим воспрепятствовать всякой такой попытке».

Примерно таких же взглядов на инфляцию придерживался  и известный французский экономист, лауреат Нобелевской премии в  области экономики (1988 г.) Морис Алле, который ряд своих работ посвятил исследованиям в области денежной динамики.

Он считал, что в  неустойчивой в денежном плане экономике  не может быть ни эффективности, ни справедливости в распределении  доходов.

В одном из основных своих  трудов «Налог на капитал и денежная реформа», анализируя процесс инфляции и кредитный механизм, он писал:  – «Эта система (имеется в виду инфляция), приводящая к гигантскому ограблению одних другими, опирается в своей основе на обман и мистификацию... Как и в любой период ускоренной инфляции в прошлом, развивался нездоровый капитализм; возникли скандальные состояния, чаще всего в силу сговора плутократии, политократии и технократии».

Высокая инфляция подрывает  экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции приводит к росту инфляционных ожиданий, которые приобретают инерционный характер, формируя высокую склонность населения к потреблению.

В последние годы, несмотря на процесс стабилизации и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал.

Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной  и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией  необходимо разработать и реализовать  комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики.

Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем  цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия  и определиться с методикой подсчета роста цен.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года.

Министерство финансов России предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции,  при  котором месячный индекс роста цен  рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.

Следует отметить, что  в России официальный рост цен  резко отличается от реального.  Это связано главным образом  с тем, что в индексе потребительских  цен учитываются цены  на 400 различных  товаров и услуг.

 Для выявления реального рост цен необходимо рассчитывать так называемую «социальную инфляцию».

Представляется целесообразным определять индекс потребительских  цен примерно по 30 товарам и услугам, которыми пользуются граждане. Если взять  такой более узкий набор, то окажется, что в 2011 г. при официальном уровне инфляции 6,9%, цены, по разным оценкам, выросли на 20 – 25%

Кроме того, в целях  более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно  рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.

 

3.2. Политика  прямого таргетирования инфляции

Необходимо переходить  к политике прямого таргетирования инфляции.  Центральный банк Российской Федерации, как и Европейский центральный банк должен действовать по принципу  установления целевого уровня инфляции.

Речь идет о полнофункциональном  таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном  обязательстве Центрального банка  по достижению ее целевого ориентира.

В Конституции Российской Федерации в Главе 3 Федеративное Устройство, (статья 75 часть 2) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.

Данное положение дает нам основание полагать, что главной  функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий 2 % в год.

Все остальные функции  Банка России должны реализовываться  только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что  режим тагретирования инфляции по сравнению  с другими монетарными инструментами  является гораздо более требовательным с точки зрения зрелости экономики и  институциональной структуры к его использованию.

В частности как показывает мировой опыт, при переходе к такому режиму необходимо и желательно соблюдение следующих условий:

центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции;

ценообразование должно быть свободным;

 экономика не должна  испытывать сильной зависимости  от цен на экспортируемое сырье;

прогнозируемый уровень  колебаний обменного курса;

минимальный уровень  долларизации финансовой сферы;

устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;

надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков;

 ЦБ должен иметь  надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.

Очевидно, что не все  условия могут быть выполнены  для введения режима таргетирования инфляции в России.

В частности, законодательно ЦБ РФ обладает автономией, однако регулярно  испытывает давление со стороны как  исполнительной, так и законодательной  власти. 

Особенностью нашей  экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, в следствии чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и прежде всего, на энергоносители.

Долларизация экономики  России хотя и резко снижается, но остается достаточно высокой.

По сравнению с другими  странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока  отстает от многих развитых стран.

Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда, 
когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

 Режим инфляционного  таргетирования является гибким  инструментом денежно-кредитной  политики, однако для его успешного  применения важно обеспечить  полное доверие экономических агентов  
к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Учитывая эти особенности  российской экономики, Центральный  Банк вряд ли в ближайшее время  сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции.

Вместе с тем,  постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.

Необходимо изменение  акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики использование  всех ее инструментов для борьбы с  инфляцией и создания условий экономического роста.

При этом денежно-кредитная  политика Банка России не должна характеризоваться  механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике  и за динамикой валютного курса.

В частности, ставка рефинансирования в России до сих пор остается скорее экономическим  индикатором, чем  регулятором уровня инфляции.

Ставка рефинансирования не стала эффективным инструментом денежно-кредитной политики, напрямую не влияет на стоимость заемных средств  на межбанковском рынке, поскольку имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского учета и налогообложения.

В соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации учетная  ставка Центрального банка привязана:

к расчетам  пени на недоимку по уплате налогов и сборов;

к расчетам процентов  при предоставлении отсрочки или  рассрочки уплаты налогов и сборов, предоставлении налогового кредита;

к расчетам процентов  при просрочке налоговым органам  возврата излишне уплаченной суммы налога или сбора;

к расчетам пени при нарушении  банком сроков исполнения платежного поручения клиента на уплату налогов (сборов);

к определению затрат на оплату процентов по кредитам банков, полученных юридическими лицами на производственные цели для исчисления налога на прибыль;

в ряде случаев ставка рефинансирования применяется для  определения в целях налогообложения  размера материальной выгоды, получаемой налогоплательщиком;

к расчетам в  многих других случаях.

Ставку рефинансирования необходимо освободить от несвойственных ей в рыночной экономике фискальных функций. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском  сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение  к общемировым нормам и стандартам.

Главное, чтобы размеры  и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам  будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

Следует усовершенствовать  систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна   сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а наоборот, должна стимулировать расширение кредитования реального сектора экономики.

Следует подчеркнуть, что  проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных  организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний и банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Инфляция — это  процесс обесценивания денег, обусловленный  факторами как денежного обращения, так и функционирования реального  сектора экономики, т.е. она является многофакторным явлением.

Инфляция подразделяется на открытую, подавленную и вызываемую бюджетно-кредитной экспансией.

Для измерения инфляции используются агрегированные индексы  цен (индекс Пааше), индекс потребительских  цен, который отражает динамику цен на потребительские товары, дефлятор ВВП (ВНП), представляющий собой процентную разницу между номинальным и реальным ВВП.

По темпам роста цен  инфляция подразделяется на ползучую (темп роста цен до 10%) в год), галопирующую (200%), гиперинфляцию (более 200%), стагфляцию (рост цен при экономическом спаде или депрессивном состоянии экономики).

К основным причинам инфляции следует отнести: безответственную денежную политику центрального банка, цикличность экономического развития, структурные диспропорции в экономике, несовершенство рыночных структур, бюджетный дефицит, милитаризацию экономики и наличие парапроизводства, влияние внешнеэкономических факторов, политическую нестабильность в стране.

Информация о работе Инфляция её виды антиинфляционная политика