Инфляция её виды антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - достаточно распространенное явление. Она имеется фактически во всех странах, так же, как дефицит бюджета и государственный долг. В последнее время темпы инфляции в России существенно замедлились, но, несмотря на это, проблема не потеряла своей актуальности. Темп роста уровня цен остается одним из важнейших макроэкономических показателей, который существенно влияет на экономику. Инфляция является своего рода индикатором общего состояния экономики.

Оглавление

Введение……...……………..………………….………………….………………3
1. Теоретические аспекты изучения инфляции…………………………………6
1.1. Сущность и виды инфляции…………………………………………………6
1.2. Источники инфляции………………………………………………………...9
1.3. Последствия инфляции, методы борьбы с инфляцией…………………...17
2. Анализ инфляции в рыночной экономике Российской Федерации……...23
3.1. Анализ динамики инфляционных процессов в России…………………..23
2.2. Меры правительства по борьбе с инфляцией……………………………26
2.3.Динамика инфляционных процессов в 2012 году……………….………..28
3. Пути совершенствования основных направлений антиинфляционной политики………………………………………………………………………….33
3.1. Расчет «социальной» инфляции……………………………………………33
3.2. Политика прямого таргетирования инфляции…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………..………………44
Приложения……………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая. Регулирование инфляции.doc

— 669.00 Кб (Скачать)

В 2007 г. правительству  удалось удержать инфляцию в рамках 11,9% при планируемой 7-8%. В 2008 г. максимальный уровень инфляции прогнозировался на уровне 10,8%, однако уже в октябре реальный прирост инфляции был зафиксирован на уровне 11,6%. Высокие темпы инфляции в 2008 г. связаны с удорожанием продуктов питания (за первые три квартала инфляция цен на продовольственные товары составила 12,1%). Непродовольственные товары также дорожают, особенно с августа 2008 г. Рост цен к октябрю на эту группу товаров составил в 2008 г. 6,5%, а в 2007 г. — 4,5%. Инфляция в данном случае вызвана ожиданиями потребителей относительно сокращения поставок импортных товаров и обесценивания рубля. По итогам 2008 г. инфляция составила 13,3 %, в 2009 г. уровень инфляции был 13,5%.

С 2010 года, после окончания  финансового кризиса уровень инфляции заметно снизился – 7,6% в 2010 и 6,1% в 2011гг.

Динамика среднегодового уровня инфляции в России с 1990 по 2011 г. показана в Приложении 1 и на рис. 2.1.8

Рис.2.1 - Динамика среднегодового уровня инфляции в России с 1999 по 2011 гг.

 

2.2. Меры  правительства  по борьбе с инфляцией

С начала 1992 г. проблемы высокой  инфляции и мер борьбы с ней  выдвигаются в экономической  политике России на первое место. Вызвано  это тем резким повышением цен, которое произошло вследствие их либерализации. Выбор мер борьбы с инфляцией и их результативность неразрывно связаны с ключевыми вопросами путей и направлений указанного перехода.

Для снижения инфляции были применены следующие антиинфляционные меры:

—  сокращены государственные расходы;

—  сокращено количество денег в обращении;

—  началась структурная  перестройка в экономике;

—  произошел рост товарности экономики;

—  проведена приватизация;

—  осуществлена «товарная  интервенция» на потребительском рынке;

—  проводилась политика поддержки национальной валюты;

—  осуществлялась политика «замораживания доходов».

Данные меры позволили  сбить инфляционную волну, хотя не все из них оказались достаточно эффективными. Так, проведенная приватизация не привела к появлению массового собственника как основы среднего класса в России. Однако в 1996 году годовая инфляция составила 25%. Кризис 1998 года вызвал резкий всплеск инфляции, которая составила 84,4 %. Начиная с 1999 года начался процесс снижения инфляции в России: инфляция в 1999 году составила 36,5%, в 2000 году — 20,2%, в 2001 году — 18,6%, в 2002 году – 15,1 %, в 2003 году – 12,  в 2004  году – 11,7%, а в 2005 году инфляция остановилась на уровне 10,9% и т. д. В основе данного процесса лежит благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая способствовала росту экспорта топливно-сырьевых отраслей экономики. Однако для придания инфляционным процессам регулируемого характера необходимы серьезные преобразования российской экономики.

За 2011 год в России наблюдались самые низкие темпы снижения цен для конечных покупателей: ни на один из продуктов они не достигли 10%. Результаты сопоставлений вновь показывают, что российские цены либо снижались меньшими темпами, чем мировые, либо даже росли в тот период, когда последние снижались. Основные показатели развития топ – 10 стран мира в 2011г. показаны в таблице 2.1. 9

По данным таблицы 2.1 видно, что в России по сравнению с  другими странами самый высокий  уровень инфляции (только Индия опережает  Россию), что в свою очередь влияет на уровень безработицы равный 6,2% и снижение инвестиций. К примеру, в США – стране, являющейся виновником мирового финансового кризиса, уровень инфляции составляет лишь 4,2% и уровень безработицы 5,7% . Инфляция в России в 2011 году составила 6,1%, что выше 5%, которые прогнозировали власти в начале 2011 года. Потребительская корзина подорожала на 17,5%. Главные причины – дорогое сырье, рост тарифов, а также падение курса рубля.

Таблица 2.1

 Основные показатели  развития топ-10 стран мира в  2011 г.

Страна

Уровень инфляции, %

Уровень безработицы,%

Уровень инвестиций

Уровень госдолга к ВВП,%

Доля экспорта в ВВП,%

Сальдо текущего счета платеж-ного баланса,-млрд долл.

Соотношение между ЗВР и ВВП,%

ЗВР,млрд долл

1 США

4,2

5,7

14,6

66,6

9,44

-813,00

0,48

70,57

2 Китай

6,0

4,0

40,2

15,7

18,78

309,00

26,06

2033,0

3 Япония

1,8

4,2

22,5

170,4

17,31

80,60

21,26

954,1

4 Индия

7,8

6,8

34,6

59,0

5,29

-111,80

8,26

274,2

5 Германия

2,8

7,9

18,9

62,6

53,44

328,00

4,76

136,2

6 Велико-британия

3,8

5,5

16,7

47,2

20,55

-117,00

2,51

57,3

7 Россия

6,1

6,2

24,7

6,8

21,39

174,00

19,57

435,4

8 Франция

3,4

7,5

21,3

64,4

30,03

-88,70

5,52

115,2

9 Бразилия

5,8

8,0

18,6

40,7

9,85

24,00

9,72

197,4

10 Италия 

3,6

6,8

20,5

103,7

31,43

-0,70

5,77

104,0


 

2.3.Динамика  инфляционных процессов в 2012 году

Инфляция в России снизилась до 3,7% в марте относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов» - таблица 2.2.

Цены на потребительском  рынке формировались в условиях сдержанной динамики цен производителей в промышленных производствах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса, и в сельском хозяйстве, в целом благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка, укрепления рубля. Заметное влияние на прирост цен на жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, на инфляцию в целом оказал перенос с января на июль индексации регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике.

Таблица 2.2

Инфляция на потребительском  рынке

 

Прирост, %

Изменение, процентные пункты

 

Март 2012 г. к декабрю

2011 г.

Март 2011 г.

 к декабрю 2010 г.

 

Цены на товары и услуги - всего

1,5

3,8

Замедление на 2,3

В том числе:

     

- на продовольственные товары

2,3

4,8

Замедление на 2,5

Из них:

     

- на продовольственные товары  без плодоовощной продукции

1,7

3,5

Замедление на 1,8

- на непродовольственные товары

1,2

1,7

Замедление на 0,5

- на платные услуги населению

0,6

5,2

Замедление на 4,6

Цены на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции

1,4

2,5

Замедление на 1,1


 

Согласно информации Федеральной службы государственной  статистики, потребительские цены повысились за I квартал на 1,5% (за I квартал 2011 г. – на 3,8%) – рис.2.2. Базовая инфляция составила 1,4%, что на 1,1 процентного пункта ниже, чем в I квартале 2011 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено 1,1 процентного пункта, или 77,2% уровня инфляции (в январе-марте 2011 г. – 2,0 процентного пункта и 52,0%).

Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги остались в среднем на уровне декабря 2011 г., тогда как за I квартал 2011 г. они повысились на 10,3%. В целом административно регулируемые тарифы на услуги повысились за январь-март 2012 г., оценочно, на 0,6%, что на 7,7 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2011 году.

Рис.2.2 – Динамика цен  на потребительские товары и услуги

(в % к предыдущему  месяцу)

 

Ниже, чем в предыдущем году, были темпы роста цен на многие группы услуг, цены и тарифы на которые не регулируются. В целом услуги за I квартал подорожали на 0,6% против 5,2% за сопоставимый период 2011 года. По оценке, их вклад в прирост потребительских цен составил 0,2 процентного пункта, или 10,6% (в I квартале 2011 г. – 1,4 процентного пункта и 35,5%).

Продовольственные товары за январь-март 2012 г. подорожали на 2,3%, в том числе плодоовощная продукция – на 7,8%. Это минимальные показатели для I квартала за весь период наблюдений. Вклад в инфляцию прироста цен на продукты питания оценивается на уровне 0,8 процентного пункта, или 58,1% (в I квартале 2011 г. – 1,9 процентного пункта и 48,7%) – рис. 2.3.

Среди основных групп  продуктов питания - Приложение 2 (без учета плодоовощной продукции) за январь-март 2012 г. наиболее заметно подорожали сахар-песок – на 9,4%, яйца – на 6,6% и алкогольные напитки – на 3,0% (за январь-март 2011 г. – на 6,5; 1,5 и 2,7% соответственно). За рассматриваемый пери од также подешевели – крупа и бобовые – на 5,8%, масло подсолнечное – на 2,3% и макаронные изделия – на 0,3% (за январь-март 2011 г. цены на эти продукты повысились на 16,8; 6,6 и 3,4% соответственно). Темпы прироста цен на другие основные группы продуктов питания находились в диапазоне 0,3 – 1,8%. По итогам за январь-март 2011 г. темпы удорожания продовольственных товаров данной группы находились в интервале от 2,8 до 5,3%.

Рис.2.3 - Динамика цен на потребительские товары и услуги

(в % к предыдущему  году)

 

За I квартал 2012 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 1,2% (по итогам I квартала 2011 г. – 1,7%). Удорожанием непродовольственных  товаров было обусловлено оценочно 0,5 процентного пункта, или 31,3% общего прироста потребительских цен, против 0,6 пункта

(15,8%) за I квартал 2011 года. В январе-марте 2012 г. в наибольшей  степени подорожали табачные изделия – на 5,8% и моющие и чистящие средства – на 3,5% (в январе-марте 2011 г. – на 6,5 и 1,9% соответственно).

По итогам I квартала 2012 г. темп прироста цен на потребительские товары на 1,2 процентного пункта превысил темп удорожания платных услуг населению (за сопоставимый период 2011 г. он был ниже темпа удорожания платных услуг на 1,9 процентного пункта).10

В России инфляция – не только монетарное явление. Ее специфика  в первую очередь определяется условиями, в которых протекает процесс  воспроизводства. Унаследованная от советской  экономики ресурсо- и транспортоемкая  структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации экономики, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е годы стали основными инфляционными факторами. Возникшие и сохраняющиеся по сей день ценовые диспропорции между отраслями энергосырьевого и остальных секторов экономики, а также низкая эффективность использования дорожающих ресурсов обусловливают значительный инфляционный потенциал российской экономики

Таким образом, стратегической задачей, стоящей перед Россией  и её правительством в настоящее  время в нынешней ситуации, −  создание условий для осуществления  коренных структурных реформ, позволяющих  ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить её можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира.

 

 

 

3. Пути совершенствования  основных направлений антиинфляционной политики

 

3.1. Расчет «социальной»  инфляции

В России с 1992 г. проводилась  девальвационно-инфляционная политика, которая доказала свою историческую, экономическую и социальную несостоятельность.

В результате такой политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения страны.

Трудно оценить реальные материальные, социальные, моральные  и психологические последствия  инфляционных и девальвационных  потрясений начала 90-х годов  и 1998 г, которые на себе испытал практически каждый житель  многострадальной России.

Как показывает мировой  опыт, ползущая девальвация и обесценение  национальной валюты на определенном этапе могут стимулировать рост экономики за счет повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Однако девальвация  имеет весьма краткосрочный эффект. Происходящее под влиянием ползущей девальвации удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий экспортеров от девальвации национальной валюты. Ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит и до них.

При высокой инфляции детонирующая ее девальвация неизбежно  приобретает ползучий характер, постоянно  провоцируя рост цен.

Информация о работе Инфляция её виды антиинфляционная политика