Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:23, доклад

Краткое описание

Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.
Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:
установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Файлы: 1 файл

Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции.docx

— 20.25 Кб (Скачать)
    1. Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции
 
 

Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  • установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  • подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  • применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  • сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции— манипулирование ставкой рефинансирования. Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Кроме того, повышение  учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом снижение учетной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.

Таким образом суть инфляционного таргетирования состоит в следующем. Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Так  власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.

Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий.

Первое условие - центральный банк должен иметь  достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может  быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать  свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется  достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это  условие, стране необходимо отказаться от принципа "фискального доминирования", то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния  на денежно-кредитную политику. Свобода  от фискального доминирования подразумевает  крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных  заимствований у центрального банка  и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка  с тем, чтобы он мог "поглотить" дополнительные эмиссии государственных  обязательств.

Кроме того, правительство  должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно "безобидных" на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.

Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного  таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.

Однако неограниченная свобода действий центрального банка  может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики, пришли к выводу, что в  условиях жесткой денежно-кредитной  политики лучшим решением властей с  точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной инфляционной цели с  учетом необходимости роста производства.

Выполнив два  основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию  инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд мероприятий:

  • разработать модель или методологию прогнозирования инфляции;
  • установить количественные показатели инфляции на предстоящий период;
  • заверить участников рынка, что инфляционные цели превалируют над всеми остальными;
  • подобрать подходящий монетарный инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;
  • создать технические и институциональные предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;
  • определить лаг между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;
  • исследовать степень эффективности отдельных монетарных инструментов.

Кроме того, определение  целевого ориентира инфляции, или  инфляционной цели включает: выбор  типа индекса цен; постановку цели с  точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей  инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или  как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых  значений или отказ от инфляционного  ориентира в случае возникновения  особых обстоятельств.

Информация о работе Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции