Таргетирование инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:38, доклад

Краткое описание

Таргетирование инфляции (inflation targeting) является новым режимом денежно-кредитной политики, который в настоящее время широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии данный режим был принят денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. В России отдельные элементы таргетирования инфляции провозглашались ЦБ РФ с 1996 г.

Файлы: 1 файл

Таргетирование инфляции.docx

— 20.80 Кб (Скачать)

Таргетирование инфляции (inflation targeting) является новым режимом  денежно-кредитной политики, который  в настоящее время широко распространен  в мире. Впервые о переходе к  прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии данный режим был принят денежными  властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. В России отдельные  элементы таргетирования инфляции провозглашались  ЦБ РФ с 1996 г. 
 
Таргетирование инфляции включает несколько элементов. К ним относятся: 
1) публичное объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции;  
2) институциональный выбор стабильности цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; 
3) прозрачность исполнения денежно-кредитной политики и планов денежных властей;  
4) повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

 
Таргетирование инфляции имеет ряд  преимуществ. Оно дает возможность  денежным властям сосредоточиться  на внутренних проблемах экономики. Органы денежно-кредитного регулирования  в данном случае не устанавливают  для себя жестких соотношений  между динамикой денежных агрегатов  и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко  реагировать на изменение макроэкономической ситуации. Таргетирование инфляции очевидно и понятно для общества. Установление конкретных ориентиров темпов инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия. 
 
Переход к инфляционному таргетированию сам по себе не связан с бюджетными расходами. Но поскольку при таргетировании инфляции основной целью денежно-кредитной политики становится соблюдение объявленного ориентира по инфляции, ЦБ уделяет меньше внимания поддержанию обменного курса. Переход к таргетированию инфляции приведет к большей волатильности обменного курса рубля.

 В настоящее  время все больше стран переходят  на режим таргетирования инфляции. Основные принципы этого режима  отражены в официальных документах  данных стран. Однако существуют  особенности перехода стран на  режим таргетирования инфляции. Отечественные и зарубежные ученые  говорят о необходимости определенных  факторов для перехода на данный  режим. Тем не менее изучение  практики перехода стран на  режим таргетирования инфляции  показывает, что большая часть  условий, которые обычно упоминаются  в качестве необходимых для  успешного введения режима, являются  на самом деле желательными, а  не обязательными. Таким образом,  существуют особенности, как при  переходе, так и при осуществлении  режима таргетирования инфляции, что свидетельствует о невозможности  выработки единого механизма  для всех стран, решивших внедрить  данный режим. 

 Правительства  большинства стран, осуществляя  экономическую политику через  центральные банки, проводят главный  курс, направленный на поддержание  ценовой стабильности. Для достижения  поставленной цели правительство  может ввести ряд промежуточных  целей денежной политики (в основном, используются те или иные денежные  агрегаты и обменный курс). Однако  проводя курс ценовой стабильности  страны, они получают проблемы  между поставленной целью, т.  е. ценовой стабильностью и  промежуточными целями. Управляющий  Резервного Банка Австралии Макфарлейн  так высказался о сложившейся  ситуации: «Когда было осознано, что функция спроса на деньги  является нестабильной, внимание  было сосредоточено на режиме  денежной политики, сфокусированном  на инфляции. Налицо было две  основные альтернативы: система,  где инструменты денежной политики  были направлены на достижение  желаемого показателя инфляции  без обращения к промежуточным  целям; или система, где обменный  курс был зафиксирован по отношению  к валюте страны с удовлетворительным  опытом поддержания низкой инфляции».

   В результате правительства некоторых  стран приняли решение перейти  на режим таргетирования инфляции. Основные принципы отражены в официальных  документах данных стран. Так, например, в официальных документах Новой  Зеландии отмечается: «Банк должен формулировать и проводить денежную политику с особым вниманием к  поддержанию стабильного общего уровня цен, таким образом, что денежная политика может внести свой максимальный вклад в достижение существенного  экономического роста, занятости и  возможностей развития экономики Новой  Зеландии» [2]. В 2009 г. в числе её последователей насчитывается 29 стран. Причем лишь семь из них являются развитыми. Безусловным достоинством данного режима является гибкость по отношению к способам в достижении поставленной цели.

   Существвует нескольких видов инфляционного  таргетирования [3].

   Во-первых, это полное инфляционное таргетирование, известное как инфляционное таргетирование, или планирование инфляции.

Во-вторых, скрытое  инфляционное таргетирование, существующее в тех странах, в которых центральный  банк «не связывает себе руки»  четкой и однозначной спецификацией  инфляционной цели, наиболее экономически развитыми странами, проводящими  данный режим – ФРС США и  ЕЦБ. Данный режим может называться эклектическим инфляционным таргетированием.

   В третьих, так называемое легкое инфляционное таргетирование, проводимое рядом стран, в которых центральные банки  пользуются слабым уров-нем доверия  со стороны населения в результате слабой ответственности банков за принимаемые  решения.

   Таким образом, мы видим, что в любой  стране мира правительство стремится  к стабильности цен и таким  образом проводит политику, направленную на регулирование инфляции. Однако только те страны, которые обозначают показатели инфляции и стремятся  их достичь, следует относить к странам, осуществляющим таргетирование инфляции.

Как российские, так  и зарубежные ученые считают, что  режим таргетирования инфляции является весьма требовательным к институциональной  и макроэкономической среде, что  заставляет очень нерешительно подходить  к его введению в нашей стране.

Однако мы считаем, что в последнее время, после  того, как стали очевидны положительные  результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться. В результате большая часть условий, которые  обычно упоминаются в качестве необходимых  для успешного введения режима, являются на самом деле желательными, а не обязательными.

Так, например, в соответствии с исследованиями МВФ ни в одной  из стран перешедших на таргетирование инфляции не были выполнены все необходимые  условия. Например, Израиль и Филиппины  имели высокий уровень государственного долга относительно ВВП и значительный бюджетный дефицит; практически  во всех странах не было необходимого математическо-го аппарата; в Перу наблюдался чрезвычайно высокий уровень  долларизации экономики. Центральные  банки не всегда предоставляли в  оговоренное время цели инфляции, как это принято – это было не сделано Государственным банком Англии до 1997 и Шведским Sveriges Riksbank до 1999, хотя оба приняли решение о  таргетировании инфляции несколькими  годами ранее. Валютная политика не всегда была особенно прозрачный, даже когда  планирование инфляции было введено. Банк Израиля, например, начал публиковать  отчет об инфляции в 1998 г., центральный  банк Чили – в 2000 г., спустя шесть  и десять лет соответственно после  того, как они формально начали осуществлять тагетирование инфляции. Официальные прогнозы инфляции в  Швеции часто не издавались даже спустя некоторое время после того, как  тагетирование инфляции было принято. Точно так же, как установленные  и публично объявленные встречи  для решений валютной политики не были проведены в Австралии и  Канаде, хотя это должно было быть сделано. Также, только двенадцать из более двадцати стран осуществляющих таргетирование инфляции интерпретировали прогнозы инфляции как промежуточные цели валютной политики.

В работе А. Улюкаева, О. Замулина и М. Куликова авторы одним  из желательных условий успешного  перехода к политике таргетирования инфля-ции в России называют независимость  ЦБ. Однако исследования, проведенные  МВФ в ряде стран, опровергают  категоричность данного условия.

Исследования, проведенные Aгустином Карстенс и Луисом И. Хакоме среди стран Латинской Америки, переживших гиперинфляцию до и после  реформ центральных банков, показывают, что между этими двумя перемен-ными (независимостью ЦБ и инфляцией) существует отрицательная корреляция. Недавнее исследование МВФ по странам Латинской  Америки и Карибского бассейна, проведенное  Хакоме и Васкесом, показывает, что юридическая независимость центральных банков, вместе с другими макроэкономическими показателями, способствовала снижению инфляции, хотя наличия причинно-следственной связи не установлено [9]. В анализе учитывается широкий индекс структурных реформ (исключая денежно-кредитные аспекты) и внешняя инфляция. Вместе с тем в отношении бюджетных дефицитов аналогичной взаимосвязи не обнаружено, вопреки общепринятой точке зрения. Это означает, что реформа центрального банка не стимулировала повышение бюджетной дисциплины в Латинской Америке (хотя следует иметь в виду, что налогово-бюджетная политика в этот период испытывала на себе влияние банковских кризисов, поразивших регион, и связанных с этими кризисами бюджетных издержек).

Осипова О. А., ведущий  эксперт Фонда экономических  исследований «Центр Развития» также  отмечает, что для Банка России задача снижения инфляции осложняется  тем, что он не контролирует повышения  цен монополий и не может препятствовать адаптации цен к реальному  изменению предложения товаров  в чрезвычайной (шоковой) ситуации, в частности, к колебаниям внешней  конъюнктуры [10].

Мы считаем, что  в условиях, когда банк не регулирует тарифы монополий, именно взаимодействие центрального банка и правительства  позволит более взвешенно подходить  к планированию инфляции и выполнению оглашенных параметров.

Таким образом, мы считаем, что процесс таргетирования инфляции более сложный и тонкий процесс, сильно отличающийся в разных странах. Поэтому выработать единый механизм практически невозможно, что должно учитываться при введении режима таргетирования инфляции в России.

Информация о работе Таргетирование инфляции