Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:38, доклад
Таргетирование инфляции (inflation targeting) является новым режимом денежно-кредитной политики, который в настоящее время широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии данный режим был принят денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. В России отдельные элементы таргетирования инфляции провозглашались ЦБ РФ с 1996 г.
Таргетирование инфляции 
(inflation targeting) является новым режимом 
денежно-кредитной политики, который 
в настоящее время широко распространен 
в мире. Впервые о переходе к 
прямому таргетированию уровня инфляции 
заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии 
данный режим был принят денежными 
властями Канады, Великобритании, Швеции, 
Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, 
Чехии и Чили. В России отдельные 
элементы таргетирования инфляции провозглашались 
ЦБ РФ с 1996 г. 
 
Таргетирование инфляции включает несколько 
элементов. К ним относятся: 
1) публичное объявление среднесрочных 
численных значений целевого уровня инфляции;  
2) институциональный выбор стабильности 
цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной 
политики; 
3) прозрачность исполнения денежно-кредитной 
политики и планов денежных властей;  
4) повышение ответственности центрального 
банка за достижение целевых значений 
инфляции.
Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:
 
Таргетирование инфляции имеет ряд 
преимуществ. Оно дает возможность 
денежным властям сосредоточиться 
на внутренних проблемах экономики. 
Органы денежно-кредитного регулирования 
в данном случае не устанавливают 
для себя жестких соотношений 
между динамикой денежных агрегатов 
и темпом роста цен, таргетирование 
инфляции позволяет более гибко 
реагировать на изменение макроэкономической 
ситуации. Таргетирование инфляции очевидно 
и понятно для общества. Установление 
конкретных ориентиров темпов инфляции 
повышает ответственность центрального 
банка за его действия. 
 
Переход к инфляционному таргетированию 
сам по себе не связан с бюджетными расходами. 
Но поскольку при таргетировании инфляции 
основной целью денежно-кредитной политики 
становится соблюдение объявленного ориентира 
по инфляции, ЦБ уделяет меньше внимания 
поддержанию обменного курса. Переход 
к таргетированию инфляции приведет к 
большей волатильности обменного курса 
рубля.
 В настоящее 
время все больше стран 
 Правительства 
большинства стран, 
   В 
результате правительства некоторых 
стран приняли решение перейти 
на режим таргетирования инфляции. 
Основные принципы отражены в официальных 
документах данных стран. Так, например, 
в официальных документах Новой 
Зеландии отмечается: «Банк должен 
формулировать и проводить 
Существвует нескольких видов инфляционного таргетирования [3].
Во-первых, это полное инфляционное таргетирование, известное как инфляционное таргетирование, или планирование инфляции.
Во-вторых, скрытое инфляционное таргетирование, существующее в тех странах, в которых центральный банк «не связывает себе руки» четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели, наиболее экономически развитыми странами, проводящими данный режим – ФРС США и ЕЦБ. Данный режим может называться эклектическим инфляционным таргетированием.
В третьих, так называемое легкое инфляционное таргетирование, проводимое рядом стран, в которых центральные банки пользуются слабым уров-нем доверия со стороны населения в результате слабой ответственности банков за принимаемые решения.
Таким образом, мы видим, что в любой стране мира правительство стремится к стабильности цен и таким образом проводит политику, направленную на регулирование инфляции. Однако только те страны, которые обозначают показатели инфляции и стремятся их достичь, следует относить к странам, осуществляющим таргетирование инфляции.
Как российские, так и зарубежные ученые считают, что режим таргетирования инфляции является весьма требовательным к институциональной и макроэкономической среде, что заставляет очень нерешительно подходить к его введению в нашей стране.
Однако мы считаем, что в последнее время, после того, как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться. В результате большая часть условий, которые обычно упоминаются в качестве необходимых для успешного введения режима, являются на самом деле желательными, а не обязательными.
Так, например, в соответствии 
с исследованиями МВФ ни в одной 
из стран перешедших на таргетирование 
инфляции не были выполнены все необходимые 
условия. Например, Израиль и Филиппины 
имели высокий уровень 
В работе А. Улюкаева, О. Замулина и М. Куликова авторы одним из желательных условий успешного перехода к политике таргетирования инфля-ции в России называют независимость ЦБ. Однако исследования, проведенные МВФ в ряде стран, опровергают категоричность данного условия.
Исследования, проведенные 
Aгустином Карстенс и Луисом И. Хакоме 
среди стран Латинской Америки, 
переживших гиперинфляцию до и после 
реформ центральных банков, показывают, 
что между этими двумя перемен-
Осипова О. А., ведущий эксперт Фонда экономических исследований «Центр Развития» также отмечает, что для Банка России задача снижения инфляции осложняется тем, что он не контролирует повышения цен монополий и не может препятствовать адаптации цен к реальному изменению предложения товаров в чрезвычайной (шоковой) ситуации, в частности, к колебаниям внешней конъюнктуры [10].
Мы считаем, что в условиях, когда банк не регулирует тарифы монополий, именно взаимодействие центрального банка и правительства позволит более взвешенно подходить к планированию инфляции и выполнению оглашенных параметров.
Таким образом, мы считаем, что процесс таргетирования инфляции более сложный и тонкий процесс, сильно отличающийся в разных странах. Поэтому выработать единый механизм практически невозможно, что должно учитываться при введении режима таргетирования инфляции в России.