Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:38, доклад
Таргетирование инфляции (inflation targeting) является новым режимом денежно-кредитной политики, который в настоящее время широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии данный режим был принят денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. В России отдельные элементы таргетирования инфляции провозглашались ЦБ РФ с 1996 г.
Таргетирование инфляции
(inflation targeting) является новым режимом
денежно-кредитной политики, который
в настоящее время широко распространен
в мире. Впервые о переходе к
прямому таргетированию уровня инфляции
заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии
данный режим был принят денежными
властями Канады, Великобритании, Швеции,
Финляндии, Австралии, Испании, Израиля,
Чехии и Чили. В России отдельные
элементы таргетирования инфляции провозглашались
ЦБ РФ с 1996 г.
Таргетирование инфляции включает несколько
элементов. К ним относятся:
1) публичное объявление среднесрочных
численных значений целевого уровня инфляции;
2) институциональный выбор стабильности
цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной
политики;
3) прозрачность исполнения денежно-кредитной
политики и планов денежных властей;
4) повышение ответственности центрального
банка за достижение целевых значений
инфляции.
Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:
Таргетирование инфляции имеет ряд
преимуществ. Оно дает возможность
денежным властям сосредоточиться
на внутренних проблемах экономики.
Органы денежно-кредитного регулирования
в данном случае не устанавливают
для себя жестких соотношений
между динамикой денежных агрегатов
и темпом роста цен, таргетирование
инфляции позволяет более гибко
реагировать на изменение макроэкономической
ситуации. Таргетирование инфляции очевидно
и понятно для общества. Установление
конкретных ориентиров темпов инфляции
повышает ответственность центрального
банка за его действия.
Переход к инфляционному таргетированию
сам по себе не связан с бюджетными расходами.
Но поскольку при таргетировании инфляции
основной целью денежно-кредитной политики
становится соблюдение объявленного ориентира
по инфляции, ЦБ уделяет меньше внимания
поддержанию обменного курса. Переход
к таргетированию инфляции приведет к
большей волатильности обменного курса
рубля.
В настоящее
время все больше стран
Правительства
большинства стран,
В
результате правительства некоторых
стран приняли решение перейти
на режим таргетирования инфляции.
Основные принципы отражены в официальных
документах данных стран. Так, например,
в официальных документах Новой
Зеландии отмечается: «Банк должен
формулировать и проводить
Существвует нескольких видов инфляционного таргетирования [3].
Во-первых, это полное инфляционное таргетирование, известное как инфляционное таргетирование, или планирование инфляции.
Во-вторых, скрытое инфляционное таргетирование, существующее в тех странах, в которых центральный банк «не связывает себе руки» четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели, наиболее экономически развитыми странами, проводящими данный режим – ФРС США и ЕЦБ. Данный режим может называться эклектическим инфляционным таргетированием.
В третьих, так называемое легкое инфляционное таргетирование, проводимое рядом стран, в которых центральные банки пользуются слабым уров-нем доверия со стороны населения в результате слабой ответственности банков за принимаемые решения.
Таким образом, мы видим, что в любой стране мира правительство стремится к стабильности цен и таким образом проводит политику, направленную на регулирование инфляции. Однако только те страны, которые обозначают показатели инфляции и стремятся их достичь, следует относить к странам, осуществляющим таргетирование инфляции.
Как российские, так и зарубежные ученые считают, что режим таргетирования инфляции является весьма требовательным к институциональной и макроэкономической среде, что заставляет очень нерешительно подходить к его введению в нашей стране.
Однако мы считаем, что в последнее время, после того, как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться. В результате большая часть условий, которые обычно упоминаются в качестве необходимых для успешного введения режима, являются на самом деле желательными, а не обязательными.
Так, например, в соответствии
с исследованиями МВФ ни в одной
из стран перешедших на таргетирование
инфляции не были выполнены все необходимые
условия. Например, Израиль и Филиппины
имели высокий уровень
В работе А. Улюкаева, О. Замулина и М. Куликова авторы одним из желательных условий успешного перехода к политике таргетирования инфля-ции в России называют независимость ЦБ. Однако исследования, проведенные МВФ в ряде стран, опровергают категоричность данного условия.
Исследования, проведенные
Aгустином Карстенс и Луисом И. Хакоме
среди стран Латинской Америки,
переживших гиперинфляцию до и после
реформ центральных банков, показывают,
что между этими двумя перемен-
Осипова О. А., ведущий эксперт Фонда экономических исследований «Центр Развития» также отмечает, что для Банка России задача снижения инфляции осложняется тем, что он не контролирует повышения цен монополий и не может препятствовать адаптации цен к реальному изменению предложения товаров в чрезвычайной (шоковой) ситуации, в частности, к колебаниям внешней конъюнктуры [10].
Мы считаем, что в условиях, когда банк не регулирует тарифы монополий, именно взаимодействие центрального банка и правительства позволит более взвешенно подходить к планированию инфляции и выполнению оглашенных параметров.
Таким образом, мы считаем, что процесс таргетирования инфляции более сложный и тонкий процесс, сильно отличающийся в разных странах. Поэтому выработать единый механизм практически невозможно, что должно учитываться при введении режима таргетирования инфляции в России.