Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

1.Тенденции и основные параметры развития экономики РК в современных условиях .
2.Современная отраслевая структура экономики РК
3.Сущность и методы государственного регулирования рыночной экономики.
4.Методы государственного регулирования экономики в развитых странах.

Файлы: 1 файл

Все лекции Э.П..doc

— 6.12 Мб (Скачать)

В зависимости от стадии инвестирования:

А) Нетто-инвестиции - начальные (стартовые) инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия, а также вкладываемые в расширение производственной мощности. Сюда можно отнести инвестиции, направляемые на расширение действующих и строительство новых производственных мощностей, технологическое перевооружение и реконструкцию предприятия, модернизацию оборудования.

Б) Реинвестиции - средства, направляемые на восстановление изношенных основных фондов. К ним можно отнести: инвестиции на замену объектов, инвестиции на капитальный ремонт, инвестиции на диверсификацию и т.д.

В) Брутто-инвестиции - состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций.

По влиянию на конкурентные позиции предприятия:

А) Пассивные - обеспечивают поддержание на заданном уровне показателей рентабельности данного предприятия.

Б) Активные - обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и прибыльность его операций по сравнению с уже достигнутым уровнем. Это происходит за счет внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания новых рынков сбыта и поглощения конкурирующих фирм.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией, они играют исключительно важную роль как на макро-, так и на микроуровне, и в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

 

2. Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости организации в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Различают три направления формирования инвестиционной политики

А) Политика доходов - инвестирование с целью получения доходов в виде процентов, дивидендов. Такая политика предполагает покупку акций, облигаций.

Б) Политика роста - инвестирование с целью получения доходов за счет разницы между ценой приобретения ресурсов (активов) и более высокой ценой реализации ресурсов (продуктов).

В) Политика доходов и роста - инвестирование с целью роста и получения доходов одновременно.

Инвестиционная политика формирует соответствующий инвестиционный климат, который представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность, целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

Инвестиционный климат по отношению к инвесторам может быть благоприятным (привлекающим инвесторов) и неблагоприятным (отталкивающим инвесторов)

Низкая инвестиционная активность в настоящее время обусловлена:

1. Отсутствием инвестиционных ресурсов. Основными причинами являются:

  • резкий рост цен на все виды потребляемых ресурсов и неопределенность ее динамики;
  • ограниченность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки;
  • инфляция;
  • низкая инвестиционная привлекательность предприятий для населения и зарубежных инвесторов.

2. Недостаточной восприимчивостью предприятий к нововведениям. Сегодня нужны не просто инвестиции в производство, а такие, которые позволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию на основе высоких технологий. Для этого необходимы следующие меры: государственная поддержка инвестиционной политики; создание эффективной государственной системы стандартизации и сертификации продукции; переподготовка и повышение квалификации кадров в области освоения новых технологий; создание системы стимулирования за внедрение НТП и т.п.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей предприятий, т.е. из перспективного плана экономического и социального развития, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее.

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • инвестиционная политика должна быть нацелена на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  • должны быть учтены инфляция и фактор риска;
  • инвестиции должны быть экономически обоснованы;
  • необходимо сформировать оптимальную структуру портфельных и реальных инвестиций;
  • проекты должны быть ранжированы по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
  • выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Таким образом, учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии. Ответственными за разработку инвестиционной политики и ее реализацию должны быть первые лица организаций.

 

4. Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются:

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;

- обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

- повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

- укрепление безопасности и обороноспособности страны;

- улучшение экологической обстановки;

- сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах мира заключаются в следующем:

    1. Прямое финансирование;
    2. Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
    3. Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
    4. Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
    5. Отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
    6. Право на ускоренную амортизацию оборудования;
    7. Создание сети технополисов, технопарков.

По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:

Стратегию активного вмешательства, суть которого заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности - главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. Как правило, вслед за декларацией данного принципа следуют значительные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Воздействие государства на научную и инновационную деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

- государство выступает в качестве фактора предложения научно-технических связей  и создателя инфраструктуры инновационной сферы;

- создаются условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы, выделяются государственные ресурсы для формирования начального спроса на нововведения, которые находят широкое распространение в хозяйственной практике.

Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд других стран.

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (это характерно для Швеции).

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Издержки производства и реализации продукции

 

1.Издержки: понятие и классификация

2.Себестоимость продукции

3. Виды себестоимости

4.Факторы снижения затрат на производство и реализацию продукции

 

Цель лекции:

 

Ключевые слова:

 

 

1. Для изготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье, материалы, топливо, энергия, используются основные фонды, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называется затратами. Затраты - это оценка использованных производственных ресурсов в натуральной форме. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками производства.

Укрупнено можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции:

  • предметов труда (сырья, материалов и т.д.);
  • средств труда (издержки основного капитала);
  • по использованию живого труда.

Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, сгруппированные и сформированные в соответствии с требованиями действующего законодательства, принимают форму себестоимости.

В процессе своей деятельности предприятие осуществляет различные по своему экономическому содержанию и целевому назначению затраты:

- на производство и реализацию продукции;

- расширение и совершенствование производства;

- удовлетворение материальных и социально-культурных потребностей членов трудового коллектива.

В зависимости от источника покрытия расходы предприятия подразделяются по нескольким относительно самостоятельным подгруппам:

- включаемые в себестоимость продукции;

- производимые за счет прибыли; остающейся в распоряжении предприятия;

- покрываемые за счет целевых средств и средств специальных фондов.

Издержки обращения - это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме.

Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение предприятием своих функций и задач.

Классификация издержек представляет собой их объединение в однородные группы по определенным признакам. Это необходимо для проведения анализа, определения и учета издержек предприятия.

В зависимости от сферы возникновения различают издержки:

- производственные;

- внепроизводственные (реклама, сертификация продукции);

- непроизводственные (потери: брак, рекламации, штрафы).

По экономическим элементам выделяют:

- материальные затраты;

- оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизацию;

- прочие расходы.

Группировка по экономическим элементам лежит в основе расчетов сметы затрат на производство продукции в целом по предприятию.

По статьям калькуляции (статьям расходов) различают следующие виды издержек:

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

- возвратные отходы (вычитаются);

- топливо и энергия на технологические нужды;

- заработная плата производственных рабочих;

- налоги и отчисления в бюджет от заработной платы производственных рабочих;

- отчисления на социальное страхование;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- цеховые расходы;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- внепроизводственные (коммерческие расходы).

Суммарные расходы в соответствии с данной группировкой позволяют определить цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.

Каждая из комплексных статей имеет свою специфику, но их объединяет то, что они учитываются и планируются по местам их возникновения, распределяются косвенно между отдельными видами производимой продукции, а также между законченной продукцией и незавершенным производством (НЗП).

Планирование этих расходов осуществляется путем разработки соответствующих годовых, квартальных смет с распределением на каждый месяц по каждой отдельной производственной единице, например цеху, подразделению.

Общехозяйственные расходы связаны с функцией управления предприятием. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, налоги, обязательные отчисления и т.д. Сюда входят издержки:

Информация о работе Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование