Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:45, контрольная работа
1.Тенденции и основные параметры развития экономики РК в современных условиях .
2.Современная отраслевая структура экономики РК
3.Сущность и методы государственного регулирования рыночной экономики.
4.Методы государственного регулирования экономики в развитых странах.
Минимальная заработная плата -- это норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных или (и) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работающего к производительному труду и воспроизводству рабочей силы. В отличие от минимального потребительского бюджета минимальная заработная плата подлежит обязательной выплате при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда). Установление минимальной заработной платы - своего рода форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы, во-первых, обеспечить защиту некоторых наиболее уязвимых категорий трудящихся, чьи возможности участия в коллективных переговорах по каким-либо причинам ограничены; во-вторых, определить низший уровень заработной платы, «стартовые» позиции участников коллективных переговоров, ниже уровня, которых соглашения невозможны.
Государственное регулирование заработной платы осуществляется путем периодического пересмотра ее минимального размера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости. Минимальная заработная плата является основой для определения тарифов оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.
Основные недостатки минимальной заработной платы сводятся к следующему:
Регулирование средств, направляемых на оплату труда, осуществляется путем налогообложения доходов (прибыли) предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством. Налогом, базой расчета и источником выплаты которого является фонд заработной платы, служит подоходный налог.
Договорное регулирование оплаты труда основано на отношениях социального партнерства. Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Базовая правовая конструкция социального партнерства определяется двумя Конвенциями МОТ: № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949).
Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации.
Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство.
Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами и реализация согласованной социально-экономической политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и заработной платы в целом на национальном уровне и в регионах. Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также тарифные соглашения.
Регулирование оплаты труда на основе соглашений осуществляется на четырех уровнях.
На национальном уровне правительство, объединения нанимателей и профсоюзов при разработке и заключении Генерального соглашения могут договариваться:
- о совершенствовании нормативных и правовых актов по заработной плате;
- минимальном размере тарифной ставки первого разряда;
- приближении минимального размера заработной платы к минимальному потребительскому бюджету;
- перечне надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне;
- порядке компенсации трудящимся потерь от несвоевременной выплаты заработной платы;
- основных критериях и социальных стандартах, характеризующих уровень жизни.
На отраслевом уровне при заключении отраслевых тарифных соглашений стороны могут договариваться:
- о минимальном размере тарифной ставки первого разряда по основным категориям работников (работ) в отрасли и порядке ее пересмотра в период действия соглашения;
- минимальных гарантиях оплаты труда;
- минимально гарантируемых работникам доплатах и надбавках, определяемых специфическими условиями труда в отрасли;
- основных положениях (условиях) материального стимулирования труда работников отрасли (подотрасли);
- отраслевых нормах и нормативах трудовых затрат для нормирования труда и порядке их применения и др.
Предложения по регулированию оплаты труда для их включения в отраслевое тарифное соглашение подготавливаются рабочей группой специалистов - представителей сторон соглашения соответствующих профсоюзов и объединений нанимателей, а также органов государственного управления.
На местном (территориальном) уровне по договоренности сторон в соответствующие соглашения могут включаться положения об установлении за счет средств местных бюджетов повышенных по сравнению с законодательством гарантий и льгот в оплате труда, доплат компенсационного характера и т.д.
Соглашения могут содержать также обязательства местных исполнительных и распорядительных органов, периодически публиковать данные о минимальном потребительском бюджете {прожиточном минимуме), об индексе потребительских цен, сложившейся в регионе средней заработной плате и др.
Предложения к соглашению данного уровня подготавливаются рабочей группой специалистов - представителей договаривающихся сторон.
На уровне предприятия, организации, учреждения в коллективный договор целесообразно включать положения, конкретизирующие и дополняющие нормы и обязательства соответствующих соглашений более высокого уровня.
Коллективные договоры могут также включать положения, предусматривающие:
- формы и системы оплаты труда;
- сроки пересмотра и уровни тарифных ставок и окладов в зависимости от роста объемов производства и финансовых возможностей предприятий;
- порядок и размеры выплаты вознаграждения по итогам работы за год;
- механизм индексации зарплаты; сроки ее выплаты; условия и размеры социальных выплат и льгот.
Одним из механизмов защиты доходов от инфляции выступает их индексация. Индексация заработной платы представляет собой корректировку величины заработной платы с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация может осуществляться и путем единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). Работникам предприятий и организаций, финансируемых за счет средств бюджета, возмещение потерь от инфляции осуществляется из бюджетных источников, а работникам сферы материального производства - за счет предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит установленный законодательством уровень.
До настоящего времени в качестве социального норматива при индексации доходов применялся показатель минимальной заработной платы. С его использованием была построена шкала индексации дохода для различных его частей.
Тема 9. Инвестиционная и инновационная политика предприятия
1.Сущность и виды инвестиций
2.Основные направления инвестиционной политики предприятия
3.Сущность инноваций и классификация фирм с различной инновационной стратегией
4.Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности предприятия
Цель лекции: изучить сущность инвестиций, виды инвестиций, значение инноваций на предприятии, изучить взаимосвязь инвестиций и инноваций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инновации.
1. Инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях сохранения и получения дохода.
Инвестициями - являются все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта.
Исходя из основных положений Закона РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N 373. Инвестиции - все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.
Инвестиционная деятельность - деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.
Инвестиционные преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств.
Инвестиционный спор - спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.
Государственные натурные гранты - имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование;
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, отечественные и иностранные физические и юридические лица. Они сами принимают решения о выборе объектов инвестиций.
Объектами инвестирования могут быть основные и оборотные фонды, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция, земля и природные ресурсы. Запрещается инвестирование объектов, которые не соответствуют требованиям норм безопасности, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.
Инвестиции принято классифицировать по следующим признакам:
По объектам вложения:
А) Реальные (капиталообразующие) - это вложения денежных средств в создание и воспроизводство основных фондов.
Б) Финансовые (портфельные) - это денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями и государством.
В) Инвестиции в нематериальные активы - это вложения денежных средств в приобретение научно-технических разработок (программные продукты, имущественные права, товарные знаки, ноу-хау и др.).
По характеру участия в процессе инвестирования:
А) Прямые - непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.
Б) Непрямые - инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками).
По периоду инвестирования:
А) Краткосрочные - вложения капитала на период не более одного года.
Б) Долгосрочные - вложения средств на срок более одного года.
По формам собственности инвестиционных ресурсов:
А) Совместные - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.
Б) Иностранные - это вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
В) Государственные - осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств.
Г) Частные - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности.
По региональному признаку:
А) Внутренние - вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.
Б) Зарубежные - средства, вложенные в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны.
Информация о работе Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование