Характеристика основных способов и приёмов экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука имеет свой способ исследования предмета, свой метод. Всеобщим по своему характеру является диалектический метод познания. К основным принципам диалектики можно отнести следующие: все познается в движении, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, в причинно-следственной соподчиненности, в проявлении необходимости и случайности, в переходе количества в качество и качества в новое количество, в отрицании отрицания.

Файлы: 1 файл

характеристика основных способов и приёмов экономического анализа..doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Характеристика  приемов и методов экономического анализа

Характеристика  приемов и методов экономического анализа

Метод анализа  финансово-хозяйственной деятельности

Каждая наука  имеет свой способ исследования предмета, свой метод. Всеобщим по своему характеру является диалектический метод познания. К основным принципам диалектики можно отнести следующие: все познается в движении, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, в причинно-следственной соподчиненности, в проявлении необходимости и случайности, в переходе количества в качество и качества в новое количество, в отрицании отрицания.

Особенностью  экономического анализа является то, что экономические показатели изучаются  не столько в статике, сколько  в динамике.

Под методом  экономического анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Определяющей  особенностью метода экономического анализ является то, что используется система  экономических показателей, всесторонне  характеризующих экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучаются причины изменения этих показателей, выявляются взаимосвязи между ними, определяется количественное влияние показателей-факторов на повышение эффективности производства.

Хозяйственные явления в процессе анализа изучаются в становлении и развитии. Характерной особенностью метода экономического анализа является использование системы экономических показателей, как правило, формирующихся в процессе планирования, разработки бизнес-плана конкретного вида деятельности. Анализ тех или иных направлений деятельности требует расчета новых показателей, которые, как правило, сопоставляются с плановыми (учетными).

Хозяйственная деятельность, отдельно взятый показатель находятся под воздействием многочисленных разнонаправленных факторов, которые определяют те или иные изменения в показателях, отражающих сущность отдельных явлений, факторов или хозяйственного процесса в целом. Выяснить действие абсолютно всех факторов-причин сложно и практически не всегда целесообразно. Поэтому причины-факторы необходимо изучить, классифицировать по группам, выделить главные, определяющие, повлиявшие на изменение того или иного показателя.

Характерной особенностью метода экономического анализа является выявление и измерение взаимосвязи  и взаимозависимости между показателями экономической системы — хозяйствующего субъекта. Каждый показатель зависит от ряда факторов-причин, каждый из которых в свою очередь определяется совокупностью других причин-факторов. Возникает определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый показатель-фактор имеет свое значение. В ходе проведения анализа важно не нарушить последовательность рассмотрения факторов, так как это может привести к неточным, неверным выводам и оценкам. Следовательно, в анализе важна классификация причин-факторов: обобщающие первого, второго, третьего порядка. Нельзя брать экономические показатели отдельно: все они между собой связаны. Однако это не исключает, а наоборот, предполагает необходимость их логического обособления в процессе экономических расчетов.

Таким образом, метод экономического анализа представляет собой комплексное, системное изучение экономических явлений и процессов, измерение и обобщение влияния  факторов на результаты хозяйственной  деятельности с целью повышения эффективности производства.

 

1.2. Приемы экономического  анализа и их классификация

Используемая  экономическая информация различна по качеству, содержанию и назначению, что предполагает проверку исходных данных и их обработку. Процесс обработки  информации является важным этапом аналитической работы. Обработка экономической информации облегчает восприятие информации, обеспечивает сопоставимость и сводимость экономических показателей, используемых в анализе.

Информация  должна быть сопоставима по предмету, объекту исследования, времени, методологии исчисления показателей.

Анализ любого хозяйственного явления или процесса начинается с изучения абсолютных величин. Без абсолютных величин в анализе  обойтись нельзя. Абсолютные величины используются в бухгалтерском учете, финансировании, статистике. В бухгалтерии они являются основными измерителями, в анализе они используются в качестве базы для исчисления относительных и средних величин, а также как одни из измерителей объемных показателей.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Они выполняют роль меры соотношения при сопоставлении двух величин, выражаются в процентах или коэффициентах. В аналитических расчетах используются все относительные показатели динамики (плановой, фактической и выполнения плана). Они характеризуют изменение одного и того же показателя во времени (темп роста объема продаж относительно базисного периода, принятого за сто).

Относительные величины структуры показывают долю, удельный вес факторов формирования показателя, совокупности. Они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (удельный вес внеоборотных активов в имуществе хозяйствующего субъекта). Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности.

Относительные величины интенсивности — это величины, получаемые в результате сравнения двух связанных между собой показателей (фондоотдача и рентабельность, производительность труда и объем выпуска, и т.д.).

Относительные величины сравнения имеют важное значение в отраслевом анализе, а также при анализе и оценке конкурентных преимуществ, когда сравниваются одни и те же характеристики двух разных совокупностей, групп, единиц (доли рынка конкурирующих фирм).

Не менее  важное значение в анализе имеют  средние величины. В средней величине сглаживаются количественные колебания отдельных объектов исследования. Исчисляется новый самостоятельный показатель, который может выявить качественную сторону исследуемого явления. В средней величине случайные отклонения индивидуальных величин взаимно погашаются. Без средних величин невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени. В аналитических расчетах применяются различные виды средних величин. Наиболее распространенными являются средняя арифметическая простая и взвешенная. В анализе используется средняя хронологическая, средняя гармоническая взвешенная, мода, медиана. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

Основные приемы экономического анализа 

Способ цепных подстановок

Способ абсолютных разниц

Способ относительных  разниц

Индексный метод

Интегральный способ

Балансовый метод

Сравнение

Группировка

Корреляция 

Сравнение — наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.

Сравнение начинается с соотношения  явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнивать можно только качественно однородные величины.

Сравнение экономических  показателей может осуществляться по разным направлениям.

Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

Сопоставляя фактические  показатели отчетного периода с  аналогичными показателями ряда прошлых  лет, оценивают результаты работы в  динамике и тенденцию развития данного  экономического процесса.

Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Сопоставлением показателей  анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.

Важным направлением сравнения  является сопоставление результатов  деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фактора и определения резервов.

В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить  сопоставление фактических показателей  с нормативными, с нормами расходов.

В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

В экономическом анализе  выделяют следующие виды сравнительного анализа:

– горизонтальный (временной} анализ — сравнение каждой позиции  с предыдущей;

– вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;

– трендовый анализ —  сравнение за ряд лет и определение  основной тенденции динамики показателя;

– одномерный сравнительный  анализ — сопоставляются по одному или несколько показателей одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;

– многомерный сравнительный  анализ — сравнение результатов  деятельности нескольких хозяйствующих  субъектов по широкому кругу показателей.

Простой подсчет  итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Она позволяет изучить  экономические явления во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.

Нельзя группировать явления по случайному признаку, необходимо сделать обоснованный выбор признаков. С помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, причины и факторы, и лишь после этого — характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

Группировка как  способ анализа широко применяется  в литейном производстве, в машиностроении, в концернах, акционерных обществах, ассоциациях. Объектами изучения выступают  как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения, и хозяйственные операции. В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).

 

Аналитические группировки предназначены для  выявления взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

Важнейшим направлением аналитической работы является определение  влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей. При определении количественного влияния факторов на изменение результативного показателя можно использовать следующие способы: способ цепных подстановок, способ абсолютных и относительных разниц, индексный, интегральный, балансовый и др. В основе первых четырех лежит метод элиминирования, т.е. устранения, исключения воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Метод цепных подстановок  используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй, и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового отчета. Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: вначале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если количественных и качественных показателей несколько, то определяют изменение факторов первого уровня, и т.д.

Способ абсолютных разниц. Он применяется для расчета  влияния факторов на прирост результативного  показателя в детерминированном  анализе, но только в мультипликативных  и мультипликативно-аддитивных моделях:

V = (а - в)с  (1.1.)

V = а(в - с) (1.2.)

Алгоритм расчета  влияния факторов следующий:

V = aвcd. (1.3.)

Определяем  абсолютное отклонение по каждому показателю:

±а = Аф - Апл;

±в = Вф - Впл;

±с = Сф - Спл;

±d = Dф - Dпл.

Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:

±Va = ±а * Впл * Спл * Dпл;

±Vb = Аф * ±в * Спл * Dпл;

±Vc = Аф * Вф * ±с * Dпл;

±Vd = Аф * Вф * Сф * ±d.

Алгоритм расчета  факторов в смешанных моделях  типа V = (а - в)с, можно рассмотреть на примере прибыли от реализации продукции:

Пр = Vрп (z - с), (1.4.)

где: Пр — прибыль  от реализации продукции, работ, услуг;

Vрп— объем  реализации продукции, 

Z — цена продукции, 

С — себестоимость  продукции.

Изменение величины прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

±Пvрп = ±Vpп (zпл - спл)

Изменение величины прибыли за счет изменения цены:

±Пz = Vрп x (±z).

Изменение величины прибыли за счет изменения себестоимости:

±Пс = Vрп * (±с).

Расчет влияния  структурного фактора определяется по формуле на изменение величины прибыли:

±Пстрi = ((УДiф - УДiпл) * Ziпл ) * Vрп.ф.общий, (1.5.)

где: ±Пi — изменение  прибыли за счет i-го фактора;

Vрп.ф.общий —  общий объем реализованной продукции  по факту;

УДiф, УДiпл —  структура i-го вида продукции фактическая и плановая.

Способ относительных  разниц. Данный способ также используется для измерения количественного  влияния на изменение результативного  показателя.

Алгоритм расчета  влияния факторов следующий. Определяем относительное отклонение факторов:

±А% = (Аф - Aпл)/Aпл * 100%;

±В% = (Вф - Впл)/Впл * 100%;

±С% = (Сф - Cпл)/Cпл * 100%.

Затем определяем изменение результативного показателя за счет изменения каждого фактора.

±Va = (Vпл * (±А%))/100%;

±Vb= (Vпл + (±Vа) * В%)/100%;

±Vc = (Vпл + (±Vа) + (±Vв) * С%)/100%.

Данный способ очень эффективен в тех случаях, когда исходные данные содержат относительные  изменения факторных показателей  в процентах или коэффициентах. Данный способ удобно применять в  тех случаях, когда требуется  рассчитать влияние большого количества факторов.

Информация о работе Характеристика основных способов и приёмов экономического анализа