Государственный бюджет в финансовой системе государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепен- ной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью исследования является попытка анализа сущности государственно- го бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставлен- ной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

Оглавление

Введение......................................................................................... 3
Глава 1. Государственный бюджет........................................... 5
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации....................................................................................... 5
Принципы бюджетной системы................................................... 8
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбаланси-
рованность бюджета......................................................................11
Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной
системы......................................................................................... 15
Федеральный бюджет...................................................................15
Бюджеты субъектов Российской Федерации.............................19
Местные бюджеты........................................................................24
Внебюджетные фонды.................................................................27
Межбюджетные отношения – современная ситуация,
проблемы и пути их решения.....................................................32
Глава 3. Дефицит государственного бюджета.....................38
Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к нему...........................................................................................38
Виды бюджетного дефицита.....................................................42
Финансирование бюджетного дефицита.................................44
Государственный долг..............................................................46
Бюджетный дефицит в России.................................................49
Заключение.............................................................................. 55
Список использованной литературы..................................57

Файлы: 1 файл

Курсовая по экон-Государственный бюджет.docx

— 91.53 Кб (Скачать)

 Возникновение  и рост государственного долга  обусловливают необходи- мость управления  им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, орга- низацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации го- сударственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга  являются важнейши- ми приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом

Конверсия государственных займов предполагает изменение их первона- чальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэто-му чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов кон- версии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми  условиями, либо погасить бумагу. При принудительной

конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями  займа, а при факультативной конверсии  кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия  обычно осуществляется при избытке  ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или  путем унификации ранее выпущенных  кратко- и среднесрочных займов в  один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государствен- ной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государ- ственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефи- нансированием.

 

Бюджетный дефицит в России

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой  войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии  относительного макроэкономического  равновесия. Консерватив- ная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании масшта- бов его намерений (поддержка “братских” режимов, создание ядерного оружия нового поколения и т.д.).с начала 70-х годов стали отчетливо проявляться при- знаки  бюджетной  несбалансированности. Со временем  бюджетный  дефицит

стал нарастать. Формой его проявления была, в частности, скрытая инфляция. Официально государственный бюджет, предусматривающий дефицит,  в СССР  впервые был принят в 1988 году. Основными причинами  возникновения  бюд-

жетных дефицитов  в СССР по мнению аналитиков стали (5, с.282):

  • падение темпов роста производства;
  • наличие большого числа убыточных предприятий;
  • большие расходы на оборону и ВПК;
  • огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнорматив- ных запасов;
  • неэффективная плановая система управления экономикой;
  • сокращение поступлений от экспорта нефти в связи с падением миро- вых цен в 1986 году;
  • огромные потери доходов в связи с антиалкогольной кампанией (в 1985 г. бюджет потерял 5% доходов, а в 1986 – 10%);
  • увеличение расходов связанное с ликвидацией последствий чернобыль- ской катастрофы 1986 года и землетрясения в Армении в 1988 году. 

С распадом СССР, сменой экономического и политического  курса и нача- лом экономических  реформ в начале 90-х годов происходят коренные измене- ния в финансовой и бюджетной системе страны. К  прежним причинам бюд- жетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с экономи- ческим спадом и сокращением объема ВВП, что естественно привело к сокра- щению доходной базы. Бюджетный дефицит стал хроническим: в 1993 г. он составлял 6,9% к ВВП, в 1994 – 9,9%, в 1995 – 3,0%, в 1996 – 3,3%, в 1997 – 3,6%, в 1998 – 6,3%.

Важнейшей причиной дефицитности бюджета стало  несовершенство налоговой системы. Это связано прежде всего с  высокими ставками многих налогов, что  привело к значительному сокращению налоговых поступлений. Зависимость  поступлений в бюджет от налоговых ставок находит свое теоре- тическое обоснование в положении А. Лаффера, согласно которому чрезмер- ное повышение налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает стимулы к капиталовложениям, замедляет экономический рост и при- водит к повсеместному уклонению от  уплаты  налогов . Всё это в конечном

счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный  бюджет. Графическое отображение  зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых  ставок получило название кривой Лаффера.

Кривая Лаффера

                    Ставка


                 налога             

                          100%                                


 

 

 

                                                 К   


 

 

 

 

                          0                   Qk                         Q

 

При увеличении налоговой ставки доходы в госбюджет  возрастают. Воз- растание происходит до тех пор, пока не будет достигнут  оптимальный размер налоговой ставки, обеспечивающий максимальные поступления в бюджет в размере Qk. Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к труду, предпринимательской деятельности  и при возрастании налоговой став- ки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100%-ном уровне нало- гооблажения поступления в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким обра- зом снижение чрезмерно высоких налогов в длительном периоде обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, и, следовательно, налоговых поступ- лений в бюджет.

Ещё одной  проблемой, появившейся после перехода страны на рыночную, экономику стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП (14, с.6). Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической стране и даже чем в странах с переходной экономикой (за исключением неко- торых государств СНГ). Естественно, что никаких  доходов в госбюджет от  этого сектора не поступает.

Бюджетный дефицит в России финансировался различными методами. До 1995 года основным внутренним источником финансирования были займы в Центробанке. В 1993 г. впервые были выпущены государственные краткосроч- ные обязательства (ГКО), а затем облигации федерального займа (ОФЗ). За счет выпуска этих и других государственных ценных бумаг (также использова- лись казначейские обязательства, облигации внутреннего валютного государ- ственного займа, государственные сберегательные займы, золотые сертифика- ты) производилось всё внутреннее финансирование бюджетного дефицита. Ещё одним основным источником финансирования являются зарубежные кре- диты.

Таблица №4 «Источники финансирования бюджетного дефицита в России (в трлн. руб.)» (5, с.282)

 

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Дефицит

11,7

68,5

53,2

88,5

93,2

Внутреннее финансирование

10,2

66,3

45,2

55,8

39,7

Кредиты Центробанка

10,0

48,1

-

-

Ценные бумаги

0,2

14,1

30,6

55,8

39,7

Внешнее финансирование

1,4

6,0

42,6

44,2

53,5


 

Помимо  вышеуказанных методов с 1990 по 1995 гг. для покрытия дефи- цита широко использовалась эмиссия денег, что послужило  мощным инфляци- онным фактором и  привело к гиперинфляции. Эмиссия  перестала применяться с 1995 г. и это значительно снизило инфляцию в стране.

Внутреннее  финансирование дефицита с 1995 г. за счет выпуска ГКО и ОФЗ привело  к быстрому росту внутреннего  долга. Динамика государст- венного  внутреннего долга России по ГКО  и ОФЗ (в млрд. деноминированных рублей) выглядит следующим обра- зом: 1994 г. – 10,6; 1995 г. – 76,6; 1996 г. – 237,1; 1997 г. – 384,9; 1998 г.- 387,1 (5, с. 284). Следствием возрастания государственного долга стало резкое увеличение расходов по его обслуживанию. Это вынудило Правительство РФ осенью 1998 года отказаться от погашения государственных ценных бумаг, осуществить реструктуризацию внутреннего долга, отодвинув сроки выполнения своих обязательств. В результате этого в стране разразился глубокий финансовый кризис, оказавший влияние на все сферы экономической жизни.

Начиная с 1999 года наметилась явная тенденция  к сокращению дефицита В 1999 г. он составлял 1,4% от ВВП, а в 2000 г. – 1,08%. Это связано  прежде всего с начавшимся экономическим  ростом, который был отчасти обусловлен тем,что из-за кризиса 1998г.значительно выросли цены на иностранные товары и многие импортеры ушли с российского рынка, и это создало стимул для раз- вития отечественной промышленности. Также положительную роль сыграло снижение курса рубля, что способствовало увеличению прибыли российских экспортеров и, следовательно, поступлений в бюджет от этих компаний.

За последние  годы сделаны значительные шаги по созданию более эффек- тивной бюджетной  системы. Сокращение нерациональных государственных затрат привело к позитивным сдвигам в структуре бюджета. Производится урегулирование отношений, в том числе и бюджетных, между федеральным центром и регионами, что также оказывает влияние на функционирование бюджетной системы.

Огромное  значение для регулирования госбюджета имеет налоговая ре- форма, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему и повысить качество налогового администриро- вания. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости налогов и увеличить поступления в бюджет. Важным этапом налоговой ре- формы стало введение с 1.01.2001. единого социального налога с регрессивной   ставкой и 13%-ного подоходного налога со всех граждан. По словам различ- ных официальных лиц, эта мера уже положительно сказалась на поступлениях в бюджет. Это объясняется положением Лаффера о зависимости бюджетных доходов от величины ставки налога. При снижении ставки до оптимальной объем поступлений увеличился.

Следствием  принятых мер стала  возможность  формирования бездефи-цитного бюджета на 2001 год – первого за весь период экономических реформ. Вследствие этого Россия может отказаться в этом году от иностранных займов. При сохранении положительных тенденций в развитии экономики у правительства есть уверенность, что и бюджет следующего года будет состав- лен без дефицита.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью проведенного исследования является анализ сущности государст- венного бюджета, его  структуры и функционирования.

В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

  1. Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согла- сованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и исполь- зования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в систе- ме государственных финансов.
  2. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включаю-щую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансиро- вать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обес- печивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечеваю- щие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
  3. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует  циклический  бюджетный  дефицит , вызванный спадом  произ-

водства и  наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количес- тва денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства