Государственное воздействие на предпринемательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:40, реферат

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
1.1.Сущность предпринимательства, его цели и задачи
1.2. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства
2.2. Принципы и методы государственного регулирования………

Файлы: 1 файл

Гос.воздействие на предпринемательство.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку  и взаимодействие с бизнесом, в  различных регионах неодинакова. В  системе исполнительной власти субъектов  Федерации подобными вопросами  занимается множество органов с  различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные  советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства  в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации при  этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с  поддержкой малого бизнеса на своей  территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные  региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки  малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Регулярно разрабатываются  и принимаются федеральные и  региональные программы поддержки  малого предпринимательства. Разработаны  и осуществлены четыре федеральные  программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий  момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства  как одного из основных факторов структурных  и институциональных преобразований в экономике государства.

 

2.2. Принципы государственного регулирования.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления  такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства  представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.5

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. 
Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится  к числу общих принципов права, является руководящим началом правового  регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство  субъектов хозяйствования перед  законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Большое значение на практике приобретают  гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства  государства и его органов  в деятельность предприятия, кроме  как по определенным законодательством  основаниям и в пределах установленных  полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования 
"сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение 
(ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все более ощущают  необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений  зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской  деятельности, в которой право  принятия решений принадлежит исключительно  предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов реализуются в следующих  формах:

  • убеждением;
  • принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное  регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение,  массовая информация).

2.3. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства

 

Одна из важных задач государства - создание экономических условий  для развития предпринимательства  путем использования различных  механизмов.

  • Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.
  • Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
  • Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
  • Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
  • Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется  ряд экономических методов и  рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и  др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем  проб и ошибок, что резко снижает  их эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Государственное регулирование и  поддержка играют исключительно  важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния  на развитие предпринимательства в  России позволяет определить, что  механизм государственного воздействия  включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки  бизнеса сегодня представлены в  первую очередь Государственным  комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным  фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно  действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых  предприятий. 
Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки  предпринимательства составляют различные  фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования  и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства  исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном  уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного  региона.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы  и методы взаимоотношений администрации  с предпринимательством, механизм его  поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства  кредитов. Кредиты могут предоставляться  непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе  в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.6

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в  отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями  малого бизнеса. Здесь может применяться  снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной  администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной  собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов предпринимательства  во многом зависит от действий федеральных  органов исполнительной власти. Без  специальных мер государственной  поддержки развитие предпринимательства  невозможно. ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской 
Федерации» от 12 мая 1995 г.:

    • закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;
    • определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;
    • устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. 7

Государственная поддержка предпринимательства  сдерживается макроэкономическими  условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:8

  • несовершенство системы налогообложения;
  • нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  • неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  • ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
  • отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  • организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
  • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Информация о работе Государственное воздействие на предпринемательство