Государственное воздействие на предпринемательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:40, реферат

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
1.1.Сущность предпринимательства, его цели и задачи
1.2. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства
2.2. Принципы и методы государственного регулирования………

Файлы: 1 файл

Гос.воздействие на предпринемательство.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.  

Государственное регулирование  – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных  правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

 Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Но не надо думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных  выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные  цели на каждом конкретном этапе и  добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;
  • контроль за соблюдением правил конкуренции;
  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  • обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.1

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических  отношений в сфере предпринимательства  с целью защиты публичных и  частных интересов участников этих отношений. 
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

 
С учетом сферы применения тех или  иных средств воздействия можно  выделить государственное регулирование  на федеральном уровне, на уровне субъектов  Федерации, на уровне автономной области  и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования  получили отражение в федеральных  законах,  иных правовых актах.

Выделяют  основные направления  государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности:

      • антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
      • использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных,  региональных и муниципальных заказов);
      • государственное регулирование национального рынка России;
      • государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
      • государственное регулирование международных экономических отношений.

1.1. Сущность предпринимательства,  его цели и задачи

Прежде  чем подходить к вопросу о  целях и задачах предпринимательства, необходимо решить вопрос о его сущности, а, проще говоря, раскрыть понятие  «предпринимательство», дать определение  этому термину.

Как и  любой другой базовый, основополагающий термин «предпринимательство» имеет  достаточно большое количество определений. Мне кажется, будет небезынтересно рассмотреть некоторые из них.

Автор учебника по Экономике предприятия Н. А. Сафронов дает такую расшифровку предпринимательства: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребности и получение прибыли».2

В сущности, приведенное  определение верно, но, по моему мнению, оно недостаточно полно раскрывает сущность и признаки предпринимательства  как вида деятельности.

Без сомнения, среди всех возможных формулировок того или  иного понятия наивысшей силой  и авторитетом обладает определение, указанное в нормативном акте, ибо нормативный акт, регулирующий те или иные отношения, есть их основа, документ, устанавливающий права, обязанности  и особенности сторон правоотношения, раскрывающий сущность правоотношения, основную его терминологию, понятия, обязательные к применению.

Основным нормативным  документом, регулирующим отношения  предпринимательства, является Гражданский  кодекс РФ. Он устанавливает основные правила, которым должны подчиняться  участники предпринимательских  отношений, и, соответственно, дает определение  этих отношений.

По причине того, что  предпринимательские правоотношения являются очень важной частью предмета гражданского права, их определение  дано в самом начале Кодекса: «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке3».

Все разнообразие трактовок  предпринимательской деятельности возможно характеризовать следующими признаками:

1.Самостоятельность. Предприниматель  самостоятельно принимает решения  в процессе осуществления предпринимательской  деятельности.

2. Рисковый характер предпринимательской  деятельности. Предприниматель осуществляет  свою деятельность на свой  риск, несет все невыгодные последствия   от возможного результата своих  действий.

3. Направленность на систематическое  получение прибыли. Предпринимательство  -  это не разовая сделка, а  процесс, направленный  на систематическое  извлечение прибыли законным  путем.

4. Государственная регистрация  в качестве предпринимателя. Государственная  регистрация в качестве предпринимателя.  Государственная регистрация в  качестве ИП или юридического  лица является основанием легализации  предпринимательской деятельности.

      В  соответствии  с гражданским законодательством  РФ субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица – граждане РФ, юридические лица – коммерческие организации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные организации.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические  лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческой считается организация, которая  ставит в качестве основной цели своей  деятельности извлечение прибыли. Некоммерческими  считаются организации, которые  не имеют целью своей деятельности  извлечение прибыли и не могут  распределять полученную прибыль между  участниками (учредителями).

Осуществлять предпринимательскую  деятельность в РФ возможно двумя  способами: создав коммерческую организацию  определенной организационно-правовой формы в соответствии с нормами  Гражданского кодекса РФ или заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют  граждане - индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства. Эта организационная форма ведения бизнеса  как по способам реализации, так и по организации деятельности – одна из  самых простых и распространенных.

Ниже приводится классификации  предпринимательской деятельности (табл.№1)

      Табл. № 1.

Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации

Характеристика предпринимательской  деятельности

По сфере 

деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Консультационная

По отношению к собственности

Индивидуальная 

Частная

            Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По признаку законности

Законная

Незаконная

Лжепредпринимательство

По масштабам производства и  численности работников

Малое предприятие

Среднее предприятие

Крупное предприятие

По территориальному признаку

Местная

Региональная

Национальная

Международная

Мировая

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобыв.

Пищевая, судостроительн

Энергетика, транспорт, связь


 

1.2.  Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики.

 Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль  в экономике любых стран, так ему свойственны определенные преимущества:

- более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

- большая свобода действий  субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность  в принятии и реализации принимаемых  решений;

- относительно невысокие  расходы при осуществлении деятельности, особенно на управление;

- большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи и проявить свои  способности;

- более низкая потребность  в первоначальном капителе и  способность быстро вводить изменения  в продукцию и процесс производства  в ответ на требования местных  рынков;

- относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала  и др.

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.  Однако  по роли в развитии экономики и  решении социальных задач малое  предпринимательство России значительно  уступает  малому предпринимательству  в таких развитых странах, как  США, Япония, Италия и др.

Анализируя  опыт развитых стран, можно сделать вывод, что  поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором  успешного  решения следующих проблем:

- формирование конкурентных  цивилизованных рыночных отношений,  способствующих лучшему удовлетворению  потребностей населения и общества  в товарах (работах, услугах);

- расширения ассортимента  и повышения качества товаров,  работ, услуг. Стремясь к удовлетворению  запросов потребителей, малый бизнес  способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства  товаров и услуг к конкретным  потребителям;

- содействие структурной  перестройке экономики. Малое  предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств  населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях  вкладывают  свои капиталы в  дело с большей заинтересованностью,  чем на крупных;

- создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

- более эффективное использование  творческих способностей людей,  раскрытие их талантов, освоение  различных видов ремесел, народных  промыслов;

- формирование социального  слоя собственников, владельцев  предприятий (фирм, компаний);

- активизация научно-технического  прогресса;

- освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств;

- содействие деятельности  крупных компаний путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создания вспомогательных   и обслуживающих производств. 

Среди основных проблем малого предпринимательства, определяющих недостаточный уровень его развития в России, экспертами в первую очередь выделяются следующие4:

  • низкая доступность банковского кредитования;
  • недостаток помещений/высокая арендная плата;
  • изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий);
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности;
  • недостаточность или низкая доступность общеэкономических и специализированных консультаций;
  • высокие административные барьеры на входе на рынок при организации нового предприятия и уже при ведении текущей деятельности;
  • высокий уровень налогообложения и усложненность налогового учета;
  • отсутствие заинтересованности властей местного уровня в развитии малого бизнеса на управляемой ими территории.

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственные  органы, отвечающие за поддержку  малого предпринимательства

 

Государственная политика в  отношении малого предпринимательства  находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных  возможностей, идеологии, причем она  нередко определяет степень поддержки  малых предприятий со стороны  власти.

К ведению Федерации законодательством  отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов  государственной поддержки этого  сектора: регламентация порядка  создания и деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  распределение полномочий между  ними; разработка и организация федеральных  программ и проектов, финансируемых  полностью или частично за счет средств  государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам  и иным платежам в государственный  бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Информация о работе Государственное воздействие на предпринемательство