Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:12, реферат
Понятие управления. Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение и свойства субъекта (субъектов). С этих позиций даже тяготение планет Солнечной системы можно в какой-то мере рассматривать как взаимное многостороннее управление. Однако под управлением чаще всего понимают не стихийное, а целенаправленное воздействие со стороны людей (созданных ими устройств) на те объекты, которые поддаются регулированию. Далеко не все объекты, события, состояния могут быть предметом управления людей (например, космос). Применять управленческие меры к недолжному объекту бесполезно. Не все цели могут быть достигнуты при управлении (например, в сфере управления погодой). Поэтому применяя управленческие меры, нужно ставить реальные цели.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Сущность государственного управления……………………………6
3. Цели, функции и принципы государственного управления………8
4. Методология государственного управления………………………..13
5. Субъекты и объекты государственного управления………………16
6. Заключение………………………………………………………………18
7. Список литературы……………..………………………………………19
• Онтологический ( этот аспект включает в себя генезис прин- ципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают.)
• Гнесеологический ( анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации )
• Методологический ( указывает на механизмы теоретичес-кого и практического применения принципов )
Очевиден тот
факт, что на данный момент нельзя говорить
о полном познании всех закономерностей,
отношений и взаимосвязей и описании их
посредством принципов. Практическое
же осуществ-ление принципов государственного
управления не зависит от них самих, а
определяется отношением к ним людей.
Не столь важно знать принципы, а уметь
ими пользоваться в практической деятель-ности,
в практическом управлении.
Поскольку принцип государ- ственного
управления призван вначале в научной,
а потом в правовой форме выражать закономерности,
отношения, взаимосвязи, обьективно существующие
в государственном управлении и имеющие
особое значение для его организации и
функционировании. Говоря о технологии
выявления и обоснования принципов государственного
управления, можно предложить следующие
индикаторы, требования:
- Отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи.
- Закономерности,
отношения и взаимосвязи
- Закономерности,
отношения и взаимосвязи
- Отражать специфику государственного управления.
Рассматривая систематизацию принципов государственного управления, можно наблюдать некую неоднородность, что свиде-тельствует о больших трудностях в данной области. В данной работе использована систематизация, позаимствованную из труда Г.В Атаманчука " Теория государственного управления ":
Принципы государственного управления.
1. Общественно-политические
(сформулированные в
2. Функционально-структурные (раскрывающие
закономерности структуры государственно-управляющих
воздействий)
3. Организционно-структурные (отражающие
характер, законо-мерности и специфику
организационной структуры государственного
управления и служащие отправными момента-ми
при ее формировании и совершенствовании,
а также при организации государственно-управляющих
воздействий)
4. Государственно-управленческой
деятельности ( раскры- вающие закономерности,
Вопрос о распределении управленческих полномочий между органами государственной власти является для России на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как он акку-мулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:
- Обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны.
- Федеративное
построение государственного
- Целостность,
рациональность, эффективность государствен-
- Единство законодательного
регулирования и дифференца-
- Прочность государственно-
Важно сформулировать
стратегическую и оперативную концепцию
системного государственного управления,
так как, к сожалению, сейчас мы наблюдаем
картину, когда властные полномочия
являются элементом торга и их
перераспределение в масштабе государства
носит конъюнктурный характер, характер
носящий политический оттенок, когда предоставление
тех или иных полномочий является моментом
некоего политического шантажа. В данном
контексте можно выделить два актора этой,
так называемой, игры: это федеральный
центр и региональные власти. Как мы видим,
в поставленной проблеме четко прослеживаются
исторические аналогии, что подтверждает
тезис о плохой исторической памяти тех,
кто еще недавно видел панацеей от всех
бед ликвидацию союзного центра.
Поскольку проблемы построения работоспособной
по большей части системы, способной к
саморегуляции и адаптации, не решают-ся
на федеральном уровне, тем самым это проецируется
на регио-нальный, а дальше на местный
уровень.
Таким образом,
вопрос о целях, функциях и принципах
государ-ственного управления является
важнейшим при попытке создать систему
эффективного государственного управления.
4. Политические методы государственного управления.
Наиболее
радикальным и отчасти
Одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.
Эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.
И,
наконец, одним из основных методов
управления можно назвать идейно-
Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико- управленческой деятельности.
Что же можно считать критериями эффективной модернизации политико-управленческой деятельности? Во-первых, углубление и расширение обратной связи с электоратом органов власти и аппарата управления, и прежде всего предоставление гражданам реальной возможности принимать участие в обсуждении через средства массовой информации законопроектов, разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания и предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования, приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск всего управленческого аппарата через тренинг с наглядным показом работы по-новому и формированием у каждого внутренней психологической установки на длительное и бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых, формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс политико-юридических норм, требований, установок, определяющих ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти; д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая наибольшие результаты на благо общества и граждан.
Методы государственного управления в экономике.
Процессы
трансформации экономик бывших советских
республик привели к тотальным
преобразованиям всего
Естественно, что суть переходного процесса предполагает прежде всего переход от командных принципов управления экономикой к принципам управления в свободной экономике. Свободной прежде всего от бюрократического администрирования. Свобода экономической деятельности должна дать новые стимулы для производительного труда и весь опыт человечества показывает, что чем меньше бюрократических препятствий на пути создания и продвижения товара и услуг, тем более эффективнее и выше производительность труда. Частные сектор считается более эффективным, чем государственный не из-за того, что в государственный сектор попадают более ленивые и некомпетентные работники, а в силу того, что у менеджеров частных предприятий есть сильный личный стимул – получение дохода с прибыли. В государственном секторе меньше стимулов сокращать издержки. И в этом различии заложен рыночный принцип эффективности управления, критерием которой являются прибыли и убытки. В этой связи актуальна задача искоренения повсеместно используемых властями методов управления экономикой, основанных на создании искусственных преград на пути предпринимательства, увеличивающих издержки производства. Такие приемы бюрократического администрирования несовместимы с природой рыночной системы.
Идеи экономического
5. Субъект, объект и содержание государственного или муниципального управления.
Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган — совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.