Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь. Названная цель предопределила и ряд более конкретных задач исследования:
 описать ограничительные и стимулирующие инструментов регулирования экспорта;
 представить и проанализировать основные показатели внешнеэкономической деятельности;
 выявить основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь;
 охарактеризовать экспортную политику и результаты государственной поддержки экспорта в Республике Беларусь;
 проанализировать существующие проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

государственное стимулирование экспорта.docx

— 150.40 Кб (Скачать)

  Под  совершенствованием механизмов государственной поддержки экспорта на микроуровне подразумеваются:

  • инвестиции в науку в целях развития технологий, от которых зависят производители продукции;
  • информирование и подготовка организаций-экспортеров,  руководителей к эффективной работе на внешних рынках и с иностранными инвестициями;
  • развитие маркетинговых служб на производствах, в отраслевых органах управления с обязательной оценкой эффективности их работы;
  • обеспечение 100-процентной сертификации товаров, применение международных стандартов при разработке и производстве экспортной продукции;
  • развитие системы кредитования экспортеров и импортеров;
  • развитие рыночной инфраструктуры экспорта – биржевой торговли, электронной торговли, электронного декларирования, логистических систем;
  • развитие системы услуг, обеспечивающей рост экспорта (транспортных,  таможенных, консалтинговых).

    Мировая практика стимулирования  экспорта свидетельствует о том,  что национальные системы льготного  кредитования экспорта и страхования экспортных рисков с поддержкой государства – наиболее распространенный и эффективный механизм расширения внешнеторговых операций страны при одновременной минимизации рисков экспортеров.

  Республика  Беларусь, первая среди стран СНГ, создала национальную систему стимулирования экспорта с принятием Указа Президента от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», вступившего  в силу с 1 января 2007 года.

  Национальная  система стимулирования экспорта представляет собой совокупность страховых, кредитных  и бюджетных мероприятий, направленных на защиту национальных экспортеров  от политических и коммерческих рисков, и включает механизмы экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Исключительным правом осуществления страхования экспортных рисков с поддержкой государства и от имени Республики Беларусь наделена государственная страховая организация «Белэксимгарант», созданная в 2001 г. и целью которой является создание и обеспечение эффективного функционирования национальной системы страхования внешнеторговых операций и экспортных кредитов, а также защита интересов государства и отечественных экспортеров от рисков на международных рынках капитала, товаров, работ, услуг. РУПЭИС «Белэксимгарант» обеспечивает страхование при поддержке государства белорусских экспортных кредитов в соответствии с нормами и тарифами, действующими в странах-членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) [2].

  В середине 2008 года с учетом наработанной практики, рекомендаций Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций и в целях стимулирования деятельности коммерческих банков по кредитованию экспорта в стране Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2008 г. №354 были внесены изменения и дополнения в Указ №534, предусматривающие следующие  моменты:

   - предусмотрено страхование процентов и иных платежей по кредиту покупателя;

  - снижен период ожидания при наступлении страхового случая (в Беларуси – 30 дней, в мировой практике – минимум 180 дней);

   - существенно снижен размер собственного участия банка в убытках – франшиза (было 10%, стало 3%);

  - предусмотрен переход на общепринятую в мире ставку при выдаче кредитов на льготных условиях – ставку CIRRs;

   - допускается компенсация банкам неполученных процентов до рыночной ставки (ранее – до ставки рефинансирования);

   - упрощен порядок получения бюджетной ссуды для выплаты при необходимости страховых возмещений (предусмотрена возможность выдачи нескольких ссуд, ранее выдавалась только одна, сокращены сроки выдачи ссуды);

   - льготное кредитование и страхование распространено на кредиты покупателю и лизинговые кредиты.

  Другой  мерой стимулирования экспорта белорусских  товаров является максимальное упрощение  системы налогообложения и условий  деятельности индивидуальных предпринимателей-экспортеров.

  Кроме того, индивидуальные предприниматели-экспортеры могут вести расчеты наличными  денежными средствами, освобождаются  от обязательного зачисления и хранения наличной иностранной валюты, полученной ими от реализации товаров, на соответствующих  счетах в банках, а также освобождаются  от обязательной продажи наличной валюты, полученной от реализации на экспорт  белорусских товаров.

  Предусмотрена также возможность осуществления  автомобильных перевозок товаров  за пределы Беларуси без получения  соответствующего специального разрешения (лицензии Минтранса) при условии, что  максимальный разрешенный вес автомобиля, включая вес прицепа или полуприцепа, не превышает 3,5 тонн.

  Реализация  положений указа позволит создать  благоприятные условия для развития экспортной деятельности индивидуальных предпринимателей, будет способствовать снижению складских запасов продукции  и росту внешнеторгового оборота  отечественных товаров.  Это очередной  шаг по либерализации белорусской экономики [13].

  Белорусское правительство предприняло ряд  конкретных мер политики в поддержку  экспортеров промышленной продукции, чтобы ускорить экономический рост и рост экспорта, в частности, в области машиностроения. К наиболее значительным из этих мер относятся следующие.

  Стимулирование  внутреннего спроса на машины и оборудование отечественного производства, включая такие важнейшие сектора, как сельское хозяйство и строительная отрасль. Например, в рамках государственной программы поддержки сельхозпроизводителей в 2005-2008 гг. крупные хозяйства приобрели сельскохозяйственные машины и оборудование на общую сумму 5,1 триллиона белорусских рублей (или около 2 процентов годового ВВП).

  Торговая  дипломатия. Правительство очень активно продвигало экспорт промышленной продукции посредством межправительственных соглашений с Россией и другими странами СНГ, а также с такими торговыми партнерами, как Венесуэла, Иран, Вьетнам и Египет. Например, в 2009 г. российское Министерство экономики расширило применение всех преференций, действовавших в системе государственных закупок для российских производителей, за счет включения в этот круг предприятий 11 крупнейших белорусских предприятий машиностроения.

  Стимулирование  создания белорусскими экспортерами новых  сборочных линий и сервисных  центров за рубежом. Лишь в 2009 г. было установлено много таких сборочных линий, причем преимущественно в странах СНГ, но это также все чаще имело место и в крупных развивающихся странах по всему миру. Например, к концу 2009 г. средний экспортер сельскохозяйственного оборудования, Бобруйскагромаш, создал сеть совместных предприятий в странах СНГ, которая включала в себя 9 сборочных линий и 14 сервисных центров. Эффективность затрат при таких вложениях в новые сборочные линии может нуждаться в дополнительной оценке, особенно в случае сравнительно небольших предприятий, которые не обеспечивают необходимую экономию за счет масштаба производства.

  Привлечение ПИИ. Правительство все активнее работает в данной области, интенсифицируя конкретные меры по привлечению инвестиций, а также предпринимая шаги по постепенной либерализации и совершенствованию инвестиционного климата. Однако это пока что не дало существенного увеличения притока ПИИ. Одна из причин этого связана с тем фактом, что прогресс в области экономической либерализации был неравномерным; основное внимание уделялось малым и средним предприятиям, в то время как сохранялось избыточное регулирование крупных предприятий, а процесс приватизации продолжал идти медленными темпами [10, с. 25-26].

  Если  говорить о продвижении белорусских  товаров на зарубежные рынки, то этому  способствует развитие инфраструктуры внешней торговли. Государство организует национальные выставки и другие рекламные  мероприятия, пропагандирующие товары белорусского производства. Дополнительные возможности создает открытие  при посольствах торговых представительств.

  Важное  значение в стимулирование экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Информационно-консультационные функции в Беларуси выполняет Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, где создана информационная база по тендерам и товаропроводящей сети. Также в республике организуется конкурс «Лучший экспортер года».

  Таким образом, в целом в Республике Беларусь создана система стимулирования экспорта, которая постоянно совершенствуется с учетом требований изменяющейся экономической  ситуации. В целях преодоления  негативного влияния мирового финансового  кризиса на экономику государства  и на ее внешнеэкономический сектор вводятся временные меры, призванные решать текущие проблемы реализации продукции белорусского производства за рубеж. Вместе с тем, некоторые  механизмы активизации зарубежного  спроса на белорусские товары,  в  частности кредитные инструменты, пока еще не получили должного развития. Проблемы создания системы экспортного  кредитования в Беларуси во многом связаны с нехваткой свободных  валютных ресурсов в финансовой системе  страны, а также со слабостью банковской системы и неразвитостью страхового рынка. Однако опыт многих государств показывает необходимость и неизбежность для Беларуси в дальнейшем не только импорта, но и экспорта капитала во всех его формах на цивилизованной основе, выгодной для страны и ее экономики. 

  2.4  Проблемы и возможные пути их разрешения  в развитии экспорта Республики  Беларусь

 

  Хотя  показатели внешней торговли в целом  были удовлетворительными за прошедший период, следует указать на  ряд слабых и уязвимых мест в развитии белорусского экспорта, описанных в Документе Всемирного Банка «Беларусь: Показатели внешней торговли и конкурентоспособность». Выявлены следующие характерные черты.

  Конкурентоспособность и устойчивость экспорта Беларуси сократились. Это ухудшение носило преимущественно скрытый характер в связи со значительным расширением основных экспортных рынков и благоприятной динамикой цен. Снижение конкурентоспособности связано не только с ценовыми факторами и качеством традиционных видов экспортируемой продукции, но и с недостаточной развитостью маркетинговых служб и отсутствием интеграции в мировые сети и цепочки поставок. Также ослабли сравнительные преимущества Беларуси. Количество видов продукции с высокими показателями сравнительных преимуществ сократилось, а структура ВСП изменилась, причем сократилась доля продукции трудоемкого и капиталоемкого производства, а выросла доля сырьевых товаров и нефтепродуктов, что далее ограничило возможности для создания рабочих мест и повышения производительности экономики.

  Концентрация  экспорта возросла. В 2008 г. на долю 10 крупнейших экспортеров приходилось свыше 50 процентов всего экспорта и более 3/4 всего экспорта в страны вне СНГ (в сравнении с 40 процентами и 2/3 соответственно в 2004 г.). Усиление концентрации экспорта еще более повысило уязвимость небольшой открытой экономики Беларуси по отношению к внешним шокам.

  Темпы реструктуризации и диверсификации торговли были низкими. Географическая диверсификация обеспечивалась преимущественно за счет роста экспорта нефтепродуктов в страны вне СНГ. Что касается экспорта другой продукции без учета нефтепродуктов, изменения носили довольно умеренный характер: удельный вес экспорта таких товаров в страны ЕС оставался неизменным, в то время как на долю России по-прежнему приходится более 50 процентов совокупного экспорта без учета нефтепродуктов. Стоить отметить, что создание возможностей (новых подсекторов) для структурной трансформации в Беларуси было также очень ограниченным. Это еще более снижает перспективы экономического роста страны. Промышленная структура страны остается негибкой, причем по сравнению с тем, что происходило в экономиках соседних стран, в Беларуси создавалось меньше новых предприятий, привлекалось значительно меньше ПИИ (особенно ограниченным был приход международных компаний, работающих в области промышленного производства и услуг), и создавалось значительно меньше трансграничных партнерств.

  Структура корзины экспорта Беларуси в страны СНГ более сложная, чем структура  ее экспортной корзины для стран  вне СНГ. Тем не менее, доля Беларуси в экспорте на российский рынок снижается: не только Китай, но даже Украина работали лучше на российском рынке.

    Государственный контроль над  крупнейшими промышленными предприятиями  ограничивает их гибкость и  привлекательность в качестве  деловых партнеров для международных  компаний, а также подрывает более  долгосрочные стимулы для их  руководителей осуществлять реструктуризацию  и заниматься интеграцией в  мировой рынок. Чрезмерный контроль над ценами, а также над рынками продукции стал источником как дополнительных бизнес-рисков, так и финансовых ограничений для многих ведущих экспортеров [10, c. 32-33].

  В рамках данного вопроса следует  рассмотреть сектор услуг. Удельный вес услуг в ВВП Беларуси (49%) значительно ниже, чем можно было ожидать, учитывая уровень дохода страны. Недостаточное развитие сектора  услуг может являться  препятствием для дальнейшего роста страны, особенно в контексте сложностей с конкурентсноспособностью, которые возникли для промышленности и экспорта в значительно более напряженных условиях посткризисного периода. Развитие деловых услуг происходило очень медленными темпами. За последние 2-3 года в случае большинства промышленных предприятий не наблюдалось изменений либо в степени использования деловых услуг, либо в плане их поставщиков. Использование таких деловых услуг, как услуги маркетинга и рекламы, обслуживание информационных систем, услуги логистики, транспортировка и хранение, а также услуги по разработке новых видов продукции, оставалось на низком уровне. При этом наблюдается неудовлетворенный спрос на услуги, непосредственно влияющие на конкурентоспособность промышленного производства, включая те из них которые требуют высокого уровня специальной квалификации (модернизация информационных систем, современные системы управления и подготовка персонала).

Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь