Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь. Названная цель предопределила и ряд более конкретных задач исследования:
 описать ограничительные и стимулирующие инструментов регулирования экспорта;
 представить и проанализировать основные показатели внешнеэкономической деятельности;
 выявить основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь;
 охарактеризовать экспортную политику и результаты государственной поддержки экспорта в Республике Беларусь;
 проанализировать существующие проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

государственное стимулирование экспорта.docx

— 150.40 Кб (Скачать)

  Производителям, получившим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на отечественный рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. Но чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет. Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта. Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), потери благосостояния страны в целом будут большие.

  Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, которые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Введение экспортной субсидии обладает рядом эффектов: относительная цена экспортных товаров на мировым рынке сокращается; условия торговли ухудшаются в пользу других стран; внутренняя цена экспортных товаров увеличивается; внутренний спрос на экспортные товары снижается.

  Эффекты, вызываемые применением экспортной субсидии, следующие: относительная  цена экспортных товаров на мировом  рынке сокращается, условия торговли ухудшаются в пользу других стран, внутренняя цена экспортных товаров увеличивается, внутренний спрос на экспортные товары снижается [15, c.14-16].

  Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

  Экспортное  кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

  Экспортное  кредитование может иметь, форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам — выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только предприятий страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру полнить свои обязательства перед экспортером).

  Экспортные  кредиты бывают: краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья; среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования; долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

  Организация и механизм предоставления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения  между агентствами по экспортному  кредитованию и государствами, весьма сложна. Такое агентство может  быть департаментом внутриправительственного министерства, самостоятельной организацией на правах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредитованию вступают в договорные отношения друг с другом для финансирования экспорта из более чем одной страны, координации политики и обмену информацией о заемщиках [15, c. 21].

  Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

  Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

  Преднамеренный  демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже своего внутреннего рынка или ниже издержек производства.

  Постоянный  демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

  Обратный  демпинг — завышение цен на экспорт. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

  Взаимный  демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

  В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.

  Необходимыми  условиями для осуществления  демпинга являются:

  • различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
  • ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
  • сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.

  Демпинг запрещен как международными правилами  в рамках ВТО, так и национальными  антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять  антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому  закону, например, демпингом считается  продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар с преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг или на рынках третьих стран. Серьёзным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин [15, c.24-25].

  Страхование экспорта осуществляется посредством предоставления государственных гарантий на экспортные кредиты банкам, выдающим эти кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

  Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога для фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, используемые в производстве экспортных товаров, создание не облагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

  Валютный  курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия), для его стимулирования прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину) либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

  Важным  направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций. Политика привлечения инвестиций предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия “экспортной” составляющей [18].

  Таким образом, во всем многообразном арсенале инструментов внешнеторгового регулирования  экспорта выделяют ограничительные  и стимулирующие. К базовым методам относятся тариф, квота и субсидия. Также существует масса производных и комбинированных инструментов, использование которых влечет за собой более нюансированные последствия.

 

   Глава 2.  Экспортная политика  Республики Беларусь

  2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь

 

  Беларусь  является малой открытой экономикой с высоким показателем отношения  объема внешней торговли к ВВП. С  точки зрения международной торговли, основным критерием отнесения республики к группе стран с малой экономикой служит тот факт, что колебания белорусского спроса на импортные товары не оказывают существенного влияния на уровень мировых цен.

  В связи с тем, что Республика Беларусь является индустриально-аграрной страной с небольшой емкостью внутреннего рынка, не имеющей существенной сырьевой базы, общий характер развития национального хозяйства определяет внешнеэкономическая деятельность. Основной вид внешнеэкономической деятельности – торговля.

  Следует подчеркнуть высокую степень  концентрации производства в отраслях промышленности, монопольные позиции крупных предприятий на внутренних рынках и практически полное отсутствие национальной внутриотраслевой конкуренции [17, c. 46].

  Внешняя торговля Республики Беларусь обладает совокупностью отличительных особенностей. Одной из них является наличие  экспорториентированного производственного комплекса, основанного на перерабатывающих предприятиях, при отсутствии необходимой ресурсной базы. Страна приобретает около 96% материальных ресурсов на внешних рынках. Кроме того, промышленный комплекс республики характеризуется высокой степенью изношенности основных производственных фондов (60-90%), низким уровнем технологичности, дефицитом инвестиций на обновление и модернизацию [16, с. 46].

  Основные  показатели внешней торговли Республики Беларусь представлены ниже.

    В 2009 году товарооборот Республики Беларусь составил 49 845,8 млн. долларов и по сравнению с 2008 годом сократился на 30,7 процента или на 22 106,3 млн. долларов. Товарооборот со странами СНГ составил 27 529 млн. долларов, со странами вне СНГ - 22 317 млн. долларов. Динамика товарооборота за 2005-2006 представлена на рисунке 2.1. 

  

  Рисунок 2.1 ¾ Динамика товарооборота Республики Беларусь в млн. долларов

  Примечание ¾ Источник: [7]. 

  Можно сделать вывод, что с 2005 г. намечалась устойчивая тенденция роста товарооборота, но 2009 год оказался кризисным в связи с уменьшением объема внешней торговли более чем на 30%. 

  За 2009 год экспорт товаров составил 21 282,2 млн. долларов и сократился к уровню 2008 года на 34,7 процента или на 11 288,6 млн. долларов. Экспорт со странами СНГ составил 9 314 млн. долларов, со странами вне СНГ - 11 968 млн. долларов. Импорт товаров уменьшился на 27,5 процента (на 10 817,7 млн. долларов) и составил 28 563,6 млн. долларов. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило минус 7 281,4 млн. долларов и ухудшилось на 470,9 млн. долларов (в 2008 году отрицательное сальдо составило минус 6 810,5 млн. долларов). Динамика экспорта и импорта товаров представлена на  рисунке 2.2. 

Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь