Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЪЁМ И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ 6
1.2. РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 15
1.3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В 2008 ГОДУ 20
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 24
2.2. РОССИЯ И ВТО 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 КУРС 2 СЕМЕСТР МЭ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

      Первоочередной  задачей здесь должно стать развитие новых экспортных направлений. Упор должен быть сделан на сферы, в которых  Россия имеет определенные возможности  для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальные и опытно-конструкторские прикладные разработки. При этом экспорт ноу-хау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок,  осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынке развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических,  микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

      Наконец, возможен переход к принципиально  новой модели  экспорта, когда  будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться  партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов этой деятельности.

      В последние годы Россия имеет положительное  сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов рота импорта, а также активного экспорта невыполняемых природных ресурсов, в первую очередь  энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе  количественных ограничений (квот  и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившими еще в советское время рычагами контроля над внешней торговлей.

      Отсутствие  в России целого ряда необходимых  для нормального функционирования внешней торговли законодательных  актов привело к широкому использованию  мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью «пожарных», часто не продуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента.

      Стремление  к созданию в России социально-ориентированного рыночного хозяйства, открытого  внешнему миру и тесно интегрированного в мировую экономику, требует разработки концепции национальной экономической безопасности и  вытекающей из нее четкой, научно-обоснованной внешне-экономической стратегии, в основе которой должен лежать разумный протекционизм. [19,154]

      2.2. Россия и ВТО

       Россия  подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.[9, c.3]

       Членами ВТО являются уже 151 страна мира, и  в ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство  претендующее на создание современной  эффективной экономик и равноправное участие в мировой торговле, стремиться стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ.

       Во-первых, на Россию распространится принцип  режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

       Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

       В-третьих, повысится роль стимулирующей и  оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

       В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

       И, наконец, улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли. [8, c.6]

       С другой стороны, вступив во Всемирную  торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

       Во-вторых, Россия станет еще более зависимой  от импортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

       В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

       В-четвертых, страховой рынок может быть полностью  захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

       В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

       Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.[26]

         Переговоры о вступлении в ВТО находятся в завершающей стадии. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий – присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма  обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет зависеть темпы роста и товарного наполнения экспортных поставок, структура и объёмы импорта, включая его рационализацию за счёт развития импортозамещающих производств.

      Анализ  состояния и прогнозов развития от дельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

      Качественное  состояние внешней торговли обусловлено  главным образом тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции, базирующейся на факторах производства. В этой связи России жизненно необходимо расширять источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Для того, чтобы наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также рационализировать импорт, требуется   модернизировать и диверсифицировать экономику, обновить её технологический базис которой стремительно устаревает морально и физически. Располагая такими фондами, вряд ли можно выпускать конкурентоспособную продукцию.

      Одно  из важнейших условий повышения  конкурентоспособности -  опережающий  рост инвестиций и обрабатывающие отрасли  в аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся  оценкам громадный объём капитальных  вложений – более 2 трлн.долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний  уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России – кредитный и фондовый – к сожалению, ещё недостаточно развиты. Поэтому их укрепление – важнейшее условие успешного решения задачи сближения объёмов сбережения и накопления. Некоторые отечественные специалисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой степени зрелости и станут надёжными источниками финансирования. В целях активизации инвестиционного процесса они полагают необходимым, по примеру других стран, наладить деятельность государственных банков развития.

      Не  менее важной задачей, чем стимулирование инвестиций и перелива капитала из сырьевых в перерабатывающие отрасли, является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития  научно-технической сферы.  Расходы на исследования и разработки в стране составляют 1,28% ВВП, в том числе на фундаментальную науку – 0,3%. Организационная структура отечественной науки, исследований, разработок остаётся архаичной и не отвечает потребностям рынка.

      В перспективе предполагается продолжение  принятия мер по гармонизации российского  законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг и т. д. Положительное влияние на развитие экспорта окажет постепенное снижение вывозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые изделия, а также мероприятия в рамках процесса присоединения страны к ВТО, что позволит улучшить условия доступа отечественных товаров на внешние рынки и устранить многие действующие дискриминационные ограничения. В рассматриваемый период возможно присоединение России к ВТО. В целом процесс присоединения к ВТО безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. А участие России в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности и создаст более благоприятные и цивилизованные условия работы.

      Первостепенное  внимание должно уделяться участию  России в регулировании мирового энергетического рынка, в том числе в рамках ОПЕК и основными импортерами минерального сырья. В связи с этим в ближайшие годы может возрасти влияние России на формирование мировой конъюнктуры энергетического рынка. Следует стремиться к усилению регулирующей роли России и на других рынках, где она является крупным поставщиком.

      Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении экономической  ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

 

      Список литературы

    1. Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия – ЕС//МЭ и МО. – 2007. №6. – с.29-36
    2. Белоусов А. Эволюция системы воспроизводства российской экономики от кризиса к развитию//Москва. - 2006. – №4. - с.222 – 281.
    3. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику//МЭ и МО. – 2003. - №9. – с.312.
    4. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире//Вопросы экономики. – 2003. - №5
    5. Гавриленков Е. России приписывают больше болезней, чем у неё есть//Независимая газета. – 28.12.2004
    6. Глазьев С. О стратегии экономического развития России//Вопросы экономики. – 2007. - №5. – с.30-51.
    7. Горохов А. На перепутье: экономическая ситуация на данный момент//Москва. – 2007. - №2. – с.144-149
    8. Емельянова Е. ВТО: скоро или никогда?//Экономика и жизнь. – 2007. - №42. – с.6
    9. Иванов Д. Россия на пороге ВТО//МЭ и МО. – 2007. - №8. – с.3-15
    10. Кожинов В. О грядущем пути России//Москва. – 2002. - №1. – с.212-216
    11. Мировая экономика: учебное пособие/под ред. И.П.Гурова – 2-е изд., стер. Москва: Омега. – Л.2008 – 394 с.
    12. Мировая экономика: учебное пособие/под ред. С.Ф.Сутырина – СПб.: изд-во С.-П., гос.ун-та, 2003, 356 с.
    13. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее//МЭ и МО. – 2006. - №1. – с.76-87
    14. Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди?//МЭ и МО. – 2007. - №8. - с.16-24
    15. Оболенский В. Формирование внешнеэкономической  специализации России//М., ИМЭМО РАН, 2005
    16. Скляров И. Куда стремится товародвижение?// Экономика и жизнь. – 2005. - №48. – с.32
    17. Федорова Н. Уместен ли торг?// Экономика и жизнь. – 2005. - №48. – с.1
    18. Федорова Н. Сальдо впечатляет, структура как всегда// МЭ и МО. – 2006. - №3. – с.35
    19. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России// вопросы экономики. – 2003. - №1. – с.154 – 157
    20. Энциклопедия стран мира, под ред. А.Симония, 2004. – 1319 с.
    21. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г.// Российская бизнес-газета, 07.10.2003
    22. www.cbr.ru
    23. www.customs.ru
    24. www.ress.ru
    25. www.glossary.ru
    26. www.wto.ru

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли