Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЪЁМ И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ 6
1.2. РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 15
1.3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В 2008 ГОДУ 20
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 24
2.2. РОССИЯ И ВТО 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 КУРС 2 СЕМЕСТР МЭ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

      Среди товаров металлургической промышленности в январе 2008 года наблюдается рост экспорта в страны СНГ практически  по всем основным товарным позициям. Так  экспорт (физические объемы) чугуна возрос на 41,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 52,0%, проката плоского – на 78,3%, меди – на 16,3%.

      Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности  по сравнению с  январем 2007 возрос на 52,5%. Экспорт  удобрений  возрос в физическом выражении в 2 раза, в стоимостном в 3,9 раз.

      В экспорте продовольствия и с/х сырья  в январе 2008 года по сравнению с  январем 2007 года наблюдается рост поставок  (физические объемы) масла подсолнечного, сафлорового или хлопкового на 79,2%, мяса птицы – в 4,7 раза, молока и  сливок сгущенного – на 58,5%, сыров и творога – на 24,5%.

      Стоимостной объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий по сравнению с январем 2007 года возрос на 36,6%. Экспорт (физические объемы) необработанных лесоматериалов  возрос на 65,9%, пиломатериалов – на 8,3%, целлюлозы древесной – на 13,8%, бумаги газетной – на 7,6%.[22]

      Импорт  России  в январе 2008 года составил 13,7 млрд.долларов США и  по сравнению  с январем 2007 года вырос на 39,5%, в  том числе из стран дальнего зарубежья  – 11,6 млрд.долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ – 2,1 млрд.долларов США (рост на 17,6%).

      В товарной структуре импорта из стран  дальнего зарубежья доля машин и  оборудования составила 52,9% (в январе 2007 года – 49,6%), продовольственных товаров  и сырья для их производства – 14,7% (18,3%), продукции химической промышленности – 13,8% (14,1%), металлов и изделий из них – 5,2% (5,9%),  текстиля и обуви – 5,2% (4,3%).

      Рост  импорта из стран дальнего зарубежья  наблюдается по всем основным укрупненным  позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился по сравнению с январем 2007 года на 54,1%. Доля механического оборудования в импорте продукции машиностроения в январе 2008 года составила 33,6%, электрического оборудования – 23,7%, средств наземного транспорта – 35,5%. Физический объем импортных поставок легковых автомобилей по сравнению с январем 2007 года увеличился на 50,5%, грузовых автомобилей – на 10,5%.

      Стоимостной объем импортных поставок продовольствия и с/х сырья в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года увеличился на 16,2%.

      По  сравнению с январем 2007 года увеличился физический объем поставок:

      - говядины на 3,8%

      - свинины на 8,6%

      - мяса птицы на 14,0%

      - рыбы свежей и мороженой на 12,2%

      - молока и сливок несгущенных  40,3%

      - сыров и творога на 5,1%

      - цитрусовых плодов на 12,2%

      - ячменя в 4,2 раза.

      Среди поставок продукции химической промышленности в январе 2008 года по сравнению с  январем 2007 года увеличились поставки (физические объемы) парфюмерно-косметических  средств на 12,7%, пластмассы и изделий из нее – на 11,3%, медикаментов на 43,1%.

      Импорт  одежды по сравнению с январем 2007 года увеличился в физическом выражении  в 1,8 раза, в стоимостном  - в 1,84 раза; обуви – в 2,2 раза и 2,0 раза соответственно.

      В импорте из стран СНГ выросли  закупки (физические объемы) сыров и творога – на 20,7%, пшеницы – на 6,3%, угля каменного – на 33,1%,  пластмассы и изделий из них – на 19,4%, текстиля и обуви – на 26,9%. Снизились поставки (физические объемы) древесины и изделий из нее – на 3,2%, черных металлов – на 22,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 5,1%,  труб – на 36,6%, автомобилей легковых – на 16,0%, автомобилей грузовых – на 58,0%. 

      В страновой структуре внешней  торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2008 года приходилось 55,2%  российского товарооборота (в январе 2007 года – 53,7%). На страны СНГ в январе 2008 года приходилось 14,0% российского товарооборота (в январе 2007 года – 15,7%), на страны ЕврАзЭС  - 8,3% (8,4%), на страны АТЭС – 18,8% (17,2%).

        Основными торговыми партнерами  России в январе 2008 года среди  стран дальнего зарубежья являлись  Нидерланды, товарооборот с которыми  составил 4,5 млрд.долларов США (158,5% к январю 2007 года), Германия – 4,4 млрд.долл.США (148,0%), Италия – 4,2 млрд.долл.США (156,6%), Китай – 3,7 млрд.долл.США (169,8%), Турция – 2,2 млрд.долл.США (161,4%), Польша – 1,9 млрд.долл.США (172,1%), Япония – 1,6 млрд.долл.США (168,6%), Франция – 1,4 млрд.долл.США (190,6%), Финляндия – 1,4 млрд.долл.США (178,9%), Соединенное королевство – 1,3 млрд.долл.США (155,5%).[22] 
 
 
 
 

      Итак, товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции – примерно 2%. В российском импорте -  непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Государственное регулирование внешней торговли. Задачи, перспективы, тенденции

      2.1. Политика государства. Задачи внешнеполитического регулирования

      В русле рыночных преобразований в  России происходит коренной переворот  в её внешнеэкономической политике: от ориентации на относительную замкнутость к открытой экономике и интеграции в систему мирохозяйственных связей, к либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности. Реализация курса на открытость экономики, свободу торговли становится общемировой тенденцией, поскольку даёт стране ряд потенциальных преимуществ:

    • увеличение объёма национального дохода вследствие роста массы вовлекаемых в международный оборот ресурсов и факторов производства;
    • переход от традиционного товарообмена к более высоким формам сотрудничества;
    • приближение уровня отечественного производства к мировому;
    • повышение степени мобильности национальных факторов производства;
    • ускорение формирования в стране рыночной инфраструктуры.

      Несмотря  на то, что участие России в мировой  торговле выражается в относительно скромных величинах, её зависимость от состояния дел на мировых рынках непропорционально велика. Доля импорта в общем объёме российского ВВП составила в 2000 году 24,9%, а в объёме розничной торговли  - 39%. Руководствуясь мировым опытом, Россия должна поставить во главу угла своей внешнеэкономической стратегии увеличение экспортных мощностей и обрабатывающей промышленности, особенно там, где используется, так называемая, высокая технология. Сделать это не просто, если учесть, что в годы реформ основные фонды промышленности не обновлялись и износились на 70%. По некоторым оценкам, лишь около 6% российской обрабатывающей продукции могут конкурировать на мировых рынках. [10, c.212]

      Однако  при финансовой поддержке и дополнительных усилиях можно поднять до мирового уровня ряд производств, где имеются уникальные технологии и изобретения, сохранились кадры специалистов и высококвалифицированных рабочих, а также производственная база. Упустить такой шанс – значит обречь себя на дальнейшее отставание от ведущих индустриальных государств. Известно, что  в условиях экономической глобализации возможность создания и присвоения интеллектуальной ренты от технических нововведений, которыми не располагают другие, становится решающим фактором конкурентоспособности и извлечения максимальных выгод от участия в международном разделении труда. Поэтому важно, чтобы государственная политика была нацелена на создание и наращивание таких преимуществ в самых перспективных областях научно-технического прогресса. 

      Примером  успешного выхода на мировые рынки  машиностроительной продукции может  служить российская военная техника, которая остаётся ведущей. Вывод  на космические орбиты российскими  ракетами иностранных спутников  так же служит иллюстрацией возможностей отечественной науки и промышленности.

      Внешнеэкономическая стратегия России, разумеется не должна сводиться к тому, чтобы сделать  экспорт главным источником роста  экономики. Для такой крупной  по населению территории и промышленному  потенциалу страны решающее значение имеет развитие внутреннего рынка, одновременное и постоянное увеличение на нём платёжеспособного спроса и предложения товаров и услуг.[6, c.36]

      Перед Россией стоит задача не только сделать экспорт более эффективным и увеличить приток валюты, но и повысить народнохозяйственную подачу импорта. Обе эти стороны более активного включения страны в глобальную экономику взаимосвязаны и должны быть подчинены ускорению экономического развития. А это, как известно, невозможно без крупных капиталовложений для замены устаревших и создания новых производственных мощностей. Чтобы наверстать упущенное за годы реформ в обновлении и формировании основных фондов экономики, недостаточно собственных накоплений, необходимо привлекать средства извне. И то, и другое предполагает импорт новейшего оборудования и техники, приобретения лицензий и ноу хау.

      Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья  и топлива на готовую продукцию, России предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоёмких и высокотехнологичных. Её экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных инвестиций. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.

      На  государство ложится обязанность  стимулировать ввоз передовой техники  и технического опыта, привлекать иностранные  инвестиции и защищать собственные  производства, позволяющие сокращать  нерациональную импортную зависимость. Весь арсенал средств внешнеэкономической политики (пошлины, кредитные, страховые и налоговые льготы, правовое регулирование и административные правила) стоит поставить на службу этим целям. К сожалению, с началом радикальных рыночных реформ пошлины и налоги стали рассматриваться по большей части как источник бюджетных доходов, а не инструмент воздействия на экспорт и импорт в желательном для экономики направлении. [3, c.312]

      Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиций страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче  сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечит оптимальное  сочетание свободной торговли и протекционизма с учётом специфики состояния её экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

      Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые  можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии). Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования  экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

      Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью  чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом., ни самим   излишне защищенным отраслям.

      Усиление  протекционизма отрицательно сказывается  на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах,  комплектующих изделиях. От повышения  пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые,  становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества.  К тому же, как было отмечено выше, защищаемые отрасти теряют стимул к совершенствованию производства. Все это вместе взятое ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

      Современная торговая политика имеет, кроме защитного,  и наступательный арсенал – меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т.п. При этом необходимо отметить, что именно сюда  сместился центр тяжести  во внешне-экономической политике  развитых государств: содействие правительственных организаций  расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государствам в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей  в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли