Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:09, контрольная работа
Во-первых, рынок выступает как сфера товарного обмена.
Во-вторых, представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческим решением по сбыту, проведением рекламы товаров, изучением и формированием спроса и населения.
Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке…………………………………………………………..
3
Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Государственное регулирование доходов населения………………………
8
Государственное управление экономикой в странах Африки, Австралии и Океании (Новая Зеландия)………………………….
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
• нормативный (абсолютный)
— по нормам питания и иным
стандартам минимального
• относительный
— доход составляет
• статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10—15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;
• стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т. д.);
• самооценка — отнесение к разряду бедных исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента.
Выделяют абсолютную
и относительную черту
Относительная черта
бедности характеризуется
Бедность характеризуется следующими показателями:
• число бедных;
• коэффициент глубины бедности;
• коэффициент остроты бедности.
Число бедных колеблется
в зависимости оттого, каким образом
определяется черта бедности. Оно
изменяется с изменением
Коэффициент глубины бедности лыражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
Коэффициент остроты
бедности''— средневзвешенное
Существует еще несколько подходов к оценке бедности:
1) определяются потребности, необходимые для сохранения жизни;
2) учитываются
не только физические, но и
социально-культурные
3) определяется
минимум физических и
4) используются опросы населения.
К бедным, или малообеспеченным,
относят те группы населения,
доходы которых по не
По данным ООН, бедность определяется доходом 2 дол. в день на человека, нищета — в 1 дол. в день.
Черта бедности
— минимальный уровень жизни,
по которому устанавливается
граница бедности. Население, не
располагающее таким минимумом,
относится к бедным слоям. В
международной практике
Бедность прямо
связана с неравномерностью
Уровень жизни
и благосостояние. Эти категории
неразрывно связаны. Некоторые экономисты
ставят знак равенства между
ними. Другие, хотя и считают их
близкими понятиями, указывают на
то, что благосостояние в большей
мере связано с качественной
характеристикой. Во все времена
вопрос благосостояния людей
стоял в центре проблем любой
экономической системы. Однако понятие
общественного благосостояния
Значительный вклад
в теорию общественного
Уровень общественного
благосостояния представляет
Огромное значение
для общественного
Государство обеспечивает
определенный уровень
Зарубежный опыт
государственного
В развитых странах
сложились два направления
Первое осуществляется государством в виде поддержки минимального уровня помощи, обеспечения ее доступности. Второе осуществляется бизнесом.
Своеобразие экономической
системы африканских стран обусловлено,
с одной стороны, их весьма неоднозначным
положением в составе мирового хозяйства,
а значит нынешним и будущим экономическим
статусом, а с другой стороны их колониальным
прошлым с вытекающими отсюда особенностями
и ограничениями в вопросах управления
хозяйственным развитием. Прежде всего,
это касается вопросов, связанных с эволюцией
государства.
На Востоке государство с древнейших времен
играло огромную экономическую роль, опираясь
в своей деятельности главным образом
на принудительные, насильственные методы.
В африканских странах к моменту их колонизации
западными метрополиями не было предпосылок
для вовлечения местного населения в хозяйственную
деятельность с помощью рыночных методов.
Поэтому необходимые для этого предпосылки
были созданы мерами внеэкономического
принуждения, такими, как экспроприация
туземных земель в пользу белых иммигрантов;
введение подушного налога, причем в несвойственной
местной экономике денежной форме; насильственное
отчуждение туземной рабочей силы от традиционных
сфер ее применения. Осуществлять эти
меры была призвана колониальная администрация,
представлявшая собой уже сложившийся
экономический институт. При этом по отношению
к африканской
экономике она играла первоначально
роль агрессивного внешнего фактора, подрывавшего
совместимость и взаимную, существовавшую
до этого дополняемость местных институтов.
В колониальный период и в последующие
годы независимости, несмотря на определенные
изменения в экономических отношениях,
в африканских обществах сохранялась
прежняя система связей, семейно-клановых,
земляческих, патерналистских, которая
продолжала играть важную, а нередко и
определяющую роль в решении множества
вполне современных вопросов, связанных
с развитием рынка. Государственный механизм
метрополий при переносе на африканскую
«почву», в свою очередь, подвергся изменениям.
В результате сформировался некий гибридный
институт государственности, который
сочетал государственно-
В докапиталистическом обществе государство могло осуществить свое лидерство большей частью административными, насильственными методами. Яркий пример «уджамааизация» в Танзании, предполагавшая принудительное выселение крестьян с хуторов и сселение их в крупные деревни, нередко в совершенно безлюдных районах.
Особенности государственно-
Начиная с 1980-х годов, когда активизировался приток западной помощи, прежде всего в рамках программ МВФ и ВБ, в Африке начался резкий рост степени коррумпированности правящих элит. При этом в отличие от западной коррупции, большей частью заключающейся в лоббировании в законодательных органах интересов отдельных групп товаропроизводителей, отраслей и т.п., в странах Африки наблюдается своеобразное перерождение традиционных туземных институтов управления. Это находит отражение, в частности, в том, что снижается влияние чисто административных принудительных мер регулирования и все шире используются фискальные рычаги, причем не только прямые, но и косвенные. Это, в свою очередь, создает новые возможности для использования внеэкономических методов государственного управления на основе вполне современных по форме экономических инструментов, таких, как налоги, пошлины, тарифы и др.
В ходе подготовки, реализации и анализа результатов программ структурной перестройки экономики на первый план выдвинулись проблемы государственного управления. В частности, утверждалось, что правительства, которые не способны четко разграничить государственную и частную сферы, вынуждены поощрять деятельность, связанную с получением ренты, и возвращаться к патронажно-клиентской системе хозяйственных отношений с ее негативным влиянием на эффективность и рост. Она играет решающую роль в странах, где частный сектор все еще очень мал, а все основные хозяйствующие субъекты хорошо знают друг друга. Поэтому здесь непременно возникают проблемы, связанные с тайными соглашениями и незаконными операциями с ценными бумагами.
На политическом уровне либерализация экономики создает основу для политической конкуренции между различными программами, большинство из которых относится к экономической сфере. Но поскольку победа и последующее официальное признание той или иной программы зависит от политических решений, то главные препятствия к экономическому росту могут оказаться в сфере политики. В случае масштабной коррупции или значительного политического воздействия на экономическую деятельность рост может прекратиться. При этом определяющее значение для поддержания устойчивого роста имеет сокращение масштабов бедности, а также участие в процессе развития достаточно широких слоев населения.
В последние десятилетия в африканистике использовались четыре теоретические парадигмы, базирующиеся на различном отношении к африканскому государству как институту социально-экономического и политического развития стран континента. Согласно первой из этих парадигм, теории модернизации, роль государства в обеспечении экономического роста является решающей, поскольку национальный частный капитал не может удовлетворить потребности экономического развития африканских стран. Эта теория и строившиеся на ее основе стратегии развития доминировали в Африке до начала 1970-х годов. Параллельно с этим распространялись неомарксистские теории, в соответствии с которыми предлагалось реформировать государство, являющееся инструментом господства и зависящее от контролирующих его властных структур, и проводить политику «опоры на собственные силы».
В начале 1980-х годов появилась теория кризиса государства-вторая парадигма, согласно которой заложенное в этом институте рациональное начало не укоренилось в Африке в силу живучести и высокой развитости патронажно-клиентских связей в местном обществе. А раз государство оказалось несостоятельным как агент экономического развития, то, учитывая его специфику в условиях развивающихся стран Африки, необходимо переносить акценты в развитии на традиционные ценности в социальных отношениях.
Новый подход был порожден структурным кризисом, охватившим экономику стран Африки в 1970-1980-е годы, и их разочарованием в модернизации по западному образцу. Сыграло роль и прогрессирующее ослабление государственных институтов, ведущее к распаду связей между регионами, отраслями и т.д. и одновременно к расширению и упрочению позиций теневой экономики, превращению ее в некий стабилизирующий фактор. В этих условиях возникло понятие «нежеланной модернизации»-третья парадигма, когда экономическая активность продолжается, но производство и рынки существенно искажаются и выталкиваются в неформальный сектор.