Государственное регулирование экономики, его формы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Оглавление

Введение
Необходимость государственного регулирования экономики
Экономические функции государства
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
Антимонопольное регулирование
Проведение политики макроэкономической стабилизации
Воздействие на размещение ресурсов
Деятельность в сфере распределения доходов
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
Финансовая политика государства
Фискальная политика
Налоги и их функции
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
Государственный бюджет
Кредитно-денежная политика государства
Инструментарий кредитно-денежной политики
Макроэкономические последствия монетарной политики
Заключение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Основная идея неоклассических  теорий заключается в поисках  методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот  корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский  спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов  неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования  экономики не произошло. 

Государственный бюджет Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального  дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с  которым существуют областные и  местные бюджеты. 

Ряд статей государственных  бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически  повсеместно. К ним относятся  в расходной части - социальная поддержка  и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные  займы. 

Федеральный бюджет США (1994 г.) 

Доходы (в %%) 

Расходы (в %%)

Подоходный налог 38,3 Налог на прибыль корпораций - 9,6 Налог на отчисления предприятий  в фонд медицинского и социального  страхования - 33,0 Акцизы - 13,9 Прочие налоги - 5,5

Социальные выплаты  населению - 45,7 Национальная безопасность - 27,7 Субсидии штатам 4,8 Процентные платежи 14,5 Прочие расходы - 7,3

Дефицит - 264 млрд. долл.

 

Бюджет РФ (1994 г.) 

Доходы (в %%) 

Расходы (в %%)

НДС и акцизы - 34,6 Подоходный налог 0,1 Налог на прибыль 21,0 Таможенные сборы 2,3 Прочие доходы - 42,0

Оборона и правоохранительные

органы - 26,2 

Капиталовложения  в народное хозяйство - 13,1 Социальные расходы 8,3 Государственное управление - 2,6 Обслуживание долга 7,5

Дефицит - 63 трлн. руб.

 

Дефицит бюджета  и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния  экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое  внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и  пассивный дефициты. Первый возникает  в результате превышения бюджетных  расходов, второй - в связи со снижением  налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста  или иных причин) . 

Причин бюджетного дефицита может быть много: 

спад общественного  производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск “пустых” денег;

неоправданно “раздутые” социальные программы;

возросшие затраты  на финансирование ВПК;

крупномасштабный  оборот “теневого” капитала;

огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной  продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических  системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает двумя традиционными  способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и  ужесточение налогообложения. 

Бюджетный дефицит  относится к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система  утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. 

Бездефицитность бюджета  еще не означает “здоровья” экономики, надо четко представлять себе, какие  процессы протекают внутри самой  финансовой системы, какие изменения  воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. 

Существует несколько  концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что  такое состояние бюджета исключает  или в значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. 

Вторая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для  того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и  увеличивает расходы, т.е. сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема  правительство повышает налоги и  снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в  период спада. Таким образом, правительство  проводит позитивную антициклическую  политику и одновременно балансирует  бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько  лет. 

Третья концепция  связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой. 

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный  дефицит и опирающейся на потенциал  денежного хозяйства страны. Такая  политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств  на мероприятия, дающие значительный экономический  эффект. 

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом  отношении стран. В конечном счете, нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга. 

Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Бюджетный  дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший  источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга  необходимо исследование роста бюджетного дефицита. 

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Во-вторых, повышение  ставок налогов (как средство выплаты  государственного долга или его  уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет  займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно  влечет за собой сокращение частных  капиталовложений. 

Кредитно-денежная политика государства 

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования  национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства  и уменьшению хозяйственной самостоятельности  отдельных субъектов. 

Высшая конечная цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП. 

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи  с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная  выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного  уровня банковских резервов или нормы  процента и т.д. 

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение  и спрос на денежном рынке. Под  предложением денег понимается общее  количество денег, находящихся в  обращении. 

Спрос на деньги формируется  из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или  спекулятивный спрос) . 

Инструментарий кредитно-денежной политики 

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении: 

операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; 

политика учетной  ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка; 

изменение норматива  обязательных резервов. 

В настоящее время  в мировой экономической практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может  осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. 

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные  ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке. 

Политика учетной  ставка (дисконтная политика) 

Учетная ставка - это  процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Причем центральный  банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а  лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные  трудности. 

Учетную ставку устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая  увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более  того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного  предложения. 

Среди инструментов монетарной политики политика учетных  ставок занимает второе по значению место  после политики центрального банка  на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью  центрального банка на открытом рынке. 

Изменение нормы  обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков: 

если центральный  банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

при уменьшении нормы  обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. 

Макроэкономические  последствия монетарной политики Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и  уровень цен. Рассмотрим общую схему  такого воздействия. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его формы и методы