Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
ознакомиться с теоретическими аспектами понятия цены;
рассмотреть основные методы государственного воздействия на цены;
изучить практические аспекты государственного регулирования цен в зарубежных странах;
оценить ценовое регулирования в Республике Беларусь;
выявить пути решения проблем регулирования цен в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение А
Источник: [21]
Так если в 2008 г. кофе натуральное растворимое стоило 71890 белорусских рублей, то в 2010 г. его цена уже составила 101450 белорусских рублей, чая черного – 33107 и 47078 белорусских рублей, сосисок высшего сорта – 9604 и 13715 белорусских рублей, колбасы полукопченой – 20900 и 25276 белорусских рублей, сыра твердого – 13985 и 18800 белорусских рублей, масла сливочного – 12161 и 19047 белорусских рублей соответственно.
Таким образом, цена на кофе в 2010 году по сравнению с 2008 увеличилась на 41%, чай черный – на 42%, сосиски высшего сорта – на 42%, масла сливочного – на 56%, сыра плавленого – на 59%, рыбы соленой – на 50%.
Средние цены на товары, которые а меньшей степени регулируются государством представлены в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Средние цены на социально значимые продовольственные товары
Социально значимые товары | |||
2008 | 2009 | 2010 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 1449 | 1597 | 1864 |
Мука пшеничная высшего сорта | 1846 | 1903 | 1910 |
Говядина первой категории | 10257 | 10955 | 13628 |
Свинина кроме бескостного мяса | 9704 | 10014 | 11707 |
Молоко, за литр | 1326 | 1447 | 1679 |
Сметана | 5978 | 6323 | 7323 |
Кефир, за литр | 858 | 959 | 1178 |
Творог | 7172 | 7937 | 9069 |
Овощи натуральные консервированные для детского питания | 5788 | 6800 | 7983 |
Сахар | 1987 | 2203 | 2843 |
Картофель | 735 | 984 | 1560 |
Лук репчатый | 1242 | 1229 | 2154 |
Яблоки | 2711 | 2365 | 3617 |
Источник [21]
Цены на социально значимые товары в 2008-2010 гг. не росли такими темпами. Так в 2010 г. средняя цена хлеба ржано-пшеничного увеличилась по сравнению с 2008 г. на 28%, муки пшеничной высшего сорта – на 3%, свинины – на 20%, сметаны – на 22%, творога и молока – на 26%.
По представленным данным видно, что цены на товары, которые не регулировались государством, в 2008-2010 гг. увеличивались значительно больше, чем цены на социально значимые товары.
В
нынешнем году резкий рост цен привел
к изменению структуры потребительской
корзины людей. Цены росли неравномерно,
реальные доходы населения снижались,
потребительские предпочтения менялись.
Все это привело к изменению структуры
потребительской корзины, соответственно,
каждая семья ощутила по-своему уровень
инфляции.
ГЛАВА
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕН
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь отличаются исключительной сложностью, так как они являются наиболее актуальными в современной экономике страны.
Одной из проблем государственного регулирования цен на современном этапе является постоянное увеличение инфляции. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья. Для удержания инфляции в социально и экономически приемлемых рамках необходима выработка целого пакета взаимоувязанных мер по адаптации государственных и иных институтов и структур к регулированию инфляционных процессов. Конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат [22, с.159]. Ее действенность испытали на себе сотни тысяч пользователей мобильной связи в республике. Но к такому же результату конкуренция приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть, для сдерживания роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на регулировании цен, а на создании условий для усиления добросовестной конкуренции? Конкуренция заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер [23].
Согласно приложению А, регулирование потребительских цен – забота не только органов ценового контроля; в современной Беларуси факторы роста цен лежат за пределами их компетенции. Только совместными усилиями всех заинтересованных ведомств, имеющих опосредованную причастность к уровню и динамике потребительских цен, можно стабилизировать динамику потребительских цен и их уровень [24].
Еще
одной проблемой
Прямым
следствием государственного регулирования
цен на рынке товаров, услуг, денег
и рабочей силы является дефицит
товаров/услуг. Как только государство
перестает вмешиваться в
Важнейшими принципами ценового регулирования должны стать: осуществление действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение оптимального соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплаты труда, а также межотраслевых ценовых пропорций [20, с. 229].
Государственное регулирование
ценообразования в области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время цена является неотъемлемым элементом государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование
цен представляет собой
Исследуя
методы и формы государственного
регулирования цен в
Главная цель государственного ценового регулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
При этом влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.
Чтобы понять глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно взаимодействующая на производство и потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочного планирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись.
Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из них.
В
настоящее время зарубежные страны
используют для защиты своих внутренних
рынков развитое законодательство, которое
предусматривает множество
В
заключении следует отметить, что
в политике международного ценообразования
государству принадлежат важные
функции. Таким образом, государственное
регулирование международных
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)