Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
ознакомиться с теоретическими аспектами понятия цены;
рассмотреть основные методы государственного воздействия на цены;
изучить практические аспекты государственного регулирования цен в зарубежных странах;
оценить ценовое регулирования в Республике Беларусь;
выявить пути решения проблем регулирования цен в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение А

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран).docx

— 399.54 Кб (Скачать)

      
 
 

     ГЛАВА 2

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 
 

     2.1 Государственное регулирование цен в России

     Декларирование  цен осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования, местные  органы о повышении цен с соответствующей  мотивацией и калькуляцией.

        Со 2 января 1992 года административное  регулирование цен на базе  повышающегося коэффициента было  введено на основные продукты  питания (хлеб, молоко, соль, сахар,  масло растительное), спирт, водку,  спички, лекарства, а так же, основные  виды услуг. Объём этих товаров  составил всего 10% в товарообороте  страны.

      Местным органам разрешалось менять эти  коэффициенты.

     Регулирование цен в 1992 и 1993 гг. осуществлялось на основе предельной рентабельности. В  розничной торговле он был определён  в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25 – 50% к затратам.

      В настоящее время Федеральные  органы государственного управления устанавливают  цены на целый ряд товаров и  услуг. В частности, министерство экономики  утверждает цены на газ природный, продукцию  ядерно – топливного назначения, электроэнергию и теплоэнергию, оплату население жилья и коммунальных услуг,  торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского значения, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

    Одним из основных способов государственного регулирования цен является определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров. В 2008-2010 гг. в перечень социально значимых продовольственных товаров были включены семь групп продуктов питания:

  1. Мука (для хлебопечения);
  2. Хлеб и хлебобулочные изделия;
  3. Молоко, кефир, сметана и творог;
  4. Мясо (говядина, свинина);
  5. Молочные смеси, мясные консервы для детского питания;
  6. Сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом;
  7. Картофель и плодоовощная продукция [12].

    Средние цены на социально значимые продовольственные  товары  представлены в таблице 2.1. 

    Таблица 2.1 – Средние цены на социаально-значимые продовольственные товары

     
Социально значимые товары
  2008 2009 2010
Хлеб  из ржаной и ржано-пшеничной муки 73,63 77,9 79,22
Мука  пшеничная высшего сорта 52,19 45,7 49,14
Говядина  бескостная 74,70 76,1 76,58
Свинина бескостная 73,08 76,6 71,38
Молоко  цельное пастеризованное 77,64 76,9 81,08
Сметана 15-20% жирности 75,90 74,0 79,70
Сахар-песок  из сахарной свеклы 61,00 69,1 63,76
Творог  жирный (не менее 5% жирности) 73,21 72,3 78,69

     Источник  [13]

    Из  таблицы видно, что в 2010 г. средняя цена свинины бескостной по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 4%, муки пшеничной высшего сорта – на 4%, и увеличилась у сметаны15-20% жирности на 5% и у творога – на 8%.

    Исходя  из изученных данных можно сделать вывод, что в основном с 2008 по 2010 годы цены на социально-значимые продовольственные товары выросли.

    Средние цены на товары которые в меньшей степени регулируются государством представлены в таблице 2.2. 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.1 – Средние цены на товары которые в меньшей степени регулируются государством

     
Некоторые виды продовольственных товаров
  2008 2009 2010
Водка 40% и выше, обыкновенного качества 70,98 71,3 67,78
Макаронные  изделия (макароны и вермишель) из пшеничной  муки высшего сорта 52,19 51,5 50,07
Колбаса полукопченая 75,33 75,1 80,32
Мясо  птицы  76,09 77,9 73,67
Сыры  сычужные твердые и мягкие 69,26 69,4 71,02
     Яйца  столовые 73,95 70,8 68,07
Масло сливочное 78,64 77,2 83,45
Масло подсолнечное 46,40 58,1 59,54

    Источник  [13]

    Из  таблицы видно, если в 2008 г. водка 40% и выше, обыкновенного качества стоила 70,98 российских рублей, то в 2010 г. её цена составила 67,78 российских рублей, макаронные изделия – 52,19 и 50,07 российских рублей,  колбаса полукопчёная – 75,33 и 80,32 российских рублей, масла сливочное – 78,64 и 83,45 соответственно.

    Таким образом, цена на водку в 2010 году по сравнению с 2008 уменьшилась на 5%, на макаронные изделия – на 4%, а  вот на колбасу полукопчёную и масло сливочное увеличилась на 7% и 6% соответственное.

    По  представленным данным видно, что цены на товары, которые не регулировались государством, в 2008-2010 гг.  и цены на социально-значимые товары не отличаются друг от друга.  

     2.2 Государственное регулирование цен в США

     В США во второй половине XX века предпринимались попытки как прямого, так и косвенного регулирования цен. В начале 70-х гг. XX века инфляционные процессы, т. е. рост цен на внутреннем рынке, постепенно могли привести к галопирующей инфляции. Поэтому в 1971 г. По инициативе администрации тогдашнего президента США Р. Никсона был установлен прямой централизованный контроль за ценами с одновременным замораживанием заработной платы. К осени 1972 г. в США были снижены темпы роста цен (как оптовых, так и розничных), несколько снизилась безработица и начал расти ВНП. Однако при этом ограничивалось движение капитала из менее перспективных отраслей в более перспективные, тормозилось инвестирование и в общем снижался уровень деловой активности. В конечном счете сдерживался и рост доходов. Поэтому в мае 1974 г. администрация Дж. Форда отменила прямой контроль за ценами. В 90-е гг. администрация США использовала прямое государственное регулирование цен в ограниченных масштабах, но при этом активно применяла косвенное регулирование. В результате в настоящее время в США контролируются государством от 5 до 10% всех цен. Большой интерес представляют принятые в США методы регулирования цен на продукты аграрного сектора. Для развития производства зерновых государство предоставляет фермерам целевой заем. Фермеры остаются собственниками произведенного ими зерна, которое они продают по рыночным ценам. Часть полученной прибыли они используют для погашения полученных ими займов. Но если рыночные цены на зерно оказываются ниже контрольных цен, установленных Конгрессом, то фермер может сдать свое зерно государству не по рыночной, а по гарантированной контрольной цене. Это относится и к ценам в молочной промышленности на молоко, масло, сыр. Государство скупает указанные продукты по контрольным ценам, если они оказываются выше рыночных. В этом случае производителям продуктов выгоднее сдать их государству, а не продавать на рынке. Скупленные продукты государственные структуры используют в виде бесплатных завтраков для школьников, в виде продовольственной помощи и так далее.

     В соответствии с действующим в  США с 1985 г. аграрным законодательством  были снижены залоговые ставки, которыми определялась величина кредитов, предоставляемых фермерам. Таким образом, государство осуществляет косвенное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая стандарты и процентные ставки за кредит. Подобные принципы государственного регулирования ценообразования характерны для Великобритании и Германии [14, с. 33].  

     2.3 Государственное регулирование цен в Японии

     В отличие от других государств в Японии последние годы наблюдается дефляция потребительских цен, а цены производителей снижаются с 1991 г. Государством регулируется около 20 % потребительских цен, в  том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные  тарифы, стоимость образования и  медицинского обслуживания. Несмотря на то, что прямое вмешательство  государства в ценообразование  минимально и проводится курс на ограничение  любых форм контроля над ценами, правительство все же воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

     Функции регулирования экономики и цен  в Японии осуществляют министерства и ведомства, которые в известных  пределах наделены не только исполнительной, но и законодательной властью. Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь, в базовых отраслях — угольной промышленности, атомной  энергетике, черной металлургии, а также  в сфере коммунальных услуг, на транспорте и на предприятиях связи; в финансовой сфере; в сельском хозяйстве; в области  здравоохранения и системе образования. Из 180 законов, которые регламентируют в стране хозяйственную деятельность предприятий различных отраслей, почти половина затрагивает вопросы  ценообразования. Наиболее значительными  правовыми документами по ценам  являются Закон о регулировании  рынка продовольственных товаров  и Закон о стабилизации цен  на продукты животноводства.

     Особое  внимание уделяется ценообразованию  на продукцию сельского хозяйства  с целью поддержки фермеров. Закупочные и продажные цены на такие культуры, как рис и пшеница, определяются парламентом на основе Закона о регулировании  рынка продтоваров. На мясные и молочные продукты определяет цены министр земледелия, лесоводства и рыболовства в  соответствии с Законом о стабилизации цен на продукты животноводства. На другие важные сельхозпродукты устанавливаются  рекомендательные цены, которых добровольно  придерживаются торговцы. Цены на сахар  и картофель контролируются с  помощью специального механизма  ценовой стабилизации, который предусматривает  информацию государственных учреждений об уровне продажных цен, предполагаемых объемах производства и сбыта. Кроме того, для поддержания цен на уровне, обеспечивающем приемлемую рентабельность сельхозпроизводителям, используются также и такие ограничения, как квоты на импорт мясопродуктов, сахара, шелка-сырца, апельсинов и других продуктов, установление рекомендательных цен, закупка в буферные запасы в периоды спада цен и распродажа товаров (мясных и молочных продуктов) из этих запасов в периоды роста цен [15, с. 107].

     В Японии действует жесткое законодательство, направленное против монополизации  и противодействующее практике несправедливой торговли. Антимонопольным законом  запрещены ценовые соглашения в  одной отдельно взятой отрасли, а  также соглашения о контроле над  ценами между фирмами-производителями  и сбытовыми компаниями. Недопустимы  действия, препятствующие конкуренции  дискриминация других предпринимателей, практика установления несправедливых цен, заключение сделок на несправедливой основе и др. [16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь

     В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных  актов в республике сложилась  целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая  управлять процессами регулирования  и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.

     Закон «О ценообразовании» устанавливает  правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу  применения свободного и регулируемого  ценообразования, полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование  ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

     Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются  на:

     товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный  реестр;

Информация о работе Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)