Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Аграрно - промышленный комплекс, государственное регулирование, направления, методы, механизмы, стратегия развития
Объектом исследования данной работы является аграрно - промышленный комплекс. Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса. Цель работы обусловила решение следующих задач: во-первых, рассмотреть состав аграрно промышленного комплекса, цели и задачи его развития; во-вторых, рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса; в-третьих, рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно промышленного комплекса и стратегию его развития.

Оглавление

Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

госрегулирование АПК.rtf

— 1.08 Мб (Скачать)

Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

Площадь участков, находящихся в личной собственности граждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площади пашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населения производится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля, около 80 - овощей, 57 - мяса, 51 - молока, 28% - яиц.

Важными документами для разработки стратегии развития АПК являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующие земельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. От них зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.

При определенных условиях фермерские хозяйства экономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, и фермерских хозяйств.

В настоящее время происходит снижение применения минеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.

С учетом сокращения душевого потребления продуктов питания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.

С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК»10. Правительством РФ были определены его основные направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Подводя итоги приоритетного национального проекта "Развитие АПК", нужно отметить, что все двадцать контрольных целевых показателей по всем трем направлениям национального проекта "Развитие АПК" полностью выполнены.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 44611. В Государственную программу вошли все направления и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включены и новые разделы. В программе определены три основные цели:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в таблице 1.

 

Таблица 1- Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012гг

 

 

Показатели

Единица измерения

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

в процентах к предыдущему году

103,8

103,9

104,1

104,1

104,1

2.

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

‾ " ‾

104,8

105,1

105,1

105

105,1

3.

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

‾ " ‾

102,9

102,8

103,1

103,1

103,1

5.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности

рублей на члена хозяйства в месяц

7085

8928

10388

11121

11821

6.

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:

           

 

 

тракторы

‾ " ‾

5,2

6,6

8

9,2

10,3

 

 

комбайны

‾ " ‾

7,4

8,6

10,4

11,5

13

8.

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий

в процентах к предыдущему году

104,8

104,9

105,2

105,2

105,2


 

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рассмотрим основные показатели, характеризующие современное состояние агропромышленного комплекса России. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в августе 2010г. в действующих ценах, по расчетам, составил 325,9 млрд.рублей, в январе-августе 2010г. - 1257,4 млрд.рублей. Динамика производства продукции сельского хозяйства в 2009-2010 гг. приведена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Динамика продукции сельского хозяйства (2009-2010 гг.)

 

В % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2009г.

Январь

102,4

84,0

Февраль

101,9

94,1

Март

102,5

139,3

I квартал

102,3

52,6

Апрель

102,1

105,4

Май

101,8

108,4

Июнь

99,0

119,9

II квартал

100,8

143,7

I полугодие

101,4

 

 Июль

100,4

135,9

 Август

88,5

118,6

Январь-август

97,0

 

Сентябрь

107,5

136,2

III квартал

99,0

198,4

Январь-сентябрь

100,1

 

Октябрь

106,8

84,6

Ноябрь

102,2

57,0

Декабрь

106,9

66,9

IV квартал

105,2

70,2

Год

101,2

 

2010г.

 Январь

103,2

81,1

 Февраль

103,3

94,2

 Март

104,1

140,4

I квартал

103,6

51,8

 Апрель

103,5

104,7

 Май

103,1

108,0

 Июнь

100,8

117,2

II квартал

102,3

142,0

I полугодие

102,9

 

 Июль

94,1

126,9

 Август

80,9

101,9

Январь-август

94,3

 

 

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в процентном соотношении к среднемесячному значению 2007 г.) приведен на рисунке 112.

 

Рисунок 1 - Индекс производства продукции сельского хозяйства (в процентном соотношении к среднемесячному значению 2007 г.)

 

На 17 сентября 2010г., по данным Минсельхоза России, в хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население), зерна в первоначально-оприходованном весе намолочено 52,6 млн.тонн, что на 32,1% меньше, чем к этому времени в предыдущем году(таблица 3)13.

Зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на 62,8% посевных площадей (к этому времени в предыдущем году - на 65,8%).

Сахарная свекла (фабричная) убрана с 14,6% площадей (год назад к этому времени было убрано 15,0% посевов), подсолнечник обмолочен с 18,6% посевов (3,6%). Лен-долгунец вытереблен с 79,5% площадей (69,7%).

 

Таблица 3 - Уборка в хозяйствах всех категорий

 

2010г.

2010г. к 2009г.

Справочно

+,-

%

2009г.

Обмолочено зерновых и зернобобовых культур, млн.гектаров

27,4

-4,1

87,0

31,5

 в % к площади посева

62,8

   

65,8

 Намолочено зерна (в первоначально-оприходованном весе)

       

 всего, млн.тонн

52,6

-24,8

67,9

77,4

 с 1 га, центнеров

19,2

-5,4

78,0

24,6

 в том числе пшеницы

       

 всего, млн.тонн

35,0

-13,4

72,4

48,4

 с 1 га, центнеров

20,5

-5,7

78,2

26,2

Убрано сахарной свеклы (фабричной) тыс. гектаров

169

+46

137,3

123

 в % к площади посева

14,6

   

15,0

Накопано сахарной свеклы (фабричной)

       

 всего, млн.тонн

4,6

+0,7

119,8

3,9

 с 1 га, центнеров

273

-40

87,3

313

Убрано подсолнечника, млн. га

1,3

+1,1

в 6,0р.

0,2

 в % к площади посева

18,6

   

3,6

Намолочено семян подсолнечника всего, млн.тонн

1,8

+1,4

в 4,8р.

0,4

 с 1 га, центнеров

13,2

-3,5

79,0

16,7

Убрано льна-долгунца, тыс.гектаров

41

-7

85,8

48

 в % к площади посева

79,5

   

69,7


 

На конец августа 2010г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 21,4 млн.голов (на 2,4% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 9,0 млн. (на 1,6% меньше), свиней - 18,8 млн. (на 0,7% больше), овец и коз - 24,3 млн.голов (на 1,5% меньше).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 49,1% поголовья крупного рогатого скота, 36,1% свиней, 50,6% овец и коз (на конец августа 2009г. - соответственно 49,5%, 38,8% и 49,7%)(таблица 4)14.

 

Таблица 4 - Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий

 

Крупный рогатый скот

Из него коровы

Свиньи

Овцы и козы

к соответствующей дате предыдущего года

к соответствующей дате предыдущего месяца

к соответствующей дате предыдущего года

к соответствующей дате предыдущего месяца

к соответствующей дате предыдущего года

к соответствующей дате предыдущего месяца

к соответствующей дате предыдущего года

к соответствующей дате предыдущего месяца

2009г.

Январь

98,0

98,4

98,2

99,1

100,0

100,4

100,8

99,7

Февраль

97,7

101,5

99,2

100,4

103,8

101,2

101,4

100,6

Март

97,9

102,1

97,7

99,8

104,0

102,6

103,1

104,2

Апрель

97,6

101,3

97,6

100,4

103,6

102,3

102,4

105,1

Май

97,6

100,1

97,4

99,9

103,9

102,2

102,6

102,2

Июнь

97,6

100,2

97,5

100,1

105,2

102,4

102,9

102,0

Июль

97,4

99,8

97,3

100,0

106,0

101,1

103,9

100,7

Август

97,7

99,3

97,5

99,7

106,1

100,8

104,0

98,6

Сентябрь

97,7

98,9

97,5

99,6

106,1

100,7

103,4

97,5

Октябрь

98,0

99,1

97,7

99,7

107,0

99,6

104,7

99,2

Ноябрь

98,2

98,6

98,1

99,8

107,2

98,0

104,7

97,4

Декабрь

98,3

97,4

98,9

99,5

106,6

94,0

101,0

95,1

2010г.

Январь

98,2

100,0

98,6

99,5

106,0

101,5

102,4

100,9

Февраль

97,9

101,1

98,4

100,3

106,0

101,1

102,2

100,5

Март

98,2

102,4

99,0

100,4

104,7

101,3

100,2

102,1

Апрель

98,1

101,2

98,9

100,4

103,9

101,5

100,7

105,6

Май

98,3

100,3

99,0

100,1

103,3

101,6

100,2

101,7

Июнь

97,8

99,7

98,6

99,6

101,8

100,9

98,9

100,7

Июль

97,7

99,8

98,5

100,0

101,7

101,0

98,9

100,7

Август

97,6

99,1

98,4

99,6

100,7

99,8

98,5

98,1

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса