Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Аграрно - промышленный комплекс, государственное регулирование, направления, методы, механизмы, стратегия развития
Объектом исследования данной работы является аграрно - промышленный комплекс. Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса. Цель работы обусловила решение следующих задач: во-первых, рассмотреть состав аграрно промышленного комплекса, цели и задачи его развития; во-вторых, рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса; в-третьих, рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно промышленного комплекса и стратегию его развития.

Оглавление

Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно - промышленного комплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

госрегулирование АПК.rtf

— 1.08 Мб (Скачать)

В России в процессе осуществления аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный аграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредников при невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользу монополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовой отрасли АПК.

2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности предприятий энергетического комплекса, транспорта, связи, чтобы ликвидировать диспаритет цен.

3. Поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные фонды.

4. Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

5. Создание благоприятного климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии.

6. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.

 

2.2 Методы государственного регулирования аграрно- промышленного комплекса

 

Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

* программно-целевой;

* балансовый;

* нормативный.

Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств.

В аграрно-промышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» и др. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа «Социальное развитие села на период до 2010 года»6. Кроме того, утверждены ведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)», «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».

Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансовая увязка объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.

Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах.

Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.

Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза:

* численности населения, его демографической структуры;

* натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных норм потребления непродовольственных товаров;

* изменения структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;

* экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.

Нормативный метод. Для определения объемов и структуры потребностей в продукции сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения.

В планировании сельскохозяйственного производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др.

 

 

2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно- промышленного комплекса

 

Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания7.

Диспаритет цен проявляется в двух формах:

* в завышении цен поставщиков товаров и услуг для сельского хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное воспроизводство;

* в занижении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимой рентабельности.

Например, начиная с 1995 г. цены на пахотный трактор «ДТ-75» выросли в 20 раз, на зерноуборочные комбайны - в 27, а на зерно - в 4 раза.

Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор отдать более 200 т продовольственной пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.

В настоящее время обеспеченность техникой сельского хозяйства снижается, а парк машин и оборудования стареет и существенно не обновляется. АПК имеет не более 50% техники от нормативной потребности, а средний возраст эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации.

Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.

Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен на его продукцию начался с принятием Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ8. Закон создал правовую основу для построения системы государственного регулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.

Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен.

В Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено, что:

* основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;

* гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных Правительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы, необходимые для ведения расширенного воспроизводства;

* целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и т.д. Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций и компенсаций;

* пороговые цены введены для определения уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны;

* залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.

Паритеты цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.

Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен посредниками.

Свыше 54% объема валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.

Бюджетная политика. В странах Европейского союза расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. В России бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программы села она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах.

Налоговая политика. Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства.

Кредитная политика. В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.

В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют9:

* кооперативные сельскохозяйственные банки;

* государственные банки;

* специализированные банки под контролем и при поддержке государства;

* бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная система, адекватная рынку, включает:

* ценовые дотации и компенсации;

* денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;

* субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.

Во всех случаях государство берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

 

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

В начале нового столетия в АПК России начались радикальные экономические преобразования. Развитие АПК после 2000 г. характеризовалось формированием многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночным принципам распределения продукции, образованием свободного рынка материально-технических ресурсов.

К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса