Государственное и муниципальное хозяйство и его роль в современном Российском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 17:22, реферат

Краткое описание

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.
Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире.

Оглавление

Введение
Государственный сектор
Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное хозяйство и его роль в современном Российском государстве..doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Следует учитывать, что при оценке затрат госсектора на общественные блага зачастую нужно учитывать не только прямые, по и побочные выгоды - положительные внешние эффекты, достающиеся частному сектору и населению как потребителям. К тому же, если бы предприятия госсектора стали бы высокорентабельными, это привело бы к перекладыванию бремени непродуктивных (но необходимых) расходов на плечи частного сектора.

Эффективность управления собственностью заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Этот критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов.

             Муниципальный сектор в структуре  национального хозяйства

 

     1.Структура муниципального сектора

Муниципальный сектор - совокупность первичных единиц - муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения.

Национальное хозяйство характеризуется сложным внутреннем строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство».

Существуют следующие виды структур:

Материально-вещественная

Вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства и натуральным выражением. Данная структура предполагает деление хозяйства на различные виды производства (товаров и услуг, отрасли производства и т.д.). Примером материально-вещественной структуры может служить производство металлов, добыча газа и нефти и пр. Доля муниципального сектора количественными показателями не определена, т.к. очень мала.

Стоимостная

Выделяет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта.

Весь общественный труд подразделяется на овеществленный и живой. Овеществленный переносится на продукт, образую фонд возмещенияизрасходованных средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта определяется как совокупность фондов потребления (расходуется на личное и общественное), накопления (для расширения производства, создание резервов и запасов) и возмещения.

Социальная

Определяется формой собственности на средства производства. Выделяют следующие формы собственности: государственная, негосударственная, муниципальная. Доля предприятий различной формы собственности в производстве товаров и услуг такова: государственные предприятия 5-7%, муниципальные - 1,4-1,5%, остальное частные и иностранные предприятия 90%.

Территориальная

Предусматривает размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам. Такая структура позволяет выявить пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. В составе 8 федеральных округов функционирует хозяйство 83-х субъектов Федерации, в составе которых на 1 января 2010г 23,9 тыс. муниципальных образований. Наибольшее число МО в Приволжском ФО - 28%, Центральном ФО - 22%, Сибирском ФО - 17%; наименьшее число в Уральском ФО - 5%.

Секторная

Предусматривает деление национального хозяйства на секторы - укрупненные группы различных видов деятельности, объединенными общими целевыми и функциональными признаками (Рис. 1).

Рис. 1

Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления.

2.Направления развития муниципального сектора экономики

В современных условиях муниципальный сектор и его муниципальные образования становятся эпицентром социально-экономической политики государства, поскольку именно здесь решаются проблемы жизнеобеспечения населения. Органы управления муниципального образования несут главную ответственность перед населением за положение дел на на его территории.

Основной проблемой муниципального сектора и его муниципального образования являются:

1. существенная дифференциация  в социально-экономическом развитии, в уровнях дохода населения

2. дотационность бюджетов

3. недостаточное развитие  инфраструктуры

4. нехватка квалифицированных кадров.

Главной целью муниципального образования в условиях становления рыночных отношений выступает, прежде всего, улучшение условий и качества жизни всех слоев населения, проживающих на его территории и сделать это можно в первую очередь за счет повышения эффективности и доходности предприятий, учреждений и организаций, служб, находящихся в муниципальной собственности.

Задачами для развития муниципального сектора тогда будут являться:

1) разработка плана экономического  развития муниципального образования

2) разработка мер, направленных  на достижение конкретных положительных  результатов

3) организация контроля  за достижением поставленных  задач

Стоит отметить, что сложным направлением является финансирование развития муниципального образования. Укрепление финансовой основы требует создание эффективного механизма формирования местного бюджета, достаточного для решения проблем. Также присутствует финансовая помощь вышестоящих уровней в виде субвенций, дотаций, субсидий и пр.

Особого внимания требует вопрос эффективного использования рыночного потенциала недвижимости. функции по управлению недвижимостью в большей части возлагаются на ОМС, поэтому важным направлением деятельности муниципальных служащих следует считать четкое определение целей, которые они ставят перед собой. Следует обеспечить также комплексное обслуживание недвижимостью.

Надо отметить немаловажную роль малого бизнеса для муниципального образования:

- организации осуществляют  выпуск продукции, часто нужной  конкретному муниципальному образованию, в т.ч. и муниципальный заказ

- являются основным плательщиком  местных налогов, сборов, штрафов - малые  предприятия выступают в качестве  источника финансирования муниципальных  программ и пополнения бюджета

- участвуют в реализации  инвестиционных проектов в качестве одного из основных инвесторов

- создаются дополнительные  рабочие места, ремонтируются арендуемые  нежилые помещения и благоустраивается  территория.

Заключение

С целью повышения эффективности управления собственностью Правительством РФ была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» от 9 сентября 1999г. №1024). В ней определяются основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственной собственностью на современном этапе.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственным имуществом, усилении государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Повышение роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев,в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Управление государственной собственностью преследует следующие цели:

упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества;

увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики;

оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

: * использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Концепция служит предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране.

Полная инвентаризация государственного имущества в стране и за рубежом позволяет сформировать баланс имущества РФ. Это даст возможность привлекать инвестиции путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, стоимость и ликвидность которых позволит эффективно использовать государственное имущество при привлечении инвестиционных ресурсов.

Что касается муниципального сектора экономики - это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.

Согласно Конституции РФ органы управления нижнего звена были определены как негосударственные.

Основная часть жизнедеятельности населения происходит в муниципальных образованиях различных размеров и типов. При всем многообразии типов муниципальное образование - это первичное территориальное звено народного хозяйства и сообщество населения, организованное для совместного производства и потребления, и в основном самостоятельно ведущее муниципальное хозяйство.

На базе муниципальной собственности формируется муниципальный сектор хозяйства, который является частью местного хозяйства.

Муниципальная собственность формируется в качестве основного, системообразующего элемента местного хозяйства. Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного значения.

В любом территориальном образовании, даже относительно не большом, каким является муниципальное образование (город, административный район), происходят самые разнообразные производственные и социальные процессы. Здесь живут и работают люди, действуют юридические лица, в них пересекаются многочисленные интересы, в том числе отраслевые и территориальные. Вся эта многогранная жизнедеятельность, социально - экономические отношения нуждаются в эффективном регулировании.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Пикулькин А.В. Экономика муниципального сектора. М.: ЮНИТИ, 2007.

2. ФЗ «Об общих принципах  местного самоуправления в РФ»  №131, 2003.

3. Черная И.П. Муниципальное хозяйство, Pостов н/Д: Феникс, 2010.

4. Воронин А.Г. Муниципальное  хозяйствование и управление, М.: Финансы и статистика, 2003.

 


Информация о работе Государственное и муниципальное хозяйство и его роль в современном Российском государстве