Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Формы государственного регулирования процесса вывоза капитала условно можно подразделить на три блока: правовой, административный и экономический. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются исключительно экономическими средствами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.26 Кб (Скачать)

Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала

Формы государственного регулирования процесса вывоза капитала условно можно подразделить на три  блока: правовой, административный и  экономический. Методы прямого воздействия  реализуются через инструменты  правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования  осуществляются исключительно экономическими средствами.

Таким образом, в экономических средствах сочетаются как прямые, так и косвенные  инструменты регулирования, а также  институциональные основы специфичны. Экономические инструменты государственного регулирования вывоза и ввоза  капитала можно разделить на следующие  четыре группы: активно-структурные  инструменты; фискально-структурные  инструменты (инструменты бюджетно-налоговой  политики); монетарные инструменты (инструменты  денежно - кредитной политики); внешнеэкономические; другие инструменты. Для увеличения эффективности и гибкости влияния  денежно-кредитной регулирования  вывозом и ввозом капитала в целях  достижения стратегических целей развития экономики необходимо использование  более широкого спектра инструментов денежно-кредитной политики. Это  не возможно без совершенствования  банковской системы и рынков капитала, а также выявления и борьбы с перекосами в денежно-кредитной  сфере.

Меры и инструменты  денежно-кредитного регулирования, в  первую очередь направленные на устранение дестабилизирующего влияния процессов  вывоза и ввоза капитала на экономику  России, не будут эффективны и не смогут оказывать планируемое воздействия  на экономику до тех пор, пока банки  и фондовый рынок не станут глубоко  интегрированными в экономику структурами. Для этого, в том числе необходимо попытаться изменить климат делового общения в российском обществе: господствующую атмосферу недоверия и коррумпированности преобразовать в доверие, основанное на диктатуре закона, а не произвола  чиновников. В целях достижения экономического роста, восстановления и развития промышленного  сектора - проводить селективную, выборочную поддержку льготными ресурсами  отдельных кредитных организаций, а также создание специализированных государственных банков кредитующих  производство, прежде всего отрасли, определенные ранее как "локомотивы роста". Поскольку сам рынок  их не может создать, преобладающая  роль государства на данном этапе  очевидна.

В целях улучшения  условий для экономического роста, ввоза иностранного капитала в форме  инвестиций, а также для предотвращения оттока капитала путем противопоставления внутренних инвестиций в качестве конкурентоспособной  альтернативы оттоку необходимо не столько  снижать общую налоговую нагрузку, а сколько вносить изменения  в структуру налоговой системы, в том числе вновь ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, причем в  целях ее максимальной эффективности концентрировать ее в точках экономического роста, а также механизм налогового кредита. При одновременном повышении качества проводимых органами налогового контроля документарных проверок, укреплении налоговой дисциплины и ответственности, разработки эффективных методов контроля и взыскания.

Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, в том числе через "оффшорные  схемы", но и оперативно перекрывать  возможные каналы возникновения  налоговых нарушений посредством  совершенствования нормативно-правовой базы.

Из исследования системы инструментов (методов и  форм) реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза  капитала, в том числе включающей активно - структурные, фискально-структурные, монетарные, а также направления  более эффективного их использования, можно сделать следующие выводы: а) Наибольшая эффективность регулирующего воздействия системы инструментов реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических методов и форм, причем в целесообразной последовательности.

б) Возможности  по использованию инструментов регулирования  вывоза и ввоза капитала у государства  пока ограничены в силу того, что  в настоящее время реально  используются незначительное число  методов и форм соответствующего регулирования.

в) Для увеличения эффективности и гибкости политики государственного регулирования вывоза и ввоза капитала на вывоз и  ввоз капитала в целях достижения стратегических целей развития экономики  необходимо использование более  широкого спектра инструментов (методов  и форм).

Проблема оттока капитала, как законного, так и  незаконного вывоза его из России, будет существовать, пока не установится  определенная стабильность в стране, в экономике, в праве, пока потенциальные  отечественные инвесторы не поверят  в надежность бюджетной, налоговой, правовой, институциональной систем страны. Непринятие государством в  ближайший период экстренных правовых, финансовых, экономических мер по оздоровлению российской экономики, по перекрытию каналов незаконного  вывоза денег за границу может  привести к дальнейшему вывозу капитала из России, новому финансовому потрясению.

Вывоз прямых инвестиций из России оказывает благоприятное  воздействие на ее внешнюю торговлю, может повышать уровень конкурентоспособности  российских компаний и всей национальной экономики, а также сопровождается заметным притоком дивидендов и прибыли, который мог бы быть больше, если бы не нелегальное происхождение  значительной части этих инвестиций и высокое налогообложение доходов  от них в самой России. Вывоз портфельных инвестиций по объему превышает вывоз прямых. Можно также предположить, что в портфельные инвестиции превращается значительная часть нелегально вывезенного из России капитала.

Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в  Россию названы также несовершенство законодательной базы и правоприменительной  практики, отсутствие институциональных  преимуществ. Но, несмотря на это, абсолютное количество иностранных инвестиций в российскую экономику с каждым годом растет. При этом актуализируется  вопрос о принятии практических мер  по привлечению в российскую экономику  ранее вывезенных капиталов Ханин  Г.И. Альтернативные методы определения  объема экспорта капитала из России // ЭКО. - 2008. - N 1. .

Заключение

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части  финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении  их в производственный процесс в других странах.

Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с  ростом ее внешней торговли.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательского и вывоз ссудного капиталов. В  первом случае речь идет о вложениях  капитала в экономику других стран  посредством развития сферы производства и обращения (здесь у нас капитал-функция). В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов).

Несмотря на очевидные перемены, происходящие в  мировой экономике, качественное изменение  механизмов взаимодействия хозяйственных  систем отдельных стран, в частности причины движения капитала по-прежнему рассматриваются с позиций традиционных научных школ. Положения, объясняющие цели вывоза капитала, а также его влияние на национальную экономику, были сформулированы уже к концу XIX столетия. Основной мотив вывоза капитала, выделенный еще классиками, - поиск вариантов наиболее выгодного их вложения - определяет направления его перемещения на современном этапе развития. Капитал стремится туда, где он более конкурентоспособен, где доходы бизнеса в наибольшей степени превышают его расходы, где выше норма прибыли, где либеральнее законодательство и др.

Односторонний вывоз капитала с целью достижения большей, по сравнению с отечественной, нормы прибыли на инвестированный  капитал из Российской Федерации  обусловлен существованием ряда мотивов, в основе которых лежат следующие  факторы:

снижение ожидаемой  доходности;

повышение неопределенности ожидаемых результатов, обусловливающие  риск неполучения запланированных  доходов и утраты инвестированных  активов из-за нестабильности экономической  и политической обстановки. Реализация национальных интересов и проектов требует расширенного воспроизводства  в рамках национальной экономики.


Информация о работе Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала