Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами, которые являются:
1) рассмотрение понятия государственной пошлины;
2) отличие государственной пошлины от налогов;
3) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
4) определение круга плательщиков государственной пошлины;
6) представление видов ставок государственной пошлины;
7) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и экономические основы формирования государственной пошлины…………………………………………………………………………...4
1.1 Теоретические основы формирования государственной пошлины.…….4
1.2 Экономические основы формирования государственной пошлины….…7
2. Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины, пути совершенствования…………………………………………….. ….…………...13
2.1 Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины….……….13
2.2. Пути совершенствования, изменения на 2010г.………………………...19
Заключение….……………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в  суды общей юрисдикции, арбитражные  суды или к мировым судьям  – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

     2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам,  рассматриваемым мировыми судьями,  и если при этом судебное  решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

     3) при обращении за совершением  нотариальных действий – до  совершения нотариальных действий;

     4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

     5) при обращении за проставлением  апостиля – до проставления  апостиля;

     6) при обращении за совершением  иных юридически значимых действий  – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.

     Порядок уплаты государственной пошлины. При обращении за государственной регистрацией прав пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия (ст. 333.17 НК РФ).

     Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной  форме подтверждается платежным  поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

     Факт  уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной  формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику  должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

     Если  за совершением юридически значимого  действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

     Уплата  государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому  юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

     Принимая  документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины, должностное лицо органа по регистрации прав, осуществляющее прием  документов на регистрацию, должно осуществить следующие действия:

  • проверить, что подлинник документа об уплате пошлины представлен с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические лица: если плательщик - физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено статьями НК РФ;
  • проверить соответствие представленного документа установленному образцу;
  • убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе в качестве плательщика пошлины;
  • проверить соответствие размера уплаченной пошлины установленному подпунктами 20-26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.

     Подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должен быть возвращен заявителю вместе с другими документами после  государственной регистрации прав и должен содержать отметку "погашено", проставляемую специалистом отдела при приеме документов. Копия платежного документа помещается в дело правоустанавливающих документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ С 2010 ГОДА 

     Сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

     1) Пересмотр размеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;

     2) Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

     В том случае, если оставить все без  изменений систему государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени сумма от их поступлений не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета и на федеральном уровне возможно уже будет повторение ситуации в Нижегородской области, когда по прошествии года вместо налоговых доходов по статье «Государственная пошлина» областной бюджет понес расходы в размере 11 тыс. руб. 

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Изменения на 2010г.

1. Увеличен  размер госпошлины 

Увеличение  размера госпошлины коснулось почти всех ее видов. Повышенные тарифы действуют с 29.01.2010 (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ). 

В среднем  в два раза увеличен размер госпошлины, уплачиваемой по делам, которые рассматривают  суды общей юрисдикции, арбитражные и мировые судьи (п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Утратил силу пп. 14 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, который предусматривал, что при подаче надзорных жалоб госпошлина уплачивалась только в случае, если дело не было обжаловано в кассационном порядке. Это означает, что теперь при подаче надзорной жалобы в суд общей юрисдикции госпошлина уплачивается независимо от того, обжаловалось дело в кассационном порядке или нет. 

В связи  с принятием Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации  за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен новый вид пошлины. Данная пошлина уплачивается при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о присуждении такой компенсации. Для физических лиц ее размер составляет 200 руб., для организаций - 4000 руб. (п. 15 п. 1 ст. 333.19 и пп. 14 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). 

Размер  госпошлины за госрегистрацию актов  гражданского состояния также увеличен в среднем в два раза (п. 1 ст. 333.26 НК РФ). Следует отметить, что госпошлина за регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, осталась прежней - 200 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.26 НК РФ). 

Более чем в два раза увеличена госпошлина за совершение действий, связанных  с приобретением или выходом  из гражданства, въездом в Россию или выездом из нее (п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Отметим, что госпошлина за выдачу загранпаспорта старого образца теперь составляет 1000 руб., а за загранпаспорт нового поколения придется заплатить 2500 руб. (пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Значительно изменилась ст. 333.30 НК РФ, которая устанавливает  размер госпошлины за регистрацию программы  для ЭВМ, базы данных и топологии  интегральной микросхемы. Согласно новой  редакции данной статьи более чем  в два раза увеличена госпошлина за госрегистрацию программы для ЭВМ (пп. 1 п. 1 ст. 333.30 НК РФ). Что касается договора об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу, за его регистрацию придется заплатить в четыре с лишним раза больше, чем было раньше, - 3000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.30 НК РФ). 

Самые кардинальные изменения внесены  в ст. 333.33 НК РФ. Законодатель объединил  в данной статье сборы, которые ранее  были установлены различными нормативными актами. Так, например, новый пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ устанавливает размеры госпошлин за выдачу лицензий на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ранее подобные сборы были установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 114-ФЗ, который прекратил свое действие с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ (п. 5 ст. 27). Новая редакция п. 1 ст. 333.33 предусматривает размеры госпошлин для 126 различных юридически значимых действий. Так, например, установлены размеры для новых госпошлин:

- за  внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций - 4000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу свидетельства о регистрации  лица, совершающего операции с  прямогонным бензином, - 2000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу свидетельства о регистрации  организации, совершающей операции  с денатурированным этиловым  спиртом, - 2000 руб. (пп. 10 п. 1 ст. 333.33 НК  РФ);

- за  совершение уполномоченным органом  действий, связанных с регистрацией  пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов, - 2000 руб. (пп. 54 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу свидетельства об утверждении  типа стандартных образцов или  типа средств измерений - 1000 руб. (пп. 76 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на проведение всероссийских лотерей - 6000 руб. (пп. 113 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на применение  технических устройств на опасных  производственных объектах - 2000 руб. (пп. 114 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений - 2000 руб. (пп. 115 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на выброс  вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух - 2000 руб. (пп. 116 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на вредное  физическое воздействие на атмосферный воздух - 2000 руб. (пп. 117 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за  выдачу разрешения на сброс  загрязняющих веществ в окружающую  среду - 2000 руб. (пп. 118 п. 1 ст. 333.33 НК  РФ). 

Размеры госпошлин, которые и ранее были предусмотрены данной статьей, в среднем увеличены в два раза. Отметим, что самое значительное повышение коснулось следующих обязательных платежей: за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения - 500 руб. (увеличение в 10 раз согласно пп. 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за проставление апостиля - 1500 руб. за каждый документ (увеличение в 5 раз согласно пп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях юридических лиц - 50 000 руб. (увеличение в 5 раз согласно пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

 

2. Выдача копий документов не признается юридически значимым действием, за которое взимается госпошлина

 Госпошлина за выдачу копий документов не уплачивается, так как отныне это не приравнивается к юридически значимым действиям (изменения в п. 1 ст. 333.16, пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Также поправки внесены в п. 1 ст. 333.33 НК РФ, новая редакция которого не предусматривает взимание госпошлины за выдачу копий каких-либо документов. Ранее подобные юридически значимые действия были указаны в пп. 45, 68.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. При этом пп. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, устанавливающий госпошлину за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов и других актов судов общей юрисдикции и мировых судей, копий других документов из дела, а также пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, устанавливающий госпошлину за аналогичные юридически значимые действия арбитражных судов, применяются до 1 января 2013 г. (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Однако эти изменения не означают, что копии документов теперь будут выдаваться уполномоченными органами бесплатно. Например, в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что за выдачу копий договоров взимается плата.

 3. Перечень документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, устанавливается федеральными законами

Информация о работе Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования