Государственная политика на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:42, реферат

Краткое описание

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

    Величина  оплаты труда находится в зависимости  от принципов и требований, которым  должен следовать работник в процессе осуществления своей трудовой деятельности.

    Таким способом рассчитывается заработок  персонала, всех категорий работников, кроме рабочих, которые в течение  положенного в месяц рабочего времени находились непосредственно  на своих рабочих местах. Повременная  форма заработной платы удобна для  тех предприятий, которые специализируются на дифференцированной системе работ, важной задачей ставят решение, проблем качества результатов трудовой деятельности, а не количества. В то же время при такой форме необходимо осуществлять строгий контроль над величиной отработанного времени, что необходимо для определения заработной платы персонала.

    2. При сдельной форме заработная  плата начисляется в соответствии  с объемом выполненных работ.  Данный способ определения величины  заработной платы удобен для  предприятий, ориентированных на массовое производство, для которых определяющим фактором является исключительно количество выпускаемой продукции.

    Важной  проблемой такого производства является то, что в погоне за количеством  организация постепенно начинает терять качество производства. Если данная схема все же применяется, то для эффективности, должна иметь следующие характеристики: четкое определение нужных количественных показателей результатов труда, наличие возможностей для непредвиденного расширения производства, также осуществление строгого контроля над выпуском и качеством товаров и услуг.

    Сдельная  заработная плата определяется непосредственно  тарифными ставками и величиной  окладов в соответствии с трудовыми  договорами и нормами труда.

    Существует  два вида заработной платы:

    1. Номинальная заработная плата - это денежная сумма, которую получает работник за свой труд. Она представлена в денежном выражении и не отражает реальную покупательную способность, поскольку не учитывает темпы инфляции и возможность приобретения определенного набора благ. Соответственно по ней нельзя судить о доходности гражданина и благосостояния страны в целом.

    Для этих целей рассчитывается реальная заработная плата.

    2. Реальная заработная плата - это товарная характеристика оплаты труда, т. е. она включает набор благ, который трудящийся может приобрести на полученную им номинальную заработную плату при данном уровне цен на определенный момент времени. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от цен на товары и услуги. Динамика номинальной и реальной заработной платы не всегда совпадает, поскольку в краткосрочном периоде номинальная величина практически неизменна, а реальная вследствие непостоянства цен - крайне изменчива. Тот случай, когда цены растут более быстрыми темпами чем заработная плата, говорит о том, что ее номинальная величина отстает и не соответствует реальной. Если говорить о длительном промежутке времени, то зависимость наблюдается обратная: номинальная величина динамичная, а реальная - более жесткая.

    Заработная  плата в пределах страны должна постоянно  реформироваться. Она должна отвечать хотя бы минимальным потребностям трудящегося  и соответствовать уровню цен, установленному на данный момент времени. Такие действия государства позволят сохранить экономическое благосостояние населения и поднять его заинтересованность в труде.

    Заработная  плата является необходимым условием обеспечения работника и его  семьи, а также фактором, стимулирующим  более высокие производственные результаты. Важно, что система оплаты труда не может быть построена на принципе полного равенства, ведь каждый работник имеет собственные трудовые качества и индивидуальный результат.

    Таким образом, тарифная система оплаты труда  представляет собой целый комплекс взаимосвязанных правил и норм, что в совокупности обеспечивает осуществление дифференциации, начисления и регулирования величины заработной платы по каждой отдельно взятой группе и категории работников. Данная система оценки трудовых затрат при различных экономических условиях дает возможность обеспечения единства трудовой меры, оплаты единицы трудовых усилий, однородность заработной платы за абсолютно одинаковую величину результата труда. Данный метод тарификации оплаты труда способствует созданию дифференциации основной части заработной платы, которой является оклад, на основании данных, характеризующих структуру, качество и результат трудовой деятельности.

    При определении тарифных ставок и окладов  и формировании на предприятии система  оплаты труда должна учитывать следующее:

    1) заработная плата обязательно  должна быть дифференцирована  в зависимости от квалификационного  разряди работника, условий его  деятельности, а также сложности результативности трудовых усилий;

    2) персонал должен быть заинтересован (материально или нет) в осуществлении того или иного вида работ, поэтому для руководителей и менеджеров крайне важной задачей является решение проблемы мотивации. Иными словами, организация всегда стремится к максимальному воспроизводству рабочей силы;

    3) на предприятии должны быть созданы все необходимые условия для применения прогрессивных систем оплаты труда, т. е. она должна расти параллельно с ростом степени сложности или результативности трудового процесса. Важно поддерживать принцип «равному труду - равная оплата»;

    4) работники с высокими трудовыми способностями, творческим потенциалом, инициативностью должны выделяться по уровню заработной платы.

    Несмотря  на важность и достоинства существования  тарифной системы оплаты труда, она  имеет ряд существенных недостатков. Например, тарифная ставка и ее величина учитывают только постоянные факторы, такие как плановая оплата труда за выполнение намеченного объема работ. Однако она не берет во внимание степень интенсивности и эффективности трудового процесса и не вызывает дополнительных стимулов к проявлению работниками инициативности и творчества. Данную проблему можно решить только посредством создания дополнительной системы надбавок и премирования работников.

    Так появилась необходимость в создании бестарифной системы, которая помимо оклада учитывает разного рода поощрения за качественный и результативный труд. 

  1. Государственная политика на рынке труда
 

    Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная  деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

    Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

    Рынок труда подобно любому другому  развивается на основе динамики спроса и предложения. Человек всегда имеет  потребность в осуществлении  трудовой деятельности: он стремится удовлетворить свои первичные биологические желания и найти свое место в системе хозяйственных отношений. Зачастую человеком движет потребность в самореализации, признании и уважении, в этом случае он ставит своей целью профессиональный рост.

    Таким образом, все экономические субъекты, которые по самым различным причинам стремятся найти место работы для обеспечения собственных потребностей, составляют величину предложения труда. Они продают свои навыки, умения, знания, опыт и другие профессиональные способности и получают за это заработную плату, которая включает в себя не только оклад по тарифной ставке, но и систему премиальных и иных доплат. Спрос на рынке труда обеспечивается потребностями организаций, государства и иных лиц в приобретении дополнительных трудовых единиц в лице рабочих.

    Тесная  связь занятости и экономики  необходима для обеспечения стабильного  роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

    Государственная политика представляет собой совокупность мер, оказывающих самое непосредственное влияние на социально-экономическую структуру и состояние общества в целом и каждого отдельно взятого индивида. Такое влияние может иметь как активный, так и пассивный характер. Активная государственная политика есть не что иное, как комплекс правовых, экономических и трудовых норм, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений между работодателем и наемными работниками. Данный тип политики позволяет повысить конкурентоспособность экономического субъекта в борьбе за лучшие трудовые места на рынке посредством создания системы профессиональной подготовки, переподготовки, переобучения и повышения квалификации. Высокая динамичность внешней среды требует постоянной корректировки трудовых отношений. Работник в соответствии с новыми сложившимися условиями и требованиями рынка должен совершенствовать свои профессиональные возможности и трудовые навыки. Пассивная политика основана на предположении, что каждый трудоспособный человек должен самостоятельно без чьей-то помощи зарабатывать средства для существования. Государству в этом случае отводится лишь роль посредника между работниками и работодателями, оно призвано обеспечить в стране соответствующий уровень занятости, чтобы спрос максимально совпадал с величиной предложения.

    Таким образом, можно выделить основные цели, которые преследует государство, проводя тот или иной тип политики на рынке труда:

  1. Вовлечение безработных в трудовой процесс должно занимать небольшое количество времени. Как только какое-либо рабочее место освобождается, на рынок поступает сигнал об изменении структуры спроса, что само по себе стимулирует работников предложить свои услуги. Это возможно благодаря существованию на рынке государственной биржи труда, которая контролирует этот процесс и автоматически направляет индивида на имеющиеся вакансии.

    2. Государство должно обеспечить равенство всех субъектов, каждый, кто ищет работу, должен ее получить. Если на рынке нет необходимых мест или нужды в определенной специальности, государство может самостоятельно досоздать рабочие места, чтобы максимально выровнять уровень занятости и сократить число безработных.

    Сегодня государственная трудовая политика направлена на решение насущных проблем  экономико-социальной жизни страны. Прерогативой государства является социальная поддержка населения. Регулирование показателя занятости не только способствует наиболее эффективному распределению рабочей силы в экономике, но и повышению общего уровня жизни вследствие предоставления возможности заработка тем лицам, которые к этому стремятся. Кроме того, проведение политики на рынке труда способствует лучшему его правовому обеспечению и гибкости посредством регулирования равновесия спроса и предложения, занятости и безработицы. Таким образом, рынок получает способность наиболее быстро реагировать на любые изменения внешней среды или одного из элементов рыночного механизма.

    Одним из наиболее эффективных методов  проведения политики, стимулирующей  предложения труда, является система  налогообложения, от ставки которой  напрямую зависят уровень дохода индивида и его желание осуществлять общественно полезный труд.

    Заключение 

    В настоящее время в Казахстане продолжается сложный и весьма противоречивый процесс трансформации экономики, в рамках которого происходят глубокие преобразования в системе отношений занятости. Основным направлением этого процесса является формирование рынка труда, что коренным образом меняет всю систему отношений занятости.

    Рынок труда, как и рынок товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, финансов и др. является составной частью рыночной экономики. Более того, рынок труда занимает важное место в экономике, поскольку спрос и предложение на рынке труда определяют перелив рабочей силы между сферами занятости и в конечном итоге численность занятых работников.

    Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории Казахстана, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РК.

Информация о работе Государственная политика на рынке труда