Генезис и эволющий коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проследить эволюцию коммерческих банков. Изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ, позитивный и нормативный анализ.

Оглавление

Введение…….……………………..................................................................
1 Экономические предпосылки формирования коммерческих банков….
2 Классификация коммерческих банков и их деятельность …………...
3 Банковская система РБ и роль в ней коммерческих банков………….
Заключение ......................................................................................................
Список использованных источников.............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Лёня.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

В 1996 году во главе Нацбанка поставлена руководитель «Беларусбанка» Т. Винникова. Ее должность в «Беларусбанке» занимает бывший начальник Шкловского райфинотдела Надежда Ермакова.

Ужесточается государственное  регулирование на банковском рынке. Указом президента N 209 все частные  банки обязывают «проиндексировать» (увеличить) государственную долю в  уставных фондах. Вводятся запрет на кредитование в валюте и другие ограничения.

Создается российско-белорусский  «Славнефтебанк», главными учредителями которого становятся концерн «Белнефтехим», входящие в него предприятия и российская нефтегазовая компания «Славнефть».

В 1997 году главой Нацбанка становится президент «Белвнешэкономбанка» Геннадий Алейников. Но на этой должности он пробудет всего около года. В настоящее время Г. Алейников является председателем правления «Межторгбанка».

1997-й стал первым в истории  независимой банковской системы  Беларуси годом массовых ликвидаций  коммерческих банков − Нацбанк примет соответствующее решение по 5 банковским структурам, в том числе по банкам «Объединенный капитал», «Сож» и другим. По количеству ликвидированных на основании судебных решений банковских структур этот год уступает только 2000-му, когда было принято решение о ликвидации 6 банков (в их числе АКБ «Европейский» и «Содружество»).

1998 год. С этого года во главе Нацбанка становится Петр Прокопович, который до того являлся первым заместителем премьер-министра. Инженер-строитель по образованию в свою бытность депутатом Верховного Совета Беларуси (1990-1995гг.) он прославился критикой политики С. Богданкевича. Этот факт, скорее всего, и предопределил назначение П. Прокоповича на место председателя правления Нацбанка.

«Приорбанк» после ряда попыток (одна из них предполагала участие в уставном фонде российского «Инкомбанка») привлекает стратегического инвестора: 27% акций «Приорбанка» приобретает Европейский банк реконструкции и развития.

В банке «Поиск», до этого входившего в шестерку крупнейших банковских учреждений Беларуси, меняется руководство. К этому  времени банк находится в кризисе. Бывший председатель правления Валентина  Сурина уходит в «Белбизнесбанк». Банк, над которым нависла угроза банкротства, на некоторое время возьмет под свое оперативное управление Нацбанк. Повышенное внимание главного банка страны к проблемам «Поиска» объясняется тем, что он имеет едва ли не самые значительные обязательства перед физическими лицами − на сумму около 11 млн долларов. Нацбанк выкупит контрольный пакет, вернет деньги из обязательного фонда резервирования и займется поиском возможных инвесторов. Но в итоге поиск инвесторов окажется безуспешным. В 2004 году Нацбанк путем приобретения дополнительной эмиссии станет владельцем 97% акций банка, а сам он будет переименован в «Паритетбанк».

В 1999 году Национальный банк Беларуси приостанавливает действие лицензии на привлечение вкладов физических лиц у «БелБалтии» − одного из лидеров по этим операциям, имеющего около 10 тыс. вкладчиков. Этот факт на фоне российского кризиса 1998 года вызывает волнения вкладчиков, которые образуют общественное объединение «Вкладчики «БелБалтии». Нацбанк вынужден вмешаться и гарантировать возврат части ресурсов обанкротившегося банка (в полном объеме, но без процентов) в течение четырех лет. Против руководителей банка заводятся уголовные дела.

В 2001 году на базе ОАО «Белбизнесбанк» и ОАО «Белорусский банк развития» создается «Белинвестбанк» − один из 5 крупнейших государственных банков Беларуси. В 2005 году указом президента ему присваивается статус инвестиционного банка. Задачей учреждения является финансирование инвестиционных и инновационных программ.

В 2003 году реализован самый крупный инвестиционный проект в банковском секторе Беларуси: акционером «Приорбанка», полностью выкупив акции дополнительной эмиссии, становится австрийская банковская группа «Райффайзен». Австрийскому учредителю принадлежит контрольный пакет банка − свыше 63% акций. Участие крупного иностранного инвестора позволило «Приорбанку» стать одним из главнейших операторов по привлечению в страну денежных ресурсов из-за рубежа.

Нацбанк объявляет в соответствии со своей новой стратегий развития банковского рынка страны, что готов продать свои пакеты акций в трех банках − «Поиске» (91,5%), «Белневнешэкономбанке» (23,7%) и «Межторгбанке» (41,03%). Однако, несмотря на интерес заинтересованных покупателей, руководству Нацбанка пока не удалось сделать это. По словам П. Прокоповича, Нацбанк не хочет продавать акции ради того, чтобы продавать, а хочет привлечь в отрасль стратегических инвесторов.

С 2003 года на основании соответствующего поручения А. Лукашенко начинается перевод счетов государственных  предприятий в государственные  банки. Это требование необходимо выполнить  до 1 января 2006 года.

В 2004 году «Беларусбанк» организует первый в стране облигационный заем для физических лиц.

В 2005 году несмотря на попытки найти покупателей (в их числе рассматривался, например, российский МДМ-банк), «МинскКомплексБанк» входит в состав «Беларусбанка».

Нацбанк принимает решение об уравнивании в правах обычных банков и банковских структур, работающих в белорусских СЭЗ. Последние ранее имели льготы по размеру уставного фонда (минимальный размер 500 тыс. евро, в то время как для обычного банка − не менее 10 млн евро) и собственного капитала, но не имели права привлекать ресурсы от предприятий и физических лиц − резидентов Республики Беларусь. Решение принимается из-за низкой деловой активности банков белорусских СЭЗ − их доля по объему совокупного уставного фонда составляет 0,6%, совокупного объема собственного капитала − 0,5%. Для этих банков устанавливаются сроки, в течение которых они должны довести размер уставного капитала до принятых в стране 10 млн евро. Часть банков сумеет это сделать, но большинство свернет (и сейчас продолжает сворачивать) свою деятельность. Например, в 2007 году решением Нацбанка будет ликвидирован гомельский АКБ «Ратон».

Согласно ст. 69 Банковского  кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут  создаваться в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные  банки, имеющие лицензию на осуществление  всех видов банковских операций, а  также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление  отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством  Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться:

  • наименование банка;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
  • перечень банковских операций и видов деятельности;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие  требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования  слова "банк", а также на его  организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в  установленном порядке, не могут  использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка  лицензию на осуществление банковских операций.

Государственной регистрации  подлежат:

  • вновь созданные (реорганизованные) банки;
  • изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность банка без  государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной  регистрации, взыскиваются в доход  республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

До подачи документов, необходимых  для государственной регистрации  банка, один из учредителей банка  либо уполномоченный им представитель  должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.

Прием документов для государственной  регистрации банка осуществляется только в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц  или физического лица, уполномоченного  учредителями (участниками) банка, и  представителей юридических лиц). При  этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и  представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.

В соответствии со ст. 80 Банковского  кодекса Республики Беларусь для  государственной регистрации банка  в Национальный банк представляются:

  • заявление о государственной регистрации;
  • устав банка;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
  • документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
  • копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
  • сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
  • справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
  • анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:
  • для руководителя исполнительного органа банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
  • для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
  • об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
  • документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
  • бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
  • документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;
  • платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

Для государственной регистрации  банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно  представляются следующие документы:

нотариально удостоверенный учредительный договор банка;

список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.

Национальный банк выдает учредителям (участникам) банка, представившим  документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.

Решение о государственной  регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается  Национальным банком в срок, не превышающий  двух месяцев со дня представления  документов, необходимых для государственной  регистрации банка.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации  банка вправе запрашивать у государственных  и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого  банка, о кандидатах на должности  руководителей исполнительных органов  и главного бухгалтера банка, необходимые  для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.

Национальный банк на основании  принятого решения о государственной  регистрации банка производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированному банку  выдается свидетельство о его  государственной регистрации.

Национальный банк в пятнадцатидневный  срок со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей сообщает данные о государственной  регистрации банка в налоговые  органы, органы государственной статистики и иные органы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Государственная регистрация  банка не проводится в случае, если его уставный фонд не сформирован.

В государственной регистрации  банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной  регистрации банка:

  • является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
  • имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • является общественным объединением, преследующим политические цели;
  • является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;
  • являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
  • ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда.

Информация о работе Генезис и эволющий коммерческого банка