Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 18:39, курсовая работа
Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу выполнения работ, оказания услуг, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах является коммерческий банк.
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ 4
1.1. Виды расчетов 4
1.2. Учет расчетов 15
1.3. Нормативно-законодательное регулирование деятельности 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНКА РОССИИ» 23
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанка России» 23
2.2. Анализ системы расчетов и роль методов расчетов 27
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТОВ 29
3.1. Развитие информационных технологий 29
3.2. Поиск и оптимизация новых методов расчетов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 41
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Таким образом, банк динамично развивается, наращивая свой финансовые показатель.
Прибыль до налогообложения банка в течении трех лет увеличивается в 13,2 раза: в 2012 года увеличивается более чем в 7 раз, в 2013 году – на 72 %. Увеличение размера прибыли ОАО «Сбербанк» вызвано увеличением объемов активных операций, в частности объемов кредитования корпоративных клиентов и населения. Среди основных факторов, повлиявших на указанный рост, можно выделить: наблюдающаяся в прошедшем периоде положительная динамика экономического роста Российской Федерации; рост личных доходов населения; рост платежеспособного спроса; динамичное развитие потребительского рынка товаров и услуг; возросшая отраслевая конкуренция; решения Банка России, направленные на совершенствование банковского регулирования; деловая репутация и профессиональный коллектив банка.
24
Сегодня ОАО «Сбербанк России» как один из участников рынка занимает лидирующую позицию в российской банковской сфере (см. рис.1), а также на рынке кредитования, о чем свидетельствует рост кредитного и депозитного портфелей.
Рис.1. Рейтинг банков по чистым активам на 1 октября 2013 года1
Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы (см. рис. 2).
Рис.2. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 11 апреля 2013 года)
В структуру акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» входит следующее общее количество размещенных акций:
Основные результаты 2013 года
млн руб |
2013 |
2012г. |
% изм. |
Активы |
16 275097 |
13 581 754 |
19,8% |
Прибыль до налогообложения |
502 |
789 |
5,9% |
Прибыль после налогообложения |
377649 |
346175 |
9,1% |
Капитал |
1 987 748 |
1 679 091 |
18,4% |
26
2.2. Анализ системы расчетов и роль методов и расчетов
Осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории регулирует "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" №2-П, утвержденное ЦБ РФ от 03.10.2002г.
В Сбербанке России применяются следующие виды безналичных расчетов:
-расчеты платежными
-расчеты аккредитивами;
-расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются Клиентами Банка самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банк не вмешивается в договорные отношения Клиентов.
Все формы безналичных расчетов реализуются путем применения следующих расчетных документов:
а) платежных поручений;
б) аккредитивов;
в) платежных требований;
г) инкассовых поручений.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее – ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4.
27
Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин. Оттиск печати должен быть четким. При заполнении расчетных документов не допускается выход реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней (не считая дня выписки).
Расчетные документы принимаются банками независимо от их суммы. Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) – расчетные документы, принятые Банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете Клиента и помещенные в картотеку.
Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.
Анализ доходов и расходов
Агрегированный отчет о финансовых результатах:
Млн руб.
Чистый процентный доход
Изменение резервов
Чистый доход от операций с финансовыми
активами и ценными бумагами
Чистый доход от операций с иностранной
валютой
Чистый комиссионный доход
Прочие операционные доходы
Операционные расходы
Прибыль до налогообложения
Начисленные (уплаченные) налоги
Прибыль после налогообложения
28
Топ рейтинг банков в 2013 году
29
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТОВ
3.1. Развитие информационных технологий
Важнейшими технологическими задачами преобразования ИТ- инфраструктуры стала централизация и унификация ИТ-платформ во всех регионах.
В рамках Программы Централизации Банк интегрирует и унифицирует основные банковские функции, что позволяет повысить эффективность и надежность проведения банковских операций. Успешная реализация ряда ключевых бизнес-инициатив Банка в отчетном году является следствием сделанных ранее и продолжающихся инвестиций в информационные технологии. В развитии информационных технологий достигнуты значительные результаты.
В Банке разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.
Так, например, в 2011 году Сбербанком был проведен открытый конкурс по выбору программной платформы для системы управления операционным риском, в результате которого выбрана платформа SAS OpRisk Management, используемая ведущими мировыми финансовыми институтами.
Она помогает оценить подверженность операционному риску и распределить капитал соответствующим образом. Однако данная система построена на специфики зарубежных стран, что, в свою очередь, не совсем корректно полностью использовать ее при оценке операционного риска. Отсюда в качестве рекомендации может служить разработка собственного метода оценки с учетом российской специфики, а также с учетом особенностей самой кредитной организации.
30
Развитие технологий дистанционного банковского обслуживания
Внедрены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев устройств Apple iPhone и iPad и смартфонов на платформе Android. Новая функциональность включает перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д.
Банк включил в систему интернет-банкинга новую услугу – персональное финансовое планирование, позволяющую повысить лояльность клиентов и увеличить продажи продуктов. Сбербанк интегрировал свои каналы дистанционного обслуживания с системой Аэрофлота, что позволило предоставить клиентам удобный сервис по приобретению авиабилетов.
Для увеличения доли Сбербанка на рынке услуг, предоставляемых на комиссионной основе, внедрена новая услуга – перевод денежных средств через информационно- платежные терминалы Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках.
Одним из способов усиления безопасности удаленных каналов стало внедрение новой самообучающейся системы фрод-мониторинга, контролирующей финансовые операции и авторизации в режиме реального времени.
Модернизация ИТ-инфраструктуры Централизованная закупка компонентов ИТ-инфраструктуры значительно сократила расходы Банка: в территориальных банках на 36% сокращены расходы на услуги операторов международной и междугородной связи и на 50% снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах.
Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры (коэффициент отказоустойчивости 99,98%).
31
Сертификация по стандарту Tier является гарантией того, что все работы выполнены с надлежащим качеством, и обеспечена требуемая надежность ЦОД. Также Центр обработки данных Сбербанка удостоен международной премии «Green Enterprise IT Awards 2012», заняв 2 место в номинации «Реализация инновационных технологий энергосбережения в инфраструктуре предприятия».
3.2. Поиск и оптимизация новых методов расчетов
Сбербанк РФ как и другие банки выявил не только преимущество электронных расчетов, но и ряд проблем, серьезно снижающих их эффективность. Проблемы обусловлены, главным образом, недостаточностью законодательных актов по электронным системам финансовых расчетов и отсутствием единых нормативных документов, регулирующих корреспондентскую банковскую деятельность в области основных операционных требований к системе расчетов:
- программного обеспечения расчетов;
- использования средств автоматизации и средств связи;
- защиты информации;
- управления рисками и ряд других.
Унификация электронных платежных документов
Наиболее остро стоит проблема унификации платежных документов, передаваемых с помощью электронных средств связи.
Межбанковские расчеты на
32
отправки, для экспорта и импорта относительно внутрибанковского операционного дня.
Большое количество банков
занимается разработкой и распространением
собственных систем автоматизированных
рабочих мест. Во всех их вариантах по-разному
решены вопросы внешнего вида, автоматизации
учета и поиска, шифрования и архивации
форматов электронных сообщений.
В сложившейся ситуации, когда корреспондентские отношения банков стали уже достаточно ошибочными, проблема отсутствия единообразия электронных документов решается каждым банком отдельно. Одни банки, создав у себя крупный расчетный центр, вовлекают в орбиту своих разработок все новые банки. Те банки, которые в силу объективно сложившихся условий не могут себе такого позволить, вынуждены работать с несколькими распространенными оригинальными видами электронных документов, что повышает их затраты на проведение подобных расчетных операций. Путь решения данной проблемы:
Банк России в той или иной принудительной форме регламентирует вопросы единообразия платежных документов, передаваемых с использованием электронных средств связи. Общая программа должна унифицировать документооборот, обеспечить возможность автоматизации при составлении и контроле расчетных документов, устранить возможность неоднозначной трактовки платежных инструкций. В итоге сократится время исполнения платежных поручений благодаря их автоматической обработке.
Информация о работе Формы расчетов и их воздействие на финансовое состояние ОАО «Сбербанка России»