Формы расчетов и их воздействие на финансовое состояние ОАО «Сбербанка России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу выполнения работ, оказания услуг, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах является коммерческий банк.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ 4
1.1. Виды расчетов 4
1.2. Учет расчетов 15
1.3. Нормативно-законодательное регулирование деятельности 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНКА РОССИИ» 23
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанка России» 23
2.2. Анализ системы расчетов и роль методов расчетов 27
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТОВ 29
3.1. Развитие информационных технологий 29
3.2. Поиск и оптимизация новых методов расчетов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 41
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 188.49 Кб (Скачать)

Таким образом, банк динамично развивается, наращивая свой финансовые показатель.

Прибыль до налогообложения банка в течении трех лет увеличивается в 13,2 раза: в 2012 года увеличивается более чем в 7 раз, в 2013 году – на 72 %. Увеличение размера прибыли ОАО «Сбербанк» вызвано увеличением объемов активных операций, в частности объемов кредитования корпоративных клиентов и населения. Среди основных факторов, повлиявших на указанный рост, можно выделить: наблюдающаяся в прошедшем периоде положительная динамика экономического роста Российской Федерации; рост личных доходов населения; рост платежеспособного спроса; динамичное развитие потребительского рынка товаров и услуг; возросшая отраслевая конкуренция; решения Банка России, направленные на совершенствование банковского регулирования; деловая репутация и профессиональный коллектив банка.

 

 

24

Сегодня ОАО «Сбербанк России» как один из участников рынка занимает лидирующую позицию в российской банковской сфере (см. рис.1), а также на рынке кредитования, о чем свидетельствует рост кредитного и депозитного портфелей.

Рис.1. Рейтинг банков по чистым активам на 1 октября 2013 года1

 

Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы (см. рис. 2).

 

Рис.2. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 11 апреля 2013 года)

 

В структуру акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» входит следующее общее количество размещенных акций:

  1. обыкновенные акции номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 шт.;
  2. привилегированные акции номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 шт.

Основные результаты 2013 года

млн руб

2013

2012г.

% изм.

Активы

16 275097

13 581 754

19,8%

Прибыль до налогообложения

502

789

5,9%

Прибыль после налогообложения

377649

346175

9,1%

Капитал

1 987 748

1 679 091

18,4%


 

 

26

2.2. Анализ системы расчетов и роль методов и расчетов

Осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории регулирует "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" №2-П, утвержденное ЦБ РФ от 03.10.2002г.

В Сбербанке России применяются следующие виды безналичных расчетов:

-расчеты платежными поручениями;

-расчеты аккредитивами;

-расчеты по инкассо.

 

Формы безналичных расчетов избираются Клиентами Банка самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банк не вмешивается в договорные отношения Клиентов.

Все формы безналичных расчетов реализуются путем применения следующих расчетных документов:

а) платежных поручений;

б) аккредитивов;

в) платежных требований;

г) инкассовых поручений.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее – ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4.

 

 

27

Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин. Оттиск печати должен быть четким. При заполнении расчетных документов не допускается выход реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней (не считая дня выписки).

Расчетные документы принимаются банками независимо от их суммы. Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) – расчетные документы, принятые Банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете Клиента и помещенные в картотеку.

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Анализ доходов и расходов

Агрегированный отчет о финансовых результатах:

Млн руб.                                                                   2013                             2012


Чистый процентный доход                                 812 678                           694 923


Изменение резервов                                             -56 692                             -1 828


 Чистый доход от операций с финансовыми


 активами и ценными бумагами                          11 005                              11 437


Чистый доход от операций с иностранной


валютой                                                                   8 954                              5 649


Чистый комиссионный доход                                171 225                           144 746


Прочие операционные доходы                               22 002                            17 133


Операционные расходы                                         - 466 383                       -397 352


Прибыль до налогообложения                                502 789                        474 709


Начисленные (уплаченные) налоги                          -125 140                     -128 534


Прибыль после налогообложения                            377 649                       346 175


28

 

Топ рейтинг банков в 2013 году

 

 

 


 

 

 

 

 

29

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТОВ

3.1. Развитие информационных технологий

Важнейшими технологическими задачами преобразования ИТ- инфраструктуры стала централизация и унификация ИТ-платформ во всех регионах.

В рамках Программы Централизации Банк интегрирует и унифицирует основные банковские функции, что позволяет повысить эффективность и надежность проведения банковских операций. Успешная реализация ряда ключевых бизнес-инициатив Банка в отчетном году является следствием сделанных ранее и продолжающихся инвестиций в информационные технологии. В развитии информационных технологий достигнуты значительные результаты.

В Банке разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.

Так, например, в 2011 году Сбербанком был проведен открытый конкурс по выбору программной платформы для системы управления операционным риском, в результате которого выбрана платформа SAS OpRisk Management, используемая ведущими мировыми финансовыми институтами.

Она помогает оценить подверженность операционному риску и распределить капитал соответствующим образом. Однако данная система построена на специфики зарубежных стран, что, в свою очередь, не совсем корректно полностью использовать ее при оценке операционного риска. Отсюда в качестве рекомендации может служить разработка собственного метода оценки с учетом российской специфики, а также с учетом особенностей самой кредитной организации.

 

 

30

Развитие технологий дистанционного банковского обслуживания

Внедрены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев устройств Apple iPhone и iPad и смартфонов на платформе Android. Новая функциональность включает перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д.

Банк включил в систему интернет-банкинга новую услугу – персональное финансовое планирование, позволяющую повысить лояльность клиентов и увеличить продажи продуктов. Сбербанк интегрировал свои каналы дистанционного обслуживания с системой Аэрофлота, что позволило предоставить клиентам удобный сервис по приобретению авиабилетов.

Для увеличения доли Сбербанка на рынке услуг, предоставляемых на комиссионной основе, внедрена новая услуга – перевод денежных средств через информационно- платежные терминалы Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках.

Одним из способов усиления безопасности удаленных каналов стало внедрение новой самообучающейся системы фрод-мониторинга, контролирующей финансовые операции и авторизации в режиме реального времени.

Модернизация ИТ-инфраструктуры Централизованная закупка компонентов ИТ-инфраструктуры значительно сократила расходы Банка: в территориальных банках на 36% сокращены расходы на услуги операторов международной и междугородной связи и на 50% снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах.

         Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры (коэффициент отказоустойчивости 99,98%).

31

    Сертификация по стандарту Tier является гарантией того, что все работы выполнены с надлежащим качеством, и обеспечена требуемая надежность ЦОД. Также Центр обработки данных Сбербанка удостоен международной премии «Green Enterprise IT Awards 2012», заняв 2 место в номинации «Реализация инновационных технологий энергосбережения в инфраструктуре предприятия».

3.2. Поиск и оптимизация новых методов расчетов

Сбербанк РФ как и другие банки  выявил не только преимущество  электронных расчетов,  но и ряд проблем, серьезно снижающих их эффективность. Проблемы обусловлены, главным образом, недостаточностью законодательных актов по электронным системам финансовых расчетов  и отсутствием единых нормативных документов, регулирующих корреспондентскую банковскую деятельность в области основных операционных требований к системе расчетов:

-  программного обеспечения  расчетов;

-  использования средств  автоматизации и средств связи;

-  защиты информации;

-   управления рисками  и ряд других.

Унификация электронных платежных документов

Наиболее остро стоит проблема унификации платежных документов, передаваемых с помощью электронных средств связи.

             Межбанковские расчеты на основе  установленных прямых корреспондентских  отношений отличаются повышенной  трудоемкостью. Поэтому практически  все банки, использующие данный  вид расчетных операций, применяют  современную вычислительную технику  для процедур шифрования и  дешифрования  расчетных документов, для их приема и

 

32

отправки, для экспорта и импорта относительно внутрибанковского операционного дня.

Большое количество банков занимается разработкой и распространением собственных систем автоматизированных рабочих мест. Во всех их вариантах по-разному решены вопросы внешнего вида, автоматизации учета и поиска, шифрования и архивации форматов электронных сообщений.                                                                                    

В сложившейся ситуации, когда корреспондентские отношения банков стали уже достаточно ошибочными, проблема отсутствия единообразия электронных документов решается каждым банком отдельно. Одни банки, создав у себя крупный расчетный центр, вовлекают в орбиту своих разработок все новые банки. Те банки, которые в силу объективно сложившихся условий не могут себе такого позволить, вынуждены работать с несколькими распространенными оригинальными  видами электронных документов, что повышает их затраты на проведение подобных  расчетных операций. Путь решения данной проблемы:

Банк России в той или иной принудительной форме регламентирует вопросы единообразия платежных документов, передаваемых с использованием электронных средств  связи. Общая программа должна унифицировать документооборот, обеспечить возможность автоматизации при составлении и контроле расчетных документов, устранить возможность неоднозначной трактовки платежных инструкций. В итоге сократится время исполнения платежных поручений благодаря их автоматической обработке.

Информация о работе Формы расчетов и их воздействие на финансовое состояние ОАО «Сбербанка России»