Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:06, реферат

Краткое описание

Цель этой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Изучение содержания экономические функции государства
1.1 Изучение понятие “государственного регулирования экономики”.. 4
1.2 Рассмотрение необходимости государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………… 5
1.3 Изучение экономических функции государства………..……………7
Выводы…………………………………………………………………….10
Глава 2. Объекты и цели госрегулирования экономики
2.1 Анализ объектов государственного регулирования………………10
2.2. Анализ целей государственного регулирования ………................12
2.3 Анализ государственного регулирование в современной России….
Выводы…………………………………………………………………….15
Глава 3. Формы и методы государственного регулирования экономики
3.1 Рассмотрение государственного экономического прогнозирование………………………………………………………………………… 16
3.2 Рассмотрение государственного экономического программирование ……………………………………………………………………………...18
3.3 Рассмотрение Бюджетно-налоговой системы……..………………. 20
Выводы…………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Отсюда  вывод: степень вмешательства государства  на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. 
 

Выводы.

1. Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

2. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

3 Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. 

Глава 3. Формы и методы государственного регулирования экономики. 

     Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

     Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они:

     - не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

     - базируются на силе и авторитете государственной власти;

     - включают меры запрещения, разрешения  и принуждения:

     Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

     Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

     - предусматривают организацию управления  предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

     Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

     - государственного экономического  прогнозирования;

  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно – налоговой системы;
  • денежно – кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

3.1 Рассмотрение государственного экономического прогнозирование.

     Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

     Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность  прогнозов.

     - поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

      - разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;

     - корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;

     - составления сценария и вариантов  прогноза;

     - сведение разного рода прогнозов  в систему.

Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности. 

3.2 Рассмотрение государственного экономического программирование

     Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

     В зависимости от использования различных  критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

     По  срокам государственного программирования различают:

     - краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до  трех лет;

     - среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;

     - долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

     По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

     - Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

     - Региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей  экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

     - Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

     - Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

     - Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

     Субъектами  экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве  стран, где применяется экономическое  программирование, подобные программы  носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую  направленность.

3.3 Рассмотрение Бюджетно-налоговой системы.

     Бюджетно-налоговая  система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета*, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги* являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

     Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр  тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

     Влияние налоговой системы на экономику  связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

     Для оплаты государственных расходов и  различных выплат населению государству  нужно иметь деньги. Необходимые  для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики