Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель: рассмотрение теоретических аспектов экономических институтов и определение их роли в экономическом развитии.
Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
– уточнение понятия «экономический институт»;
– рассмотрение видов экономических институтов;
– определение роли формальных и неформальных институтов в экономическом развитии.
Введение ………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты экономических институтов ……………………… 5
1.1. Сущность понятия «экономический институт»
1.2. Рассмотрение видов экономических институтов
2. Роль формальных и неформальных институтов в экономическом развитии ………………………………………………………………………..14
3. Заключение ………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Чтобы ответить на
поставленный вопрос можно
Таким образом, можно установить
взаимосвязь между
Сущность институтов
проявляется в их функциях. Первая
функция, как отмечалось ранее,
Функция координации
неразрывно связана с
Следующая функция
- распределительная - связана с
тем, что институт, ограничивая
возможные способы действия, влияет
и на распределение ресурсов.
Важно подчеркнуть, что на
В системе институтов
принято выделять два их типа.
К первому типу - неформальные
институты - относят правила, существующие
в памяти у различных
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и, таким образом, определяли издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что "институты - набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества".
Формальные институты
часто создаются, чтобы
Общественные институты,
исполняющие идеологические
Институты можно
Институты медленно
приспосабливаются к
Вновь предметом активного
изучения институты стали благодаря
"новой экономической истории".
Лидером этой историко-экономической
дисциплины считается американский
ученый Д. Норт. Из многочисленных работ
самого Норта и его последователей
вырисовывается широкая концепция
институтов и институциональной
динамики, опирающаяся на понятия
прав собственности, трансакционных издержек,
контрактных отношений и
Она исходит из того, что, будучи "правилами игры", институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей по определенному руслу. Этим они снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Когда люди верят в надежность и справедливость законов, договоров и прав собственности, они воздерживаются от попыток мошенничества, кражи, обмана. Так, институты выполняют свою главную функцию - экономии трансакционных издержек. Однако создание и поддержание общих "правил игры" в свою очередь требует немалых затрат. Толчок к разработке новой экономической истории дало именно осознание небесплатности действия институтов.
В составе институтов Д. Норт выделяет три главные составляющие:
неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода социальные условности);
формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);
механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т. д).
Неформальные институты образуют как бы подводную часть айсберга. Они складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы. Многое в этом процессе прояснила теория игр, ставшая сегодня наиболее популярным инструментом неоинституциональных исследований.
Формальные институты
и механизмы их защиты устанавливаются
и поддерживаются сознательно, в
основном - силой государства. Они
выстраиваются в определенную иерархию:
правила высшего порядка
Как отмечает Д. Норт, "российская революция в октябре 1917 г. стала, возможно, самой решительной перекройкой всей институциональной структуры общества, какую только знала история". Но и она не смогла отменить множество прежних обычаев, привычек, стандартов поведения, сохранявшихся еще очень долго.
Как и почему меняются институты? Д. Норт предлагает следующую концепцию.
Технический прогресс, открытие новых рынков, рост населения и т. д. - все это ведет либо к изменению цен конечного продукта по отношению к ценам факторов производства, либо к изменению цен одних факторов по отношению к ценам других. При изменении цен один или оба участника сделки начинают понимать, что им было бы выгоднее пересмотреть ее условия. Однако организационные формы вписаны в правила более высокого порядка. Если переход к контракту нового типа требует пересмотра какого-либо фундаментального правила, участники обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы попытаться его заменить. Для понимания теории институтов, свойственной "новому" институционализму, надо сделать два важных разъяснения.
Во-первых, этим течением разделяются
понятия "институтов" и "организаций".
Последние представляют собой некую
субъективизацию институтов, их источник
и, если необходимо, поддерживающую их
силу (так, государство есть важнейший
субъект конституционного права, источник
законов и материализация силы, обеспечивающей
их неукоснительное исполнение). В
итоге образуется некий "институциональный
синтез" как единый объект исследования,
что крайне продуктивно для целей
экономического анализа и объяснения
многих важнейших явлений в
Во-вторых, это - понимание
современным институционализмом того
особого механизма, при помощи которого
происходит воздействие институтов
на экономическое развитие общества.
Таким механизмом у представителей
"нового" институционализма
"Институты, - пишет Д. Hopт,
- влияют на экономический
На этой основе представители институциональной теории предлагают некий особый вариант двухсекторной модели экономики: трансформационный сектор (надо сказать, по сути, очень близко к принятому у нас термину "реальный сектор") и трансакционный сектор, который "ничего не производит", но обеспечивает продвижение продукта в рыночной среде до его конечного потребителя.
Отдавая должное традиционной приверженности представителей институционализма к теории трансакционных издержек и желанию "новых" институционалистов отмежеваться от социально-психологической атрибутики традиционной теории, тем не менее нельзя не видеть, что "фактор издержек" в достаточно упрощенной и даже огрубленной форме представляет тот сложный механизм, при посредстве которого происходит воздействие институтов (или синтеза "институты-организации") на социально-экономическую жизнь современного общества.
Вместе с тем представляет
немалый интерес подход, обозначенный
данной теорией и основанный на оценке
эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итог.
Институт – это базовое понятие
новой институциональной
Отнюдь не любой институт,
эффективный в одной культурной
среде, способен эффективно функционировать
в другой. Необходимо учитывать культурную
инерцию и вероятность
Внедрение любой новой конструкции - в том числе и институциональной - требует времени на наладку и адаптацию. Для институциональных инноваций, затрагивающих интересы миллионов людей, особенно важно иметь проект переходного режима, включая, возможно, создание промежуточных институтов. Одна из важных задач начального этапа реформ - изъятие переходной ренты в пользу государства, с тем чтобы не допустить неоправданной дифференциации доходов и криминализации общества.
Институционализация представляет
собой процесс определения и
закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в
систему, которая способна действовать
в направлении удовлетворения некоторой
общественной потребности. Институционализация
- это замена спонтанного и
Информация о работе Формальные и неформальные институты. Роль в экономическом развитии