Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель: рассмотрение теоретических аспектов экономических институтов и определение их роли в экономическом развитии.
Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
– уточнение понятия «экономический институт»;
– рассмотрение видов экономических институтов;
– определение роли формальных и неформальных институтов в экономическом развитии.
Введение ………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты экономических институтов ……………………… 5
1.1. Сущность понятия «экономический институт»
1.2. Рассмотрение видов экономических институтов
2. Роль формальных и неформальных институтов в экономическом развитии ………………………………………………………………………..14
3. Заключение ………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Министерство образования
и науки федеральное
Заочный факультет
Кафедра: «Общая экономика и право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Институциональная экономика»
Тема: «Формальные и неформальные институты. Роль в экономическом развитии»
ОМСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
1. Теоретические аспекты экономических институтов ……………………… 5
1.1. Сущность понятия «экономический институт»
1.2. Рассмотрение видов экономических институтов
2. Роль формальных и неформальных
институтов в экономическом развитии
………………………………………………………………………..
3. Заключение ………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Введение.
Переход к рыночной экономике
в постсоциалистических странах
сопровождается рядом проблем, специфика
которых во многом обусловлена особенностями
функционирования постсоциалистической
экономики страны, не приспособленной
к отношениям в системе рынка.
Однако среди проблем переходного
периода немаловажную роль играет отсутствие
принципиально новых
Цель: рассмотрение теоретических аспектов экономических институтов и определение их роли в экономическом развитии.
Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
– уточнение понятия «
– рассмотрение видов экономических институтов;
– определение роли формальных и неформальных институтов в экономическом развитии.
Информационной базой
для написания курсовой работы послужила
учебная и специальная
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
Все экономические агенты
- государство, частные компании, граждане,
занимающиеся бизнесом, и т. д. - действуют
по определенным правилам. Они показывают,
что можно и что нельзя делать,
как строить отношения с
Институты - это правила,
по которым хозяйствующие
Например, это право
частной собственности, или
В экономической теории такое
понятие как «экономический институт»
было введено институционально-
Совокупность институтов
образует экономическую
Сторонники институционализма уделяют внимание исследованию таких основных проблем: экономическая власть и контроль над экономикой. В этой связи представители данного направления использовали концепцию «институты». Итак, определим понятие экономического института. Под институтами принято понимать совокупность неких «правил игры» в обществе либо ограничений, сформированных людьми, которые формируют их взаимоотношения, а также механизмов контроля соблюдения и защиты данных правил и ограничений. Экономические институты формируют совокупность или структуру стимулов общественного, экономического или политического обмена. Механизм контроля подразумевает под собой набор средств, который позволяет идентифицировать нарушение либо соблюдение правил, а также применение стимулирующих и дестимулирующих санкций.
1.2 Рассмотрение видов экономических институтов
Институты могут быть как формальными, так и неформальными.
К формальным институтам можно отнести Конституцию, законодательство, право собственности. Формальные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие экономические кодексы, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Такие правила построены по иерархическому принципу. Правило более высокого уровня охватывает более широкий спектр экономических отношений, чем правило более низкого уровня. Последнее опирается на правило более высокого уровня и не должно противоречить ему. Изменить правило более высокого иерархического уровня труднее, чем правило более низкого уровня. Например, изменить Гражданский кодекс труднее, чем обычный закон, а Конституцию - еще труднее, чем Гражданский кодекс. Иерархичность придает устойчивость системе формальных институтов. В наборе самых общих правил - а таким набором для рыночной экономической системы является Конституция - должно быть сформулировано "правило изменения правил", то есть порядок изменения законов, указов, распоряжений (например, процедура внесения законопроектов, порядок отмены законов и распоряжений и т. д.).
Формальные институты - способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. К формальным социальным институтам относятся:
По мере становления более сложных обществ, происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммерческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в традиции общего права действовал принцип: “Judges must find common law” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем праве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило государство. Формальные правила включают:
1. политические правила;
2. экономические правила;
3. контракты.
На самом верху иерархии находится конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.
Политические правила
определяют в самом общем виде
иерархическую структуру
В современном обществе неформальные
правила играют весьма значительную
роль. Люди сталкиваются с неформальными
правилами повсюду: в семье, во взаимоотношениях
с другими людьми, в деловой
и политической жизни. Простые люди
обычно слабо осведомлены о
Неформальные правила, подобно правилам формальным, ограничивают поведение людей. Чем, однако, правила неформальные отличаются от формальных правил? Как провести различие между ними?
Можно рассматривать в
качестве формальных те правила, нарушение
которых влечет за собой достаточно
суровые санкции, например, наказание
в виде тюремного заключения или
остракизма. Подобный подход к определению
неформальных правил предполагает, что
государство не является необходимой
предпосылкой для их существования.
Неформальные правила, согласно этому
подходу, не накладывают жестких
ограничений на действия людей, они
лишь облегчают жизнь в обществе,
делают ее более приятной. За нарушение
неформальных правил следует не строгое
наказание, а, в худшем случае, неодобрение
общества. Неформальные правила являются,
в соответствии с этим подходом,
обязательными только в моральном
смысле или с точки зрения приличий
и хорошего вкуса. Подобный подход к
проведению границы между формальными
и неформальными правилами
Подобного подхода придерживаются
ученые — представители «нового
институционализма». Они определяют
формальные правила как правила,
записанные в официальном источнике,
за выполнением которых следит специально
выделенная группа людей (судебная система,
полиция, репрессивный аппарат). Наличие
принуждения со стороны государства
— это характерная черта
Люди соблюдают законы потому, что за их нарушение следует наказание со стороны государства. А что заставляет людей соблюдать правила неформальные? Каковы те стимулы, которые заставляют людей выполнять нормы поведения, действующие в обществе? Если норма поведения, принятая в обществе, не выполняется, то за этим следует определенная санкция, т.е. человек, нарушивший норму, должен нести определенные издержки.
В свою очередь неформальные институты выступают в форме традиций, обычаев, норм и кодексов поведения.
Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.
Информация о работе Формальные и неформальные институты. Роль в экономическом развитии