Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель: рассмотрение теоретических аспектов экономических институтов и определение их роли в экономическом развитии.
Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
– уточнение понятия «экономический институт»;
– рассмотрение видов экономических институтов;
– определение роли формальных и неформальных институтов в экономическом развитии.
Введение ………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты экономических институтов ……………………… 5
1.1. Сущность понятия «экономический институт»
1.2. Рассмотрение видов экономических институтов
2. Роль формальных и неформальных институтов в экономическом развитии ………………………………………………………………………..14
3. Заключение ………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.
Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам
- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.
Со 2-й половины 20 века во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.
Условия эффективности неформальных правил.
Эффективность неформальных институтов в регулировании жизни определенного сообщества зависит от ряда условий, в числе которых можно указать на следующие:
1. Размер социальной группы,
в которой действуют эти нормы.
2. Величина издержек, которые
несет нарушитель, подвергающийся
наказанию. Издержки, вызванные остракизмом,
обратно пропорциональны
3. Третьим условием является
статичный характер общества, в
котором действуют
Американский философ права Харт выделил правила, которые контролируют поведение людей (первичные правила) и правила, контролирующие правила (вторичные правила). Первые правила направляют поведение граждан в их повседневной жизни. Правила второго типа руководят поведением официальных лиц, когда они создают, пересматривают, отменяют или применяют первичные правила. В соответствии с теорией Харта, совокупность первичных и вторичных правил образует право. В отличие от права, среди неформальных правил нет правил вторичных, нет специально предусмотренной процедуры создания, пересмотра или отмены неформального правила. В неформальных правилах нет конституции или судьи. Человек, который хочет изменить обычай, должен использовать имеющиеся под рукой средства, чтобы убедить других членов общества следовать иной норме.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
2. РОЛЬ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
«Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми.
Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.
Институты создают структуру стимулов обмена. Они являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.
Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.
Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными.
Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.
Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное врем я, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.
Между институтами и организациями
существует разница. В то время как
институты являются набором правил
и законов, определяющих взаимодействие,
действия отдельных лиц, организации
являются корпоративными действующими
лицами, которые сами могут быть
объектами институциональных
Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми.
Трудно переоценить роль институтов в современной экономической жизни, поскольку именно благодаря им упорядочивается взаимодействие между людьми, и разрешаются конфликты, возникающие в мире ограниченных ресурсов. В экономической теории не существует четкого и однозначного определения понятия «институт», но, как отмечает Эрроу, «поскольку исследования в данной области все еще находятся в начальной стадии, то чрезмерной точности следует избегать. Тем не менее попробуем рассмотреть наиболее интересные подходы к определению данного феномена в зарубежной экономической мысли.
Один из родоначальников
новой институциональной
Первым же, кто ввел
в экономическую теорию
Однако в настоящее
время в рамках современного институционализма
наиболее распространенной является трактовка
Дугласа Норта: «институты – это
«правила игры» в обществе, или, выражаясь
более формально, созданные человеком
ограничительные рамки, которые
организуют взаимоотношения между
людьми», это «правила, механизмы, обеспечивающие
их выполнение, и нормы поведения,
которые структурируют
Рассмотрим еще несколько
подходов к феномену «институт»
К примеру, Джон
Коммонс определяет институт
следующим образом: институт –
коллективное действие по
Лауреат Нобелевской
премии Элинор Остром дает
достаточно развернутое
В экономической теории
есть несколько подходов к
становлению институтов. Согласно
одному из них институты
Противоположный подход
к возникновению институтов
При этом необходимо
отметить, что немаловажную роль
играют индивиды, которые используют
тот или иной институт. Поппер
утверждал, что «институты
Существование институтов
подразумевает, что действия
Значимость институтов
проявляется в том, что, к
примеру, законы, принимаемые правительством,
определяют различные правила
функционирования
Следующий вопрос, связан
с тем, почему те или иные
институты оказывают различное
и подчас даже неожиданное
влияние на экономических
Далее необходимо определить,
оказывают ли воздействие на
поведение экономических
Информация о работе Формальные и неформальные институты. Роль в экономическом развитии