Фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 08:42, курсовая работа

Краткое описание

Фондовая биржа – это организация, обеспечивающая обращение ценных бумаг. Ценными бумагами являются акции, облигации и т.п.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................…………………............................3
1. Основные принципы работы фондовой биржи……................................4
1.1. Участники, ценные бумаги, листинг………………………………6
1.2. Механизм торговли на фондовой бирже…………………………11
2. Основные функции фондовой биржи………………………………...........15
2.1. Особенности функционирования фондовой биржи в РФ ……....17
2.2. Функции фондовой биржи в западных странах …………………21
3. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования …………………………………………………………….25
3.1. Проблемы развития фондового рынка В РФ…………………….29
3.2. Методы устранения проблем развития фондового рынка в РФ…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
Список библиографических источников……………………………………..34

Файлы: 1 файл

ек7.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В октябре 1997 г. начался обвал российского  фондового рынка, вызванный мировым  финансовым кризисом, который продолжался  год - до октября 1998 г. За это время  капитализация рынка акций снизилась  в 15 раз. 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявило дефолт - рухнул рынок ГКО. Ряд субъектов Российской Федерации отказались обслуживать свои облигационные займы.

  • Октябрь 1998-2000

Рост  рынка акций, увеличение объема торгов. В 1999 г. в России появляется интернет-трейдинг. В 1999 г темпы роста российского фондового рынка - вторые в мире после турецкого. Принят "Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

В 2000 году внутренний рынок государственных  бумаг федерального уровня по объему операций практически вернулся на докризисные позиции. Министерство финансов РФ изменило политику заимствований, значительно уменьшив их объем. Кроме того, была резко сокращена доля нерезидентов (на конец года иностранные инвесторы владели менее чем 10% облигаций от общего объема ГКО-ОФЗ в обращении), что способствовало уменьшению зависимости рынка от мировой конъюнктуры. Обязательства государства перед владельцами ГКО были реструктурированы.

  • 2001 год

Индекс  РТС на закрытие торговой сессии в  последний рабочий день 2001 года - 29 декабря - зафиксирован на отметке 260,05 пункта, что является максимальным значением с 14 мая 1998 г. По итогам 2001 г. индекс РТС вырос на 98.48% (значение на 3 января 2001 г. - 131.02 пункта). Стальные фондовые рынки стран с развивающейся рыночной экономикой имеют гораздо худшие результаты.

Государственная Дума принимает ряд важнейших  для российской экономики и фондового  рынка законопроектов снижен налог  на прибыль и отменены все льготы по этому налогу; принят новый проект Уголовно-процессуального кодекса, ужесточающий наказания за злоупотребления при выпуске ценных бумаг; принят Земельный кодекс, закрепляющий за компаниями право на землю, принят в новой редакции "Закон об акционерных обществах", расширяющий компетенцию Совета директоров и общего собрания акционеров. Также начато обсуждение банковской реформы (14 января 2002 года опубликовано заявление Правительства РФ и Банка России "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации"), реформы жилищно-коммунального хозяйства и Министерства путей сообщения. 
 
 
 
 
 

     ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РФ

     Развитие  экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических  факторов показало, что создававшаяся  и совершенствовавшаяся в последние  годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострение противоречий в мировой финансовой системе. По ряду оценок, текущий финансово-экономический кризис управляем со стороны мировой финансовой элиты. Его основная цель - сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению миграционных потоков населения планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально изменить направление и темпы развития человечества. По сути, перед устроителями нынешнего кризиса стоят те же задачи, которые ранее решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными словами, сегодня идет третья мировая война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат - геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные с ними интересы мировых держав.

     В этих условиях встает вопрос о возможности  и целесообразности сохранения национального  финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

     Во-первых, можно принять существующее положение  дел в мировой финансовой системе  как данность и попытаться выстраивать  стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Второй путь - это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты "Евро", в перспективе реализация проекта "Золотого юаня" в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта "Динар Залива" странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект - "Амеро". Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.

     Третий  путь - формирование и развитие в  России самостоятельного национального финансового центра. Это - единственно верный в нынешних условиях путь. Основой в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте - в рублях.

     В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды ("тихая гавань", "налоговый  рай" и др.) финансовых центров  утрачивают свое значение, так как  они являются во многом атрибутом  нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только "запад-восток", но и "север-юг".

     Именно  развитие проектов транспортных коридоров  вместе с поставкой российского  сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы, как национального финансового центра.

     Стремительное развитие и углубление кризисных  явлений в стране показало высокую  значимость инструментов фондового  рынка в вопросе обеспечения  устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизации ситуации на нем.

     Нынешнее  положение дел в отрасли не позволило российскому руководству  использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат - российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидностью российского рынка на рынки Великобритании и Германии. 
 
 
 

МЕТОДЫ  УСТРАНЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО  РЫНКА В РФ

     Оценивая  ситуацию на российском фондовом рынке  в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономике страны в целом.

       Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.

        Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.

       В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.

     Российское  сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.

     В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.

     Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка  должно быть направлено не столько  на адресную поддержку участников рынка "живыми" деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.

     Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России - индексом РТС.Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

   Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами решения о технологическом объединении крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении работы сделаем несколько ключевых выводов:

1. Рынок  ценных бумаг охватывает кредитные  отношения совладения, выражающиеся  через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют  собственную стоимость и могут  продаваться, покупаться и погашаться.

2. Ценная  бумага представляет собой документ, который отражает связанные с  ним имущественные права, может  самостоятельно обращаться на  рынке и быть объектом купли-продажи  и иных сделок, служит источником  получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.

3. Ценные  бумаги можно классифицировать  по различным основаниям. К ценным  бумагам, выражающим отношения  совладения (долевым ценным бумагам), относятся акции. 

4. Финансовый  рынок делится на первичный и вторичный. Первичный финансовый рынок формируется за счет эмиссии ценных бумаг предприятиями. Вторичный рынок - это повторная купля или продажа ценных бумаг.

5. Фондовая  биржа - организованный рынок  для торговли стандартными финансовыми  инструментами, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.

6. Можно  выделить следующие функции фондовой  биржи: а) создание постоянно  действующего рынка, б) определение  цен, в) распространение информации  о товарах и финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения, г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников, д) выработка правил, е) индикация состояния экономики, ее товарных сегментов и фондового рынка.

Информация о работе Фондовая биржа