Финансово-промышленные группы, их роль и значение в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в преодоление современной стагнации экономики постсоциалистических государств требует объединения их усилий по созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей народного хозяйства. При этом единое экономическое пространство, предусматривающее свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, может быть сформировано при соблюдении этапности развития, поддержании соответствующего правового обеспечения и создании эффективного механизма принятия и реализации принципиальных решений. Страны содружества независимых государств, используя опыт Европейского Союза и других межгосударственных объединений, идут по пути создания единого экономического пространства через установление режима свободной торговли, создание таможенного и платежного союзов. О

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1
1.ФПГ как форма объединения независимых предприятий
2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
4. Основные направления ФПГ в Беларуси
5 Особенности создания ФПГ в Беларуси
6 ФПГ в Беларуси
7. Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп
8. Государственная регистрация ФПГ
9. Инвестиции ФПГ
Раздел 2
Анализ изучаемой проблемы на предприятии
Раздел 3
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию существующего положения и технико-экономическое обоснование их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсова по экономике готовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      При образовании ФПГ с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К этим  предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимическо промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.

      При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.

      Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления.

Поскольку основные партнеры по ФПГ находятся, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить координированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.

      Существенную роль в формировании ФПГ следует сыграть предприятиям, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием их широкого вхождения в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенностей объединения неприватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом.

      Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится и на другие отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, становление финансово-промышленных групп топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.

      Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные  группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.

      При погашении акциями предприятий части их задолженности поставщикам из других государств Содружества ускорится формирование ФПГ из предприятий этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят, скорее всего, промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси - как государства с  наиболее высоким уровнем интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Особенности создания ФПГ в Беларуси

 

      В то же время за счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками  группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, выступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.) для образования и функционирования этих групп. Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны  ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.

      Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.

      Для предприятий, организации и учреждении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования ФПГ, такие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.[3 c.41]

      Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование ФПГ, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.

      Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания ФПГ.

      Потребуется создание комплексной информационно-справочной системы

финансово-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного  капитала, оперативной информацией о показателях работы ФПГ и другими данными. Следует также создать и ввести Реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических параметрах работы ФПГ. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, станет почвой для цивилизованного и эффективного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

6. ФПГ в Беларуси

      Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

     

7.      Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп

 

     Порядок      создания,      регистрации      и     деятельности финансово-промышленных   (хозяйственных)   групп регулируется: Гражданским кодексом Республики Беларусь (ГК); Законом   Республики   Беларусь    от    04.06.1999    №  265-З «О финансово-промышленных группах» ; Указом  Президента  Республики  Беларусь  от  27.11.1995  № 482 «О  создании  и  деятельности  в  Республики  Беларусь хозяйственных групп» (далее - Указ); Положением   о   государственной   регистрации   и  прекращении деятельности хозяйственных групп, утвержденным постановлением Совета Министров    Республики    Беларусь    от    27.10.1999     №   1665 «О   государственной   регистрации  хозяйственных  групп»; постановлением  Министерства  экономики  Республики Беларусь от 10.12.2002  №  264  «О  государственной  регистрации  в Министерстве экономики Республики Беларусь хозяйственных групп»; договором о создании ФПГ, заключаемым между ее участниками.

     Финансово-промышленная  группа не является юридическим лицом, а

представляет  собой объединение юридических лиц (участников группы),

осуществляющих  хозяйственную  деятельность  на  основе  договора  о

создании ФПГ [1 c.2]

Согласно ст.2 Закона целью создания ФПГ является:

     -  обеспечение  экономической  интеграции  участников  ФПГ  для реализации инвестиционных проектов и программ;

     -  повышение  конкурентоспособности  товаров  (работ,  услуг) и расширение рынков их сбыта;

     - повышение эффективности производства;

     - создание новых рабочих мест.

Участниками  ФПГ признаются юридические лица любых организационно-правовых  форм  и  форм  собственности  - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании ФПГ, и  учрежденная  ими центральная компания (далее - юридические лица). Запрещаются   создание   и  деятельность  на  территории  Республики Беларусь  ФПГ  в случаях, если это может иметь целью или результатом монополизацию   производства  и  (или)  реализации  товаров  (работ, услуг),   недопущение,   ограничение   или  устранение  конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также в других случаях, когда  создание  и  деятельность  ФПГ  противоречат законодательству Республики   Беларусь,   наносят  ущерб  суверенитету,  национальной безопасности,    территориальной    целостности,    политической   и экономической  стабильности  Республики  Беларусь,  нарушают права и  свободы граждан.

     Согласно   ст.4   Закона   не   могут   быть   участниками  ФПГ республиканские  органы  государственного  управления,  Национальный банк Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные

органы.

     Не допускается участие юридического лица более чем в одной ФПГ.

 

 

 

 

                8.  Государственная регистрация ФПГ

 

  Объединение юридических лиц приобретает статус ФПГ с момента ее государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона.

  Порядок   представления  в  Министерство  экономики  Республики Беларусь документов для государственной регистрации ФПГ (в том числе транснациональных  и  межгосударственных), создаваемых на территории Республики   Беларусь,  внесения  изменений  и  (или)  дополнений  в договоры  о  создании  хозяйственных групп и (или) в организационные проекты  хозяйственных  групп,  перерегистрации  хозяйственных групп установлен  п.2  Положения  о  порядке  представления документов для государственной   регистрации   хозяйственных  групп,  утвержденного постановлением   Министерства   экономики   Республики  Беларусь  от 10.12.2002 № 264.

     Документы для государственной регистрации хозяйственной группы, представленные  центральной компанией или головной организацией либо уполномоченным    представителем   ФПГ,  в  случае  регистрации  ФПГ подлежат хранению в порядке,   установленном   законодательством   Республики  Беларусь. Документы,  содержащие  более  одного  листа,  должны  быть прошиты, пронумерованы  и  скреплены  печатью  соответствующего  юридического лица.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Инвестиции ФПГ

 

Создание совместных предприятий в развивающихся странах носит принципиально иной характер. Инвестиции ФПГ в эти страны направлены прежде всего на захват источников сырья, использование дешевой рабочей силы и раздел рынков сбыта.

Капитал нацеливается главным образом в отрасли, выпускающие технически несложную, но трудоемкую продукцию, как правило, сборочное производство. Выгоды для экономики развивающихся стран от создания таких ФПГ сводятся в основном к освоению современного опыта организации производства и менеджмента, а также насыщению и усилению конкуренции на внутренних товарных рынках. Более успешным является сотрудничество собственных крупных национальных компаний с фирмами передовых стран.

На фоне современных транснациональных компаний раздробленные национальные предприятия выглядят нежизнеспособными. Даже крупнейшие российские и белорусские предприятия с солидными финансовыми активами соответствуют в лучшем случае разряду средних по мировым меркам фирм. Большинство участников ФПГ России представляет собой приватизированные или частные предприятия в правовой форме акционерных обществ, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции. Головные компании всех действующих и формируемых групп зарегистрированы на территории России, хотя среди участников некоторых ФПГ есть белорусские, литовские, украинские предприятия. Сфера деятельности созданных в России ФПГ включает 22 отрасли, которые имеют явно выраженную ресурсную направленность, тогда как более предпочтительным было бы создание крупных структур в обрабатывающей отрасли, и прежде всего в высокотехнологичных и

наукоемких отраслях.

Объединение капиталов позволило только в расчете за год увеличить объем инвестиций в производственные проекты на 37 % за счет собственных и привлеченных средств. При общем спаде производства в ФПГ значительно возрос объем реализованной продукции, резко увеличился объем экспортных поставок, сокращен размер просроченной задолженности.

Учитывая стремление финансового капитала к наивысшим прибылям, прогнозируется быстрое развитие ФПГ в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, в производстве транспортного и энергетического оборудования. В меньшей мере процесс формирования ФПГ затронет угледобычу, пищевую и легкую промышленность.

В ближайшей перспективе, с учетом имеющегося экономического потенциала, ожидается становление 10—20 особо мощных универсальных ФПГ и 100—150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями, которые обеспечат более 50 % всех объемов промышленного производства. При этом ведущие банки, входящие в состав ФПГ, будут контролировать около 70 % банковских активов. Считается, что такие крупные объединения смогут конкурировать с современными транснациональными компаниями, обеспечат скоординированное развитие сопряженных производств и прогрессивные структурные перемены в экономике.

Информация о работе Финансово-промышленные группы, их роль и значение в переходной экономике