Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в преодоление современной стагнации экономики постсоциалистических государств требует объединения их усилий по созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей народного хозяйства. При этом единое экономическое пространство, предусматривающее свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, может быть сформировано при соблюдении этапности развития, поддержании соответствующего правового обеспечения и создании эффективного механизма принятия и реализации принципиальных решений. Страны содружества независимых государств, используя опыт Европейского Союза и других межгосударственных объединений, идут по пути создания единого экономического пространства через установление режима свободной торговли, создание таможенного и платежного союзов. О
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1
1.ФПГ как форма объединения независимых предприятий
2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
4. Основные направления ФПГ в Беларуси
5 Особенности создания ФПГ в Беларуси
6 ФПГ в Беларуси
7. Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп
8. Государственная регистрация ФПГ
9. Инвестиции ФПГ
Раздел 2
Анализ изучаемой проблемы на предприятии
Раздел 3
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию существующего положения и технико-экономическое обоснование их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
При образовании ФПГ с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К этим предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимическо промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.
При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.
Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления.
Поскольку основные партнеры по ФПГ находятся, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить координированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.
Существенную роль в формировании ФПГ следует сыграть предприятиям, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием их широкого вхождения в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенностей объединения неприватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом.
Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится и на другие отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, становление финансово-промышленных групп топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.
Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.
При погашении акциями предприятий части их задолженности поставщикам из других государств Содружества ускорится формирование ФПГ из предприятий этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят, скорее всего, промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси - как государства с наиболее высоким уровнем интеграции.
5. Особенности создания ФПГ в Беларуси
В то же время за счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, выступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.) для образования и функционирования этих групп. Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.
Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.
Для предприятий, организации и учреждении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования ФПГ, такие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.[3 c.41]
Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование ФПГ, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.
Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания ФПГ.
Потребуется создание комплексной информационно-справочной системы
финансово-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы ФПГ и другими данными. Следует также создать и ввести Реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических параметрах работы ФПГ. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, станет почвой для цивилизованного и эффективного рынка.
6. ФПГ в Беларуси
Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.
7. Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп
Порядок создания, регистрации и деятельности финансово-промышленных (хозяйственных) групп регулируется: Гражданским кодексом Республики Беларусь (ГК); Законом Республики Беларусь от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» ; Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в Республики Беларусь хозяйственных групп» (далее - Указ); Положением о государственной регистрации и прекращении деятельности хозяйственных групп, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.1999 № 1665 «О государственной регистрации хозяйственных групп»; постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.12.2002 № 264 «О государственной регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь хозяйственных групп»; договором о создании ФПГ, заключаемым между ее участниками.
Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом, а
представляет собой объединение юридических лиц (участников группы),
осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о
создании ФПГ [1 c.2]
Согласно ст.2 Закона целью создания ФПГ является:
- обеспечение экономической интеграции участников ФПГ для реализации инвестиционных проектов и программ;
- повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта;
- повышение эффективности производства;
- создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания (далее - юридические лица). Запрещаются создание и деятельность на территории Республики Беларусь ФПГ в случаях, если это может иметь целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также в других случаях, когда создание и деятельность ФПГ противоречат законодательству Республики Беларусь, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
Согласно ст.4 Закона не могут быть участниками ФПГ республиканские органы государственного управления, Национальный банк Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные
органы.
Не допускается участие юридического лица более чем в одной ФПГ.
8. Государственная регистрация ФПГ
Объединение юридических лиц приобретает статус ФПГ с момента ее государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона.
Порядок представления в Министерство экономики Республики Беларусь документов для государственной регистрации ФПГ (в том числе транснациональных и межгосударственных), создаваемых на территории Республики Беларусь, внесения изменений и (или) дополнений в договоры о создании хозяйственных групп и (или) в организационные проекты хозяйственных групп, перерегистрации хозяйственных групп установлен п.2 Положения о порядке представления документов для государственной регистрации хозяйственных групп, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.12.2002 № 264.
Документы для государственной регистрации хозяйственной группы, представленные центральной компанией или головной организацией либо уполномоченным представителем ФПГ, в случае регистрации ФПГ подлежат хранению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью соответствующего юридического лица.
9. Инвестиции ФПГ
Создание совместных предприятий в развивающихся странах носит принципиально иной характер. Инвестиции ФПГ в эти страны направлены прежде всего на захват источников сырья, использование дешевой рабочей силы и раздел рынков сбыта.
Капитал нацеливается главным образом в отрасли, выпускающие технически несложную, но трудоемкую продукцию, как правило, сборочное производство. Выгоды для экономики развивающихся стран от создания таких ФПГ сводятся в основном к освоению современного опыта организации производства и менеджмента, а также насыщению и усилению конкуренции на внутренних товарных рынках. Более успешным является сотрудничество собственных крупных национальных компаний с фирмами передовых стран.
На фоне современных транснациональных компаний раздробленные национальные предприятия выглядят нежизнеспособными. Даже крупнейшие российские и белорусские предприятия с солидными финансовыми активами соответствуют в лучшем случае разряду средних по мировым меркам фирм. Большинство участников ФПГ России представляет собой приватизированные или частные предприятия в правовой форме акционерных обществ, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции. Головные компании всех действующих и формируемых групп зарегистрированы на территории России, хотя среди участников некоторых ФПГ есть белорусские, литовские, украинские предприятия. Сфера деятельности созданных в России ФПГ включает 22 отрасли, которые имеют явно выраженную ресурсную направленность, тогда как более предпочтительным было бы создание крупных структур в обрабатывающей отрасли, и прежде всего в высокотехнологичных и
наукоемких отраслях.
Объединение капиталов позволило только в расчете за год увеличить объем инвестиций в производственные проекты на 37 % за счет собственных и привлеченных средств. При общем спаде производства в ФПГ значительно возрос объем реализованной продукции, резко увеличился объем экспортных поставок, сокращен размер просроченной задолженности.
Учитывая стремление финансового капитала к наивысшим прибылям, прогнозируется быстрое развитие ФПГ в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, в производстве транспортного и энергетического оборудования. В меньшей мере процесс формирования ФПГ затронет угледобычу, пищевую и легкую промышленность.
В ближайшей перспективе, с учетом имеющегося экономического потенциала, ожидается становление 10—20 особо мощных универсальных ФПГ и 100—150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями, которые обеспечат более 50 % всех объемов промышленного производства. При этом ведущие банки, входящие в состав ФПГ, будут контролировать около 70 % банковских активов. Считается, что такие крупные объединения смогут конкурировать с современными транснациональными компаниями, обеспечат скоординированное развитие сопряженных производств и прогрессивные структурные перемены в экономике.
Информация о работе Финансово-промышленные группы, их роль и значение в переходной экономике