Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в преодоление современной стагнации экономики постсоциалистических государств требует объединения их усилий по созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей народного хозяйства. При этом единое экономическое пространство, предусматривающее свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, может быть сформировано при соблюдении этапности развития, поддержании соответствующего правового обеспечения и создании эффективного механизма принятия и реализации принципиальных решений. Страны содружества независимых государств, используя опыт Европейского Союза и других межгосударственных объединений, идут по пути создания единого экономического пространства через установление режима свободной торговли, создание таможенного и платежного союзов. О
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1
1.ФПГ как форма объединения независимых предприятий
2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
4. Основные направления ФПГ в Беларуси
5 Особенности создания ФПГ в Беларуси
6 ФПГ в Беларуси
7. Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп
8. Государственная регистрация ФПГ
9. Инвестиции ФПГ
Раздел 2
Анализ изучаемой проблемы на предприятии
Раздел 3
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию существующего положения и технико-экономическое обоснование их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Финансово-промышленные группы, их роль и значение в переходной экономике»
Выполнила студентка Рудова Елена Валерьевна
5-го курса, ФЭФ,
группы У08-ЭПз-2
шифр У0825010760
Руководитель
Ст. преподаватель
Новополоцк, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1
1.ФПГ как форма объединения независимых предприятий
2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
4. Основные направления ФПГ в Беларуси
5 Особенности создания ФПГ в Беларуси
6 ФПГ в Беларуси
7. Порядок и правила регистрации финансово-промышленных групп
8. Государственная регистрация ФПГ
9. Инвестиции ФПГ
Раздел 2
Анализ изучаемой проблемы на предприятии
Раздел 3
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию существующего положения и технико-экономическое обоснование их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в преодоление современной стагнации экономики постсоциалистических государств требует объединения их усилий по созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей народного хозяйства. При этом единое экономическое пространство, предусматривающее свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, может быть сформировано при соблюдении этапности развития, поддержании соответствующего правового обеспечения и создании эффективного механизма принятия и реализации принципиальных решений. Страны содружества независимых государств, используя опыт Европейского Союза и других межгосударственных объединений, идут по пути создания единого экономического пространства через установление режима свободной торговли, создание таможенного и платежного союзов. Однако отсутствие соответствующих унифицированных правовых актов, действенного механизма взаимоотношений приводит к тому, что многие принимаемые соглашения сводятся к декларативно-рекомендательному характеру. В результате экономикам государств наносится серьезный ущерб, в виде падения валового внутреннего продукта (ВВП), жизненного уровня населения, углубления кризиса. Идея интеграции стран через создание финансово-промышленных групп направлена на достижение чрезвычайно важной цели - налаживанию кооперирования сырьевых, обрабатывающих отраслей и финансового капитала. В этой связи возникает ряд вопросов: нужны ли или нашей экономике финансово-промышленные группы (ФПГ), если нужны, то какими они должны быть; возможны ли ФПГ с привлечением белорусского, российского или других иностранных капиталов? Эти вопросы уже не один год широко обсуждаются на всех уровнях стран СНГ. При этом нередко высказываются прямо противоположные мнения. Возникают и такие вопросы, которые при существующих условиях межгосударственных взаимоотношений относятся к числу неразрешенных. Например, какие меры необходимо предпринять в период, когда Республика Беларусь переходит к более эффективной, ориентированной на рынок, экономической системе, к такой системе, которая нацелена на создание реальных преимуществ основной массе населения? Какие действия должны предпринять хозяйствующие субъекты рынка, чтобы стать привлекательными для интеграции с банковским капиталом? Любое государство стремится привлечь иностранные инвестиции. Для Беларуси, как страны с переходной экономикой, в которой развита в основном перерабатывающая промышленность, привлечение иностранных инвестиций — наиболее актуальная проблема. Решение этой проблемы, по нашему мнению, во многом зависит от проведения структурных преобразований в экономике путем создания ФПГ. Идею образования ФПГ в принципе поддерживают промышленники, некоторые предпринимательские структуры и государственные органы, ответственные за развитие промышленности и экономики в целом. Настороженное отношение к интеграции в форме образования финансово-промышленных групп с привлечением белорусских и российских предприятий и банков. Формирование таких структур иногда рассматривается как способ завладения белорусской собственностью, установления контроля и господства со стороны российского, в первую очередь, капитала в наиболее важных сферах экономики Беларуси. Из-за неотработанности ряда правовых аспектов против создания и функционирования ФПГ высказываются и многие юристы. К настоящему времени подписано двустороннее Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Принят Указ Президента Республики Беларусь "О финансово-промышленных группах". Но оба названных документа, являясь в основном проявлением политической воли, не создают реальной и достаточной основы для практического продвижения этого процесса в республике и не снимают всех возникших противоречий. Вместе с тем, проблема становления современных рыночных формирований (ФПГ, ТНК, холдингов и т.д.) в государствах с постплановой экономикой изучены пока недостаточно, что предопределяет большую научную и теоретическую актуальность и важность данной темы исследования. |
|
Нормативно-правая база финансово-промышленных групп регулируется:
-Гражданским кодексом Республики Беларусь ;
-Законом Республики Беларусь от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» ;
-Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 482
«О создании и деятельности в Республики Беларусь хозяйственных
групп» ;
-Положением о государственной регистрации и прекращении
деятельности хозяйственных групп, утвержденным постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 27.10.1999 № 1665
«О государственной регистрации хозяйственных групп» (далее -
Положение № 1665);
-Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от
10.12.2002 № 264 «О государственной регистрации в Министерстве
экономики Республики Беларусь хозяйственных групп»;
Раздел 1
1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий
На сегодняшний день наиболее эффективной формой объединения предприятий является финансово-промышленная группа - несколько юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои ресурсы и капитал на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных или других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. [2.c.156]
2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
Республика Беларусь обладала достаточно мощным по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленным комплексом. Однако уже в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.
Наряду с общеизвестными предпосылками формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности существуют и более конкретные. К ним относятся:
· острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
· возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
· наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
· необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе;
· сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественны предприятий на внешние рынки;
· потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.[4c.62]
Создание финансово-промышленных групп в отраслях, тяготеющих к концентрации факторов производства, представляются одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем.
Формирование ФПГ будет способствовать реализации имеющихся преимуществ и потенциалов промышленности Беларуси и преодолению ее недостатков.
Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.
Важной отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является широкое развитие экспорта-импорта. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретает столь же важное значение, как и внедрение новых технологий и совершенствование производств посредством реструктуризации.
Ряд предприятий могли бы составить ядро международной группы, созданной на основе металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.
Отношение к программе содействия формированию финансово-промышленных групп определяется тем, что они рассматриваются двояко: как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы.[3 c.47]
3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси
Создание ФПГ в Республике Беларусь возможно осуществить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами - структурной перестройки, антимонопольной политики, развития мелкого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.
Для ускоренного формирования ФПГ в экономике Беларуси целесообразно реализовать следующие меры:
· разработать соответствующее законодательство, регламентирующее порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп;
· усилить мотивации банковских структур в финансировании промышленных проектов средне- и долгосрочного характера;
· установить единый порядок предоставления государственной поддержки ФПГ, дозирующего ее в соответствии с задачами промышленной политики и по четко определенным критериям;
· осуществить координацию этой поддержки со стороны различных министерств, других государственных органов управления;
· выработать рекомендации, облегчающие инициаторам создания ФПГ решение стоящих перед ними проблем.
Программа содействия формированию финансово-промышленных групп могла бы обеспечить изменение сложившейся ситуации, иначе решение структурны проблем может оказаться делом далекого будущего и обернуться трудновосполнимыми потерями.[2 c.30]
Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует о том, что для некоторых подотраслей организация нескольких ФПГ не целесообразна.
Процессы создания финансово-промышленных групп в Республике Беларусь, как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов, должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
4. Основные направления ФПГ в Беларуси
В качестве приоритетных направлении для проектирования финансово-промышленных групп целесообразны следующие:
· осуществление инвестиционных программ (проектов), ориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятии, создания необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;
· создание новых технологических цепочек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции, а также возможность создания и выпуска продукции, способствующей преодолению отставания страны в передовых областях науки и техники;
· реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;
· разработка и реализация коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);
· организация взаимовыгодных кооперационных связей и реализация совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.[4 c.78]
При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для подобных предприятий характерно наименьшее отставание в организации и технологии производства от западных фирм. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).
Информация о работе Финансово-промышленные группы, их роль и значение в переходной экономике