Финансово-кредитные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование причин, сущности и последствий финансово-кредитных кризисов, рассмотреть основные теории цикличности и обозначить особенности кризиса в белорусской экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика финансово-кредитных кризисов 4
1. Сущность, понятие, причины финансово-кредитного кризиса 4

Глава 2. Мировой финансовый кризис 2008г. 7
2.1. Причины мирового финансового кризиса 7
2.2. Возможные изменения конфигурации мирового
финансового рынка 10
2.3.Последствия финансового кризиса для Беларуси 14
Глава 3. Совершенствование способов предупреждения финансово-кредитного кризиса и устранения его последствий. 17
3.1. Возможные мероприятия по выходу из кризиса 17

3.2. Советы экономистов по преодолению финансового кризиса 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Финансово-кредитные кризисы.docx

— 238.97 Кб (Скачать)

Сентябрь 2008 года, ипотечный кризиса спровоцировал кризис ликвидности в американских банках, а затем и по всему миру.  Мировой финансовый кризис начинает разрастаться.  Крупнейшие мировые банки перестали существовать или сменили хозяина. В России это вылилось в банковский кризис.

Из-за недостатка наличности (ликвидности) банки перестали  кредитовать реальный сектор экономики  и потребителей. Одной из первых пострадавших отраслей стала автомобильная  промышленность. Крупнейшие мировые  производители стали сокращать  свое производство. Американская «Большая тройка» (Ford, Chrysler, GM) обратилось к правительству  за помощью. Мировой финансовый кризис в 2008 году перерастает в кризис реальной экономики. Начался спад производства в большинстве стран Европы, Японии, США, России. Теперь речь уже идет о глобальной рецессий. После финансового, в 2008 году начинается мировой экономический кризис.

Номинальный объем кредитных деривативов  у банков США в 1998-2008 гг., млрд. долл., на начало года

Источник: Derivative Contracts by Product, All Commercial Banks, Comptroller of the Currency, Administrator of National Banks “OCC’s Quarterly Report on Bank Trading and Derivatives Activities”, First Quarter 2008 P.10

Ставка  рефинансирования ФРС США в 2000-2008гг.

Источник: Федеральная резервная система  США, www.federalreserve.gov

2.2. Возможные изменения конфигурации мирового  финансового рынка   

Наблюдаемый в  настоящее время кризис ставит целую  серию серьезных вопросов о дальнейшем развитии мирового финансового рынка.

Современный мировой  финансовый рынок представляется нам  совокупностью национальных финансовых рынков (НФР), международных финансовых центров (МФЦ) и центром силы и  притяжения капиталов – США 

Мировой финансовый рынок на современном  этапе

США, безусловно, доминируют в современных мировых  финансах. На США приходится примерно одна треть всех финансовых ресурсов мира (см. табл. 1). С большим отрывом  идет Япония (около 10%) и Великобритания (около 6%). Совокупные финансовые ресурсы  всех развивающихся стран составляют всего 16% всех финансовых ресурсов мира или половину финансовых ресурсов США.

Объем и  структура мирового финансового  рынка

Страна Объем финансовых рынков, трлн. долл.* Доля от объема мирового финансового рынка, %
Мир в  целом (мировой финансовый рынок) 194 100 %
В том  числе:    
США 57 29 %
Великобритания 16 8 %
Германия 11 6 %
Япония 20 10 %
Развивающиеся страны 31 16 %

*Совокупная  капитализация рынков акций, объема  непогашенных облигаций и суммы  банковских активов. Данные на конец 2006г.

Источник: IMF, Global Financial Stability report, April 2008, P. 147, Table 3. Selected Indicators on the Size of the Capital Markets, 2006

Основные потоки капитала перераспределяются между  США и мировыми финансовыми центрами (МФЦ), которые имеют свои определенные специализации. В свою очередь, мировые  финансовые центры связаны с национальными  рынками капитала, которые могут  иметь связи и напрямую друг с  другом.

Международные финансовые центры – это, прежде всего, площадки по перераспределению капитала между странами, обладающими избытками  сбережений, и странами, характеризующимися дефицитом инвестиций. Сегодня места  распределились следующим образом: лидеры экспорта капитала – Китай, Япония, Германия и Саудовская Аравия, импортеры – США, Испания, Великобритания, Австралия. Поэтому для финансового  центра важны связи с другими  центрами, поскольку они выступают  узлами, через которые перекачиваются региональные потоки капитала.

Среди современных  оценок значения мировых финансовых центров представляет интерес та оценка, которую  вырабатывает консалтинговая компания Z/Yen Group. Специалисты данной фирмы разработали методику опроса ведущих бизнесменов и финансовых экспертов мира, включающую в себя набор критериев, которые придают стране/городу привлекательность с точки зрения финансовых услуг. На основе этих критериев финансовому центру присваивается рейтинг, в зависимости от которого финансовый центр получает ранг в мировой элите. Всего специалисты Z/Yen Group анализируют 59 финансовых центров. 

Индекс  международных финансовых центров

Финансовый  центр Ранг Рейтинг
Лондон 1 795
Нью-Йорк 2 786
Гонконг 3 695
Сингапур 4 675
Цюрих 5 665
Франкфурт 6 642
Женева 7 640
Чикаго 8 637
Токио 9 628
Москва 56 423

Источник: Report “The Global Financial Centers Index 3” by the Z/Yen  Group for the City of London, 2008

2.3.Последствия  финансового кризиса  для Беларуси

Нынешний кризис, как известно, в наибольшей степени  поразил страны, имеющие большой  дефицит текущего баланса и существенно  зависимые от внешнего финансирования. А из них особенно те страны, где  западноевропейские банки активно  развивали ипотечное кредитование. В Восточной Европе это, прежде всего, Латвия, Болгария, Румыния.

Несмотря на то, что финансовая система Беларуси относительно слабо включена в мировую  финансовую систему и белорусские  банки менее зависимы от внешнего кредитования, финансовый кризис обернется для Беларуси самыми тяжелыми последствиями по нескольким причинам.

Первая. Беларусь еще до кризиса имела очень большое отрицательное сальдо внешней торговли. Сегодня оно уже достигло 5 млрд. долл. Что будет впереди, можно только предполагать, очевидно одно - условия торговли ухудшатся, поскольку наши основные торговые партнеры будут иметь гораздо меньше возможностей платить за белорусские товары, к тому же, в большинстве своем, не очень качественные. Сложно сказать, какова будет "кризисная" судьба большинства белорусских экспортеров, если даже такой гигант как "Беларуськалий" уже вынужден пересматривать свои экспортные планы.

Кризис, который  начинался как финансовый, стал экономическим, и пострадает от него, особенно в  Беларуси, в основном реальный сектор экономики.

Второе. С 2009 года, как известно, энергоресурсы для Беларуси станут дороже. Соответственно вырастут цены и на продукцию.

Третье. Доступ к финансам из-за их высокой стоимости был затруднен для белорусских субъектов хозяйствования и до кризиса. Сегодня цена кредитных ресурсов еще более возросла, и в ближайшее время ее уровень не понизится.

Кредит на 2 млрд долларов, которые пообещала нам  Россия, обременен политическими  и экономическими условиями. Пока сложно сказать, и широкая общественность вряд ли вообще узнает, на какие уступки  придется пойти Беларуси, чтобы получить вторую траншу.

Кредит МВФ (о  котором мечтает Беларусь), возможно, будет предоставлен, но только на условиях выполнения ряда требований по реформированию белорусской экономики. И этапы  кредитования будут привязаны траншами (а не всем кредитом в 2 млрд) к выполнению Беларусью этих условий.

Четвертое. Сегодня страна нуждается в финансах. Только в ноябре население скупило более 300 млн. долл. США, хотя еще недавно оно выступало поставщиком валютных средств. Нацбанк уже вынужден был истратить значительную часть из имевшихся валютных резервов (этот резерв на пике достигал 4 млрд. долл. США) для поддержания курса рубля, а ведь худшие времена еще впереди.

Понятно, что  нужна девальвация. Вопрос в том, хватит ли у Нацбанка валюты для  того, чтобы снижение курса рубля  проходило относительно плавно или  нам суждено пережить очередной  дефолт.

Пятое. Прямых инвестиций в белорусскую экономику как не было, так и не будет. В условиях кризиса инвесторы вообще предпочитают не рисковать, а если и вкладывают некоторые средства, то в основном в покупку сильно обесценившихся активов. К тому же рейтинг инвестиционных возможностей нашей страны, несмотря на бодрые заявления правительства, остается невысоким.

В целом надо сказать, что проблемы в экономике  нашей страны начались задолго до того, как разразился мировой финансовый кризис и порождены они, прежде всего  тем, что белорусская экономика  была и остается командно-административной (советского типа). Поэтому для преодоления  кризисных явлений Беларуси предстоит  предпринять двойные усилия: направленные на минимизацию последствий мирового кризиса и на реформирование экономической  системы. Очевидно, что первое невозможно без второго.

Если банковская система Беларуси относительно менее, по сравнению с финансовыми системами  других стран, подвержена влиянию кризиса, то с реальным сектором ситуация прямо  противоположная. Для преодоления  кризиса нужна серьезная перестройка стратегии развития предприятий, наши же предприятия неповоротливы, они не свободны в принятии стратегических (а часто и оперативных) управленческих решений, не говоря уже о выборе форм собственности.

Глубокая, а не формальная либерализация экономики  требует благоприятной политической среды, каковая напрочь отсутствует  в Беларуси.

Поэтому я думаю, что следующий год будет очень  трудным. Пик кризиса придется как  раз на него. Нынешний дефицит торгового  баланса на уровне 7 млрд. долл., скорее всего, еще далеко не предел. Для  выхода же из кризиса Беларуси понадобится, по моему мнению, минимум четыре года.

Но в целом  кризис может пойти стране на пользу - ведь под действием "обстоятельств  непреодолимой силы" власти все  равно будут вынуждены осуществить  какие-то реформы. 

Глава 3. Совершенствование способов предупреждения финансово-кредитного кризиса и устранения его последствий. 

      3.1. Возможные мероприятия по выходу из кризиса

     С учетом финансовых угроз необходимо расширять мероприятия для сферы  производства, среднего и малого бизнеса  и предпринять всё возможное  для успешной реализации комплекса мер по поддержке экономики.

     Нужно развивать лизинговые программы  для сельскохозяйственной отрасли Беларуси.

     Необходимо  предпринять кардинальные меры по защите интересов инвесторов, то есть выдачу разрешений на проекты и лицензии сделать прозрачной, открытой, инвестиции – сохраняемыми, а законодательство – нацеленным на получение прибыли.

     Необходимо  уменьшить коррупцию. Снижение уровня коррупции даст улучшение финансово-экономических  операций; вместе с тем сократит и теневую экономику, так как  не секрет, что многие предприятия  ведут двойную бухгалтерию, скрывают реальные доходы и т.д. Необходимы новые ценности, в том числе экономическое стимулирование, может быть. Надо кардинально улучшать и моральные ценности. Наши бизнес-структуры делают деньги не на какой-то «виртуальной продукции», как за рубежом, а занимаются весьма «конструктивными» операциями, такими как контрабанда, коррупционные операции, теневое производство товаров и т.д.

Информация о работе Финансово-кредитные кризисы