Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 06:26, лекция
Финансовая система США состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.
В настоящее время престиж NASDAQ стал настолько высоким, что отдельные компании, даже достигнув показателей, удовлетворяющих требованиям NYSE, остаются в NASDAQ. Таким образом, в торговле акциями внебиржевой оборот дополняет биржевую торговлю и даже соперничает с ней.
Хотя высокий удельный вес акционерного капитала как источника финансирования хозяйства есть национальная особенность США, рынок акций уже давно не является главным сегментом фондового рынка. В настоящее время стоимостный объем облигаций в 1,3 раза превышает показатель стоимостного объема акций (для примера, в Германии в 10 раз). Облигации являются основным инструментом корпораций в плане мобилизации финансовых ресурсов на фондовом рынке.
С появлением новых типов выпусков, таких, как бескупонные облигации (zero coupon bonds) и бросовые облигации (Junk bonds), облигационный рынок начал меняться. Инвестирование в облигации стало утрачивать свою надежность. Регулярный процент по бескупонным облигациям сейчас не выплачивается, а это увеличивает риск. Однако по мере приближения срока погашения зерокупона происходит незримое начисление процента. Больший риск компенсируется большей доходностью. Это справедливо для инвестирования в бросовые ("мусорные") облигации, имеющие самый низкий инвестиционный рейтинг. Именно поэтому американские брокеры заговорили о превращении облигационного рынка из "тихой заводи в казино".
Внебиржевой рынок. Важнейшей особенностью американского облигационного рынка является его преимущественно внебиржевой характер, и оборот государственных ценных бумаг на 99% является внебиржевым. Растущая значимость внебиржевых рынков в современных условиях связана не только с их решающей ролью в первичном размещении ценных бумаг и в торговле долговыми инструментами.
В современной американской практике в структуре внебиржевого оборота принято выделять "третий" (third market) и "четвертый" (fourth market) рынки. "Третий" и "четвертый" рынки внебиржевые, ориентированные исключительно на институциональных инвесторов, и при этом они очень емкие. Тенденция к институционализации финансовых рынков прослеживалась в Америке довольно давно, в результате в настоящее время институциональные инвесторы владеют 1/3 всех ценных бумаг.
Производные финансовые инструменты (дериваты). На фондовом рынке США довольно активно возросло значение институциональных инвесторов; их доля в торговле дериватами составляет 65%, а отдельные операции (такие, как индексные фьючерсы) ориентированы исключительно на страхование крупных портфелей. Торговля производными финансовыми инструментами возникла в США (и впервые в мире) в середине 70-х годов. В настоящее время объем срочного рынка достиг таких размеров (годовая стоимость контрактов в 2 раза больше ВНП), что в Америке уже говорят об особой отрасли финансовой индустрии (своего рода управление формирующимся финансовым рынком Managed Futures), которая призвана профессионально управлять инвестициями в дериваты.
Современная товарная фьючерсная биржа стала универсальным (по составу объектов торгов) учреждением. Она сохраняет первоначальную товарную специализацию (сельскохозяйственную, нефтяную) и в то же время имеет секции валютных фьючерсов (драгметаллы и инвалюта), финансовых фьючерсов (процентные и индексные контракты), опционов.
Поскольку сделки с финансовыми контрактами значительно преобладают над срочной товарной торговлей, то разграничение товарных и фондовых бирж утрачивает смысл.
Радикальные сдвиги, которые произошли и продолжают происходить в движении ссудного капитала, в целом на финансовых рынках, способствовали нарастанию неустойчивости ситуаций на мировых, региональных и местных биржах. Переход в свое время к "плавающим" валютам увеличил вероятность валютных рисков. Отказ ФРС от регулирования процентных ставок требовал страхования тех рисков, которые были связаны с колебанием краткосрочных процентных ставок.
На рынке ценных бумаг появились новые стратегии хеджирования, а операции с производными инструментами стали широко применяться. В частности, дериваты способствовали адаптации фондового рынка к изменившимся условиям, став самым быстрорастущим и динамичным его сегментом.
Американский опыт прошедшего десятилетия показывает, что в условиях динамичного, стабильного экономического роста крупного государства проблема внутреннего долга перестает быть актуальной.
Изменения в регулировании
Доллар США и мировая экономика
В
условиях роста глобальной
До
Первой мировой войны мировая
экономика действовала в
После
Первой мировой войны страны
пытались возродить золотой
В соответствии с Бреттон-Вудской системой, перед центральными банками всех стран за исключением Федеральной резервной системы США была поставлена задача поддержания фиксированных обменных курсов между их валютами и долларом. Они делали это путем интервенции на иностранных валютных рынках. Если валюта той или иной страны имела слишком высокую цену по отношению к доллару, ее центральный банк продавал валюту своей страны в обмен на доллары, снижая таким образом ее цену. И наоборот, если цена валюты той или иной страны оказывалась слишком низкой, эта страна покупала свою собственную валюту, повышая тем самым ее цену.
Бреттон-Вудская система продержалась до 1971 г. К тому времени инфляция в Соединенных Штатах и растущий дефицит их торгового баланса подрывали цену доллара. Американцы настоятельно требовали от Германии и Японии, каждая из которых имела активный платежный баланс, повысить курсы своих валют. Однако эти страны не хотели идти на такой шаг, поскольку подобное повышение подняло бы цены на их товары и повредило бы экспорту последних. В конце концов, Соединенные Штаты отказались от фиксированной цены доллара и позволили ей «плавать», т.е. колебаться по отношению к другим валютам. Доллар быстро упал. Ведущие страны мира предприняли попытку возродить Бреттон-Вудскую систему путем заключения в 1971 г. так называемого Смитсоновского соглашения, но их усилия не увенчались успехом. К 1973 г. Соединенные Штаты и другие страны согласились на существование плавающих валютных курсов.
Экономисты называют принятую в результате этого согласия систему «управляемым плавающим режимом», означающим, что, даже несмотря на «плавание» обменных курсов большинства валют, центральные банки все же производят интервенцию с целью недопущения резкого изменения валютных курсов. Так же, как и в 1971 г., страны, имеющие большое активное сальдо торгового баланса, часто продают свои собственные валюты, с тем чтобы не допустить повышения их цены, которое вредит экспорту этих стран. Точно так же, страны с большим дефицитом торгового баланса часто покупают свои собственные валюты с целью предотвращения повышения их цены, которое приводит к росту цен внутри страны. Однако существуют пределы того, что можно сделать с помощью интервенции, особенно для стран, имеющих большое положительное сальдо торгового баланса. В конечном счете, страна, производящая интервенцию, направленную на поддержание своей валюты, может истощить свои запасы иностранной валюты и тем самым лишить себя возможности оказания своей валюте дальнейшей поддержки. Более того, постоянные интервенции таят в себе потенциальную угрозу того, что страна окажется не в состоянии выполнить свои международные обязательства.
Глобальная экономика
Участники
Бреттон-Вудской конференции
В
основном, страны нуждаются в
помощи МВФ в связи с наличием
у них диспропорций в
В начале девяностых годов XX века такие страны, как Таиланд, Индонезия и Южная Корея поразили мир своими темпами роста, которые с учетом инфляции составляли 9 процентов Иностранные инвесторы обратили внимание на это обстоятельство и вскоре наводнили экономику азиатских стран финансовыми средствами. Приток капитала в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличился с 25 000 миллионов долларов США в 1990 г. до 110 000 миллионов долларов к 1996 г. Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эти страны были не в состоянии справиться с подобным наплывом капитала. С опозданием экономисты поняли, что значительная часть этого капитала направлялась в не приносящие дохода предприятия. По их мнению, проблема осложнялась тем обстоятельством, что во многих из азиатских стран был плохо организован надзор за деятельностью банков, которые часто подвергались давлению с целью заставить их кредитовать политически выгодные проекты, а не проекты, заслуживающие внимания с экономической точки зрения. Когда рост стал давать сбои, многие из этих проектов оказались экономически нежизнеспособными. Многие предприятия обанкротились.
Следуя
за развитием событий,