Финансовая ситема США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 06:26, лекция

Краткое описание

Финансовая система США состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.

Файлы: 1 файл

Финансовая система США.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Лекция 3. Финансовая система  США.

    1. Общая характеристика  финансовой системы  США.

    Финансовая  система США состоит из множества  государственных федеральных и  иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.

    Государственный бюджет занимает важнейшее место  в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние  финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической  политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы правительства США.

    В финансовой системе США (как и  многих других развитых стран), банки  играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласса-Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные.

    Особую  роль играет Центральный банк страны Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий, в том числе и в 90е годы. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

    2. Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США.

    Федеральная резервная система США – это:

    - Центральный банк страны

    - Банк для банкиров

    - банк американского правительства.

    Известно, что любой центральный банк страны имеет одну важнейшую функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике. Это относится и к ФРС. Если экономическая активность ухудшается и занятость работников сокращается, ФРС будет пытаться увеличить денежную массу и кредит, стремясь повысить деловую активность. Но если расходы при этом становятся угрожающе избыточными, в результате чего растут цены и появляется много свободных рабочих мест, тогда ФРС стремится использовать все свои возможности в целях сокращения денежной массы и кредита.

    Закон о ФРС США был принят в 1913 г. Конгрессом. С тех пор ФРС претерпела значительные изменения, а ее роль стала огромной. Крупные реформы были проведены в 1933 и 1935 гг. в период Великой депрессии, когда президент Рузвельт "социализировал" американский капитализм. Тогда же был создан Совет управляющих ФРС, который впоследствии и сосредоточил в своих руках управление рычагами кредитно-денежной политики, т.е. операциями на открытом рынке, регулирование учетных ставок и контроль за резервными требованиями.

    Совет управляющих ФРС устанавливает также основное направление политики в отношении платежного баланса. Кроме того, наряду с другими федеральными ведомствами, регулирующими банковскую деятельность. Совет устанавливает основные принципы надзора и контроля над коммерческими банками и их деятельностью.

    Федеральная резервная система состоит из 12 региональных федеральных резервных  банков. При осуществлении своей  политики Совет управляющих ФРС  опирается на эти банки. Однако общее  направление политики по всей кредитно-банковской системе определяет именно Совет управляющих. Он осуществляет регулярные проверки резервных банков и их отделений в целях контроля за проведением политики в нужном направлении.

    На  кредитно-денежной политике ФРС отразился Закон 1978 г. "О полной занятости и сбалансированном росте", иногда называемый законом Хэмфри-Хокинса. Этот Закон ставит своей целью достижение высокого уровня занятости и устойчивых цен в качестве целей кредитно-денежной политики, связывая их с ростом денег в обращении и объемом кредитования, признавая тем самым существование связи между количеством денег в обращении и объемом кредитования, с одной стороны, и экономическими показателями и инфляцией с другой.

    В основу этого Закона положена концепция, что со временем темп инфляции совпадает  с темпами роста денег и кредита, а необходимым условием понижения инфляции является снижение отмечаемого роста денежной массы и объемов кредитования. Устойчивость цен обеспечивается ростом денежной массы и объемов кредитования, близких к росту потенциального объема производства.

    В указанном Законе кредитно-денежная политика рассматривается в масштабе всей страны (на макроуровне), тем самым подразумевается, что достижение эффективной кредитно-денежной политики по отдельным отраслям экономики или регионам невозможно.

    

    Наиболее  важным органом в ФРС является Совет управляющих, находящийся  в Вашингтоне, федеральный округ  Колумбия. Совет состоит из семи членов, каждый из которых назначается  на 14летний срок Президентом США. Столь  длительный срок, как предполагается, должен обеспечивать преемственность, стабильность и независимость Совета, хотя на практике лишь немногие из управляющих занимают свой пост в течение полного срока.

    Совет возглавляется председателем, назначаемым  президентом из состава управляющих. Председатель Совета управляющих - это наиболее могущественное лицо всей резервной системы. Его мнение обычно доминирует как в Совете, так и в ФРС в целом. Председатель назначается на 4летний срок; в случае если после четырех лет нахождения на этом посту он не получает подтверждения полномочий на следующий цикл, то обычно подает в отставку.

    Нынешний  председатель ФРС Алан Гринспен назначен на новый срок в качестве председателя в январе 2000 г. в пятый раз в  силу его непререкаемого авторитета, признания проводника экономической политики США чуть ли не 2х последних десятилетий.

    В Совет управляющих ФРС входят 4 президента федеральных резервных банков, меняющихся на ротационной основе, и президент Нью-Йоркского федерального резервного банка (постоянно). Из девяти директоров, занимающихся вопросами регулирования и надзора, шесть избираются банками-членами (из состава директоров более чем 5 тыс. банков), а три директора назначаются Советом управляющих.

    Федеральные резервные банки осуществляют чеково-кассовые операции внутри ФРС, что обеспечивает эффективное осуществление расчетов между округами и внутри их. Эти банки осуществляют надзор за выполнением решений и предписаний ФРС и изучают экономическую ситуацию в своих округах. Они предоставляют Совету управляющих оперативные и аналитические материалы по каждому из 12 округов и тем самым обеспечивают руководящее звено ФРС материалами об экономическом положении в стране.

    Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC). Этот комитет принимает решения  о курсе денежной политики США, определяя необходимый уровень денежной массы и процентных ставок. Он состоит из 12 членов, в том числе семи членов Совета управляющих, президента НьюЙоркского федерального резервного банка и президентов четырех других банков федеральных округов (последние включаются в состав FOMC на основе принципа ротации). Руководит этим комитетом председатель ФРС.

    Бюро  по операциям на открытом рынке. Это  бюро является органом оперативного воздействия на сферы денежной политики указанного выше Комитета, поскольку  он может решать, например, такие важнейшие вопросы, как продажа правительственных ценных бумаг.

    3. Функции ФРС США и инструменты

- выполнение  обязанностей центрального банка  США

- поддержание  баланса между интересами коммерческих  банков и общенациональными интересами

- обеспечение  надзора и регулирования банковских  учреждений

- защита  кредитных прав потребителей

- управление  денежной эмиссией (с нередко  конфликтующими целями: минимизация  безработицы, поддержание стабильности  цен, обеспечение умеренных процентных  ставок)

- обеспечение  стабильности финансовой системы,  контроль системных рисков на  финансовых рынках

- предоставление  финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству  США и официальным международным  учреждениям

- участие  в функционировании системы международных и внутренних платежей

- устранение  проблем с ликвидностью на  местном уровне

    ФРС - это прежде всего банк банков; коммерческие банки держат там свои денежные депозиты и осуществляют взаимные платежи  через переводы средств с этих депозитов. Как банк банков, ФРС предоставляет кредиты банкам, испытывающим временный дефицит обязательных резервов, осуществляет операции по системе клиринговых расчетов, надзор за деятельностью банков через предоставление кредитов и практику хранения резервов, разрабатывает и проводит денежную политику страны, контролируя через Бюро по операциям на открытом рынке объемы денежной массы.

    Как и другие центральные  банки,  Федеральная  резервная система  США оказывает  влияние на валютный рынок тремя традиционными  способами:

      Методы 1. Изменением учетной ставки: В США используются две ставки: Federal funds rate Процентная ставка по федеральным фондам - это процентная ставка, по которой одни банки одалживают федеральные фонды (резервные требования) другим банкам системы.

     Discount rate Дисконтная ставка - это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели  процентная ставка  по федеральным фондам и обычно отличается от ставки по федеральным фондам. 

     2. Инструментами финансового рынка (операции на открытом рынке);  

    В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом  по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС.

    При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками  платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк - член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции.

    Покупка ФРС ценных бумаг  на открытом рынке  обусловливает увеличение резервов банков членов этой системы, что  дает им возможность  расширять кредитные  операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму.

    В случае покупки ценных бумаг физическими  лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов  соответствующего банка - члена ФРС  в резервном банке данного  округа, поскольку чеки при операциях  на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках - членах ФРС. Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

    Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.

     3. Изменением резервных требований;

    ФРС может определять норму минимального резервного покрытия кредитов: чем  норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране,  поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор.

      Изменение норм минимального  резервного покрытия является  более жестким инструментом, резко  меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

     4. Посредством валютных операций.

    Что касается валютных операций, наиболее действенными являются соглашения об обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие обратную продажу системой тех же самых купленных ранее у клиентов валют по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 15 дней) и с определенной процентной ставкой. Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного вливания резервов в банковскую систему.

      Такие действия имеют целью  увеличит цену доллара США. 

Информация о работе Финансовая ситема США