Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.
Введение 2
Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3
1.1 История формирования агробизнеса 3
1.2 Понятие и структура агробизнеса 4
Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6
2 6
2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8
Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14
3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14
3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15
3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18
Заключение 21
- Обособленное имущество;
- Несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
- Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
- Исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;
- Иметь самостоятельный баланс или смету.
Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие (унитарные предприятия, хозяйственные товарищества сельскохозяйственные производственные кооперативы и т. П.) и некоммерческие(потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды и др.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности Гражданский кодекс Республики Беларусь.[ Ст.46. Минск, 2001. С. 31.]
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с нормированием доходов, порядком их использования, владением имущества и т. д.
Финансы домашних хозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей.
Централизованные финансы являются главным звеном финансовой системы страны, так как позволяют государству оказывать регулирующее воздействие на экономику. Они представлены республиканским бюджетом, внебюджетными фондами, а также государственным кредитом - к финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь».
В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.
Местные бюджеты стали еще более социально направленными, так как значительная их часть средств направлена на осуществление адресной социально помощи и оказание финансовой поддержки различных слоев населения. (Например, в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 22. 11. 2007 N 585 с 3 декабря 2007 г. молодым и многодетным семьям предоставляется финансовая поддержка государства).
В целом бюджеты областей, несмотря на стандартную схему их формирования, имеют значительные отличия - как в механизации создания доходной части, так и в приоритетах использования, которые объясняется спецификой экономического их состояния, развитию сферы промышленного производства или аграрной направленностью территории, а также степенью поддержки республиканского бюджета.
К государственным внебюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. Например, в России указанных фондов больше 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. В настоящее время в РБ только один фонд имеет статус внебюджетного - это Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формирует местные целевые бюджетные фонды (в частности инновационные).
Государственный кредит, в свою очередь, представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита бюджета.
Финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институциональной системой.
Согласно Конституции Республики Беларусь [ст. 90, 97, 98], высшим законодательным и представительным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание, состоящее их двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.
Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Кроме указанных высших органов государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Например, Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.
Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.
Но тем не менее выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.
Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Япония. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные. Федеративное устройство имеют такие страны как Канада, США, Россия и др. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Что касается других стран СНГ, то состав их финансовой системы, функции в основном такие же, как в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.
Необходимо отметить, что состав и структура, финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.
Глава 3
3.1Основные направления и тенденции финансовой политики Республики Беларусь
Финансовая политика является частью экономической политики государства, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнений государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.
Основные направления финансовой политики Республики Беларусь в настоящее время определяется содержанием таких документов, как: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы; Прогноз социально-экономического развития РБ на текущий год; Закон Республики Беларусь о бюджете на текущий финансовый год; Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая, в том числе и финансовая, политика. B частности, с изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности и наличия полных рыночных отношений. Цель такой политики - обеспечение относительно безболезненного перехода к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, инвестиционной, экспортной и других программ.
3.2 Развитие финансового рынка
Совершенствование финансовой системы, повышение ее надёжнocти и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.
Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь