Финансовая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3
1.1 История формирования агробизнеса 3
1.2 Понятие и структура агробизнеса 4
Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6
2 6
2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8
Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14
3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14
3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15
3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 313.20 Кб (Скачать)

    В расходной  части государственного бюджета  указываются конкретные направления  денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

    По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении  основной части населения.

    Важным  звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.

    Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного  обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики  и т.д. Мобилизация и использование  средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми  методами, в связи с чем эти  фонды выделяют в самостоятельное  звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости  продукции и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число  внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.

    Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

    В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств  в полном объеме.

    Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством  которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства  за счет мобилизации временно свободных  средств населения, предприятий, организаций  и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами  в процессе формирования и использования  общереспубликанского фонда денежных средств.

    [приложение 1]

    1.2.2.2.1 Основные формы  государственного  кредита 

    -продажа  на фондовом рынке облигаций  и казначейских обязательств;

    -денежная  или кредитная эмиссия.

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный  кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

    Еще одним  звеном финансовой системы являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с  созданием резервных фондов для  защиты субъектов хозяйствования, организаций  и граждан от различного вида рисков.

    Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами -- финансовый аппарат -- третья сфера финансовой системы.

    Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компенсацией.

    Особенность финансового аппарата состоит в  том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в  состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали  эффективное воздействие на все  стороны деятельности народного  хозяйства.

    Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным.

    Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами -- при  уплате налогов и неналоговых  платежей в бюджеты и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных  средств некоторыми организациями  для финансирования их деятельности и т.п.

    Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3 Финансовая политика

    Финансовая  политика - это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством своих функций. Это  самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

    Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

    -   разработку общей концепции финансовой  политики, определение ее основных  направлений, целей и главных  задач; 

    -   создание адекватного финансового  механизма; 

    -   управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики.  

    1.3.1 Целями финансовой политики

    Целями  финансовой политики предприятия могут  быть:

    -   выживание предприятия в условиях  конкурентной борьбы;

    -   избежание банкротства и крупных  финансовых неудач;

    -   лидерство в борьбе с конкурентами;

    -   максимизация рыночной стоимости  предприятия; 

    -   устойчивые темпы роста экономического  потенциала предприятия; 

    -   рост объемов производства и  реализации;

    -   максимизация прибыли и минимизация  расходов;

    -   обеспечение рентабельной деятельности  и т. д. 

    Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны.

    Главная задача финансовой политики наряду с  обеспечением соответствующими финансовыми  ресурсами, реализацией той или  иной государственной программы  экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность  в обществе. Преодоление спада  производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной  финансовой политикой Беларуси. 
     
     
     
     

    1.4 Бюджетная финансовая политика

    Под бюджетной  политикой понимают определение  государством:

    -   источников формирования доходов  государственного бюджета; 

    -   приоритетных направлений расходов  государственного бюджета; 

    -   допустимых пределов разбалансированности  бюджета; 

    -принципов  взаимоотношений между различными  частями бюджетной системы.

    В составе  бюджетной политики обычно реализуются  следующие виды политического воздействия:

    -налоговая  политика;

    -инвестиционная  политика;

    -политика  управления государственным долгом  и бюджетного федерализма. 

    1.4.1 Управление государственными финансами

    Управление  государственными финансами имеет  целью обеспечение:

    -   относительного баланса экономических  интересов государства, юридических  и физических лиц; 

    -   бездефицитного государственного  бюджета; 

    -   устойчивости национальной валюты  как основополагающего элемента  финансовых отношений.

    1.4.1.1 Задачи государственного финансового контроля

     Само  понятие «государственный финансовый  контроль» включает в себя  следующие положения:

    -   контроль за исполнением федерального  бюджета; 

    -   контроль за исполнением бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;;

    -   контроль за организацией денежного  обращения; 

    -   контроль за использованием кредитных  ресурсов;

    -   контроль за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга; 

    -   контроль за состоянием государственных  резервов;

    -   контроль за предоставлением  финансовых и налоговых льгот  и преимуществ; 

    -   контроль за полным и своевременным  поступлением всех видов государственных  доходов, страховых взносов в  Пенсионный фонд РФ и другие  федеральные внебюджетные фонды,  а также кредитных и заемных  средств, направляемых на финансирование  федерального бюджета; 

    -   контроль за своевременным финансированием  расходов на социальную сферу  по объему, структуре и целевому  назначению, в том числе оплату  труда (денежное довольствие), выплату  пенсий, стипендий, пособий и другие  социальные выплаты. 
     
     

    Глава 2

    2.1 Структура финансовой системы Республики Беларусь

    В январе 2009 г. финансовой системе Республике Беларусь исполнилось 90 лет. 1 января 1919 г. на I съезде Компартии большевиков Беларуси было образовано временное рабоче-крестьянское правительство. 7 января своим постановлением это правительство утверждает комиссариат финансов [24]. Современная финансовая система понесла достаточно много изменений. На сегодняшний день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы: 

    1. Децентрализованные финансы:

    - Финансы коммерческих организаций; 

    - Финансы некоммерческих организаций; 

    - Финансы домашних хозяйств. 

    Именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. 

    2. Централизованные финансы: 

    - Государственный бюджет; 

    - Государственные целевые (бюджетные и внебюджетные) фонды; 

    - Государственный кредит. 

    3. Органы управления финансами.

    [ Приложение 2]

    Состав первой сферы «децентрализованные финансы» был точно определен с принятием Гражданского кодекса РБ в 1998 г. В соответствии с ним в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении Гражданский кодекс Республики Беларусь. [Ст.44. Минск, 2001. С. 25.]: 

Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь