Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:45, контрольная работа
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.
В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств
производства до недавнего времени выступало
государство, доходы бюджета базировались
на денежных накоплениях государственных
предприятий.
Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.
Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий.
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством.
Экономическая сущность
налогов характеризуется
Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:
1) фискальной и
2) экономической.
С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему.
Уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет[9] за январь-сентябрь 2002 года снизился по сравнению с периодом январь-август. Профицит консолидированного бюджета ниже уровня прошлого года на 0,2% ВВП. Прогноз налоговых поступлений накопленным итогом в консолидированный и федеральный бюджеты в % ВВП представлен в таблице №1 (Приложение) . Прогноз был пересмотрен по сравнению с показателями, 9.Сайт Минфина в Интернете www.minfin.ru
представленными в прошлом обзоре, с учетом новых данных об исполнении консолидированного и федерального бюджетов. Согласно прогнозу на конец года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет будет находиться в пределах 24,8-25,4% ВВП, что примерно на 2% ниже соответствующего показателя предыдущего года.
К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся:
· разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющие учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
· универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности и одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования;
· однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
· научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие;
· дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня дохода, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок;
· стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода, и простота исчисления платежа;
· использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
· четкое распределение налогов по уровням государственного управления: федеральные, республиканские и местные.
Налоговая реформа в стране началась с принятия в декабре 1991 г. Закона «Об основах налоговой системы в РФ».
Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком.
При косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуг), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара).
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими.
Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов - и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Налоговая система РФ |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Акцизы |
Фискаль-ные монополии |
Таможен-ные пошлины |
Акцизы на отдельные виды и группы товаров |
НДС |
С юр. лиц |
С юр. и физ. лиц |
С физ. лиц |
Земельный налог |
Лесной доход |
Гос-пошлина |
Налог на операции с ценными бумагами |
Налог на перепродажу а/м и в/технику |
Налог на рекламу |
Другие налоги |
Подоход-ный налог |
Налог с имущества переходя-щего в порядке наследова-ния и дарения |
Сбор за парковку авто-транспорта |
Целевые сборы |
Другие налоги |
Налог на прибыль |
Налог на имущество предприя-тий |
Подоход-ный налог с коммерч. банков и страх. компаний |
Плата за воду |
Платежи за пользо-вание недрами |
Другие налоги |
Расходы государственного
бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: 1 - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;
2 - используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития
воздействовать на стоимостную
структуру общественного
В соответствии с общественным
назначением все расходы
Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.
Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.
Расходы государственного
бюджета тесно связаны с