Финансирование системы воспроизводства трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Оптимизация издержек на корпоративное обучение

Оглавление

Введение
Глава 1. Бюджетирование профессионального обучения и процесс
Квалификации
Глава 2. Источники финансирования
Глава 3. Финансирование получения образования, повышения квалификации или переподготовки в компании.
Глава 4. Обучения персонала предприятием

Файлы: 1 файл

Финансирование системы воспроизводства и развития - копия.docx

— 141.09 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный университет 

Нефти и  газа им. И. М. Губкина

Кафедра управление трудом и персоналом 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 
“Финансирование системы воспроизводства и развития трудовых ресурсов”
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнил: студент гр. ЭУ-06-9

 Бадмаев  А.В.

Проверил(а): доцент Еремина И. Ю. 
 

Москва

2010 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Бюджетирование профессионального обучения и процесс

Квалификации

Глава 2.  Источники  финансирования

Глава 3. Финансирование получения образования, повышения  квалификации или переподготовки в  компании.

Глава 4. Обучения персонала предприятием 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Профессиональное  обучение связано со значительными  материальными издержками. Например, в США ориентиром, по которому судят о достаточности вложений в повышение квалификации работников, служит цифра равная 10 % от величины фонда на оплату труда работников. При внедрении управления по компетенциям, о котором речь пойдет ниже, эта цифра увеличивается до 30 %.

     При расчете бюджета профессионального  обучения необходимо учесть все компоненты издержек. Часто организации подсчитывают только прямые издержки: компенсацию приглашаемым преподавателям, расходы на аренду учебных помещений, приобретение учебных материалов и оборудования. Однако помимо прямых имеются еще и косвенные издержки: потери, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте, расходы на учебные командировки, питание и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оптимизация издержек на корпоративное  обучение

     Затраты на персонал составляют значительную долю расходов любого предприятия. Без инвестиций в  развитие персонала  современному предприятию  не обойтись. Как  учесть и оптимизировать издержки, на обучение и развитие персонала?

«Мы» и «Они» – кто тратит больше?

… в процентах от ФОТ

     Ежегодно  крупные западные компании тратят от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие персонала (см. Табл. 1). «В 80-х гг. расходы на внутрифирменную под-готовку кадров в различных корпорациях составили от 42 до 750 млрд. долл. (суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти уд-воятся)» (см. Прим.1)

Таблица 1. Издержки западных корпораций на обучение персонала.

Корпорация Млн. долл. % от затрат на  оплату труда
IBM 750 5%
Дженерал электрик 260 2%
Ксерокс 257 4%
Тексас инструментс 45 3,5%
Моторола 42 2,6%
 

Рисунок 1. Бюджет управленческих расходов (в % от ФОТ)

     Что касается российского опыта, то в  отношении процентов мы отстаем  не на много.

     В ходе исследования, проведенного представителями  компании «ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ КОНСАЛТ: Персонал 911» (см. Прим.2) , выяснилось, что российские компании тратят на обучение персонала чуть более 2% от ФОТ (см. Рис. 1).

… на обучение одного сотрудника

     В Канаде на обучение одного работника  организациями выделяется более 500 долл. в год (см. Прим.3). В США – 263 долл.(см. Прим.4) .

     Данные  по российским компаниям сильно варьируют.

НК «ЮКОС» на повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников планировал в течение 4 лет (2001-2005) затратить  около $4 млн. При этом пройти подготовку должны были 194 специалиста.

     Бюджет  обучения для российского офиса  «Ситибанка» в 2002 году составил около $600 тыс., т.е по 2400 долл. на каждого из 250 сотрудников.

Для сравнения, издержки предприятий машиностроительного  концерна (г. Санкт-Петербург) на обучение одного работника в 2002 году составили около $35.

Естественно, что  размер издержек на обучение персонала  будет зависеть от размера предприятия, отрасли экономики, стадии развития, приоритетов внутренней политики, категории обучаемого персонала и многих других факторов. По результатам исследования компании CBSD, выяснилось, что: чем крупнее компания, тем больше средств, как в натуральном, так и в процентном соотношении, она тратит на образование своих сотрудников (см. Прим.5). Как оценить, достаточен или избыточен бюджет предприятия на обучение персонала? Как скорректировать бюджет и что предпринять для повышения отдачи от инвестиций в развитие человеческих ресурсов?

     Структура издержек на обучение персонала

     Издержки  на обучение персонала (costs) – это стоимость (см. Прим.6)  ресурсов, используемых в процессе организации и проведения учебных мероприятий. Издержки бывают:

1) прямыми или явными (закупка учебных курсов, оплата преподавателей, расходные материалы и др.) и косвенными или скрытыми (прибыль, недополученная при отказе от сдачи в аренду собственных зданий, простой рабочего места в период обучения и др.);

2) постоянными (не зависящими от объема обучения) и переменными (зависящими от объема обучения);

3) общими (все затраты на обучение), средними (издержки на 1 час обучения или на 1 обученного) и предельными (прирост общих издержек, связанный с приростом объема обучения на один час или одного обученного).

     Учитывать косвенные и скрытые издержки целесообразно, когда принимается  решение о создании собственной  системы обучения или о передаче функции обучения сторонным организациям.

     Анализ  динамики изменения постоянных и  переменных издержек позволяет оптимизировать объем обучения и соотношение  внешнего и внутреннего обучения.

Кроме того, анализ издержек на обучение персонала позволяет  решать следующие задачи:

  • Начиная с какого количества обучаемого персонала той или иной категории целесообразно организовывать внутреннее обучение;
  • Как перераспределять расходы на обучение сотрудников той или иной категории в зависимости от задач организационного развития;
  • Через какой временной период можно ожидать отдачи от вложений в развитие персонала.

Ниже мы рассмотрим подходы к решению некоторых  из перечисленных задач. Под оптимизацией издержек мы будем понимать не их сокращение, а целесообразное изменение, включающее в себя и снижение, и увеличение, и перераспределение.

Учет прямых и косвенных издержек на персонал

     При анализе человеческих ресурсов обычно используются понятия первоначальных и восстановительных издержек  (см. Прим.7) . При найме, развитии и высвобождении конкретного сотрудника существуют как прямые, так и косвенные затраты на его подготовку.

     Первоначальные  издержки на персонал включают затраты  на поиск, приобретение и предварительное  обучение работников (см. Табл. 2). 

Таблица 2. Структура первоначальных издержек.

Первоначальные  издержки
Издержки  приобретения Издержки  подготовки
Прямые Косвенные Прямые Косвенные
Оформление Продвижение или внутренний набор Затраты на процеду-ры, проводимые до выхода на работу Время инструктора
Набор, отбор – все за-траты, отнесенные на одного успешного кан-дидата. Снижение произво-дительности труда коллег во время обу-чения
Затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового со-трудника. Обучение на рабо-чем месте Недостаточная про-изводительность но-вичка

     В данном случае, нас интересуют косвенные  издержки подготовки:

Время затраченное  наставником на обучение новичка  может входить в разряд прямых затрат, если наставничество принято  оплачивать..

Снижение производительности труда коллег во время обучения и  недостаточная произво-дительность новичка рассматриваются, как отклонение от среднемесячной производи-тельности труда отдела (подразделения), полностью укомплектованного сотрудниками прошедшими испытательный срок.

К косвенным  или скрытым издержкам обучения будут относиться также простои  рабочих мест в период обучения или  оплата дополнительных отгулов, если обучение проходило в выходные и было приравнено к внеурочной работе.

Восстановительные издержки (издержки замещения) – это сегодняшние затраты, необ-ходимые для замены работающего сейчас работника на другого, способного выполнять те же функции с требуемым уровнем качества. Они включают издержки приобретения ново-го специалиста, его обучения (ориентации) и издержки, связанные с уходом сейчас зани-мающего это место сотрудника (см. Табл. 3). 

Таблица 3. Структура восстановительных  издержек.

Восстановительные издержки
Издержки  приобретения Издержки  обучения Издержки  ухода
Прямые Косвенные      
Выплаты по увольнению Снижение производительности перед увольнением      
Снижение  производительности коллег      
Издержки  простоя      

В некоторых  случаях прямые и косвенные издержки ухода сопоставляют не только с из-держками наймом нового специалиста на вакантное место, но и с издержками переподго-товки увольняемого/увольняющегося специалиста.

Анализ издержек приобретения, подготовки и ухода  позволяет принимать следующие  решения:

  • нанимать работника со стороны или взращивать изнутри;
  • вкладывать в обучение неопытных или в найм профессионалов;
  • увольнять или переобучать невостребованных сотрудников.

Информация о работе Финансирование системы воспроизводства трудовых ресурсов