Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности естественных монополий, различных мнений об их существовании, государственное регулирование, а также анализ особенностей естественных монополий в российской экономике.

Оглавление

Введение. 3
Теория о естественных монополиях. 5
Сущность естественных монополий. 5
Теория о «фиктивности» существования естественных монополий. 8
Регулирование естественных монополий. 12
Естественные монополии в России. 19
Российское законодательство в отношении естественных монополий. 19
Особенности естественных монополий в России. 22
Заключение. 28
Список литературы. 28
Приложения. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Естественные монополии.docx

— 226.30 Кб (Скачать)

       Газовая отрасль в России имеет первостепенное значение, и это не случайно. Россия располагает половиной мирового запаса природного газа, причем большинство месторождений находится в Сибири, а главные потребители газа – центральные регионы России, европейские страны, в перспективе Китай и другие азиатские страны. Главная особенность российской газовой промышленности – значительная удаленность потребителя от мест добычи природного газа. В данной отрасли доминирует ОАО «Газпром». Данной компании принадлежит вся транспортная  система газопроводов (которая является крупнейшей в мире), на долю этой компании приходится около 80% добычи газа20. Более того, «Газпром» является одной из самых прибыльных компаний в мире.

       Официально  «Газпром» имеет статус естественной монополии, однако, по сути, это не совсем так. Согласно российскому законодательству естественными монополиями являются компании, осуществляющие транспортировку газа. «Газпром» же является не только монополистом по транзиту газа, но и по газодобыче. Это объясняется тем, что Правительство РФ сознательно идет на эту меру. Во-первых, «Газпром» имеет огромное значение для бюджета страны (около 30% доходов налогового фонда страны21). Во-вторых, газодобыча в России производится в экстремальных природных условиях, что значительно повышает капиталоемкость производства. Такие издержки может нести только очень крупная компания. Кроме того, в данных условиях положительный эффект масштаба производства наблюдается на всех стадиях производства. В-третьих, по оценке экспертов, внедрение конкурентной среды в газовой промышленности подорвет процесс обновления изношенных мощностей, что является главной проблемой современной газовой промышленности. В-четвертых, для государства представляется удобным монопольное положение «Газпрома» в экспорте газа – как значимый фактор влияния на экономические и политические процессы в других странах.

       Не  маловажной особенностью является жестокая конкуренция с иностранными газовыми компаниями, что значительно повышает стимулы для эффективной деятельности этой корпорации. Для простоты регулирования доля государства в «Газпроме» доведена до 50% акций + 1 акция, а также создана жесткая система ограничения роста тарифов. В этих условиях сохраняющееся в отрасли централизованное управление позволяет реализовать все преимущества монополии. Таким образом, можно сделать вывод, что естественная монополия в российской газовой промышленности действует достаточно эффективно.

             Железнодорожный транспорт  также является очень важной отраслью в национальной экономике, так как  связывает вместе все регионы такой огромной страны, которой является Россия. В данной отрасли, которая также законодательно признана естественной монополией, существует одна единственная государственная компания – ОАО «РЖД». Однако в отличие от газовой отрасли, железнодорожный транспорт не является рентабельным, государство постоянно субсидирует ОАО «РЖД». Причем убыточными являются пассажирские перевозки, грузовые же перевозки приносят доход, который частично покрывает расходы по пассажирским перевозкам. Также особенностью российских железных дорог является то, что большинство составов физически устарело, качество сервиса намного ниже, чем в Европе. Из этого можно сделать вывод, что из-за износа основных средств, железные дороги  являются нерентабельными, что заставляет государство постоянно дотировать эту отрасль из бюджета. А это благоприятствует росту Х-неэффективности. Правительство РФ проводит двойную политику по решению данной проблемы. Во-первых, повышение тарифов, параллельное росту благосостояния основной части населения. Во-вторых, комплексная модернизация железных дорог, строительство новых, улучшение инфраструктуры. Модернизация дорог позволит сократить общие издержки по их эксплуатации. Строительство новых, предположительно прибыльных железных дорог, позволит повысить доход компании.  Особый акцент делается на максимизации дохода, связанного с получением географической ренты. Российские железные дороги имеют потенциальную возможность стать основным перевозчиком товаров, произведенных в Китае, в Европу, являющейся главным потребителем этих товаров.

       Таким образом, эффективность деятельности российских железных дорог находится на очень  низком уровне.

       Также особое место занимает электроэнергетика, как систематизирующая отрасль, задающая темпы социально-экономического развития страны. С 1991 по 2008 года в этой отрасли господствовала государственная компания РАО «ЕЭС России». Этой компании принадлежало большинство электростанций различных видов (теплоэлектростанции, гидроэлектростанции, атомные и другие), коммуникации по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению. Однако в российском законодательстве естественными монополиями признаются компании, обеспечивающие услуги по передаче электроэнергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению  в электроэнергетике. Таким образом, компания РАО «ЕЭС России», официально признанная естественной монополией, также доминировала в возможных конкурентных отраслях (согласно российскому законодательству). Однако данная компания на протяжении всего своего существования была убыточна и неэффективна. Как следствие, в рассматриваемый период были распространены случаи перебоев электроснабжения, неплатежи. Отсутствовало рациональное планирование режимов производства, потребления энергии, энергоснабжения. Более того, Х-неэффективность в этой отрасли принимало угрожающие масштабы.  

       Все эти негативные показатели заставили Правительство РФ пойти на реформирование электроэнергетической отрасли. Суть реформы заключалась в следующем:

    • разделение естественно монопольных и потенциально конкурентных функций;
    • Создание новых компаний по производству электроэнергии, их приватизация22.

       К 2008 году реформирование электроэнергетики  было закончено. В результате РАО  «ЕЭС России» перестала существовать. На рынке электроэнергии появились 23 компании. Однако результаты реформ трудно признать удовлетворительными, так как «в среднем по России цены на электроэнергию выросли на 15-20%, а в ряде регионов – на 50%. С 2008 года доля использования изношенного оборудования стала расти в угрожающих масштабах, что увеличивает угрозу аварий»23. Уровень спекуляции увеличился.

       По  оценке экспертов, главной причиной неудачи реформы является то, что в ходе реформы не учли особенность, даже скорее уникальность, российской Единой Энергосистемы, доставшейся в наследство от советской командно-административной системы. Уникальность заключается в том, что созданная плановой экономикой энергосистема, включающая в себя и производство электроэнергии, распределение и снабжение электроэнергии, позволяет наиболее полно использовать положительный масштаб производства только в случае единого централизованного управления всей этой системой. Также преимуществом единой системы является исключение спекуляции, которая процветает в конкурентной среде. Кроме того, как показала практика, новые приватизированные компании не обладают достаточными финансовыми ресурсами для обновления устаревшего оборудования, так как это очень капиталоемкий процесс.

       Таким образом, реформа электроэнергетики, по созданию конкурентной среды в отрасли, не изменила ситуацию к лучшему. А это означает, что в российских особых условиях вся отрасль электроэнергетики, как распределение, передача энергии, так и её производство, является естественной монополией. А для успешной и эффективной  деятельности необходима огромная доля участия государства в данной отрасли, которое должно активно стимулировать и непосредственно финансировать обновление оборудования, так как именно это является главной причиной неэффективности деятельности российской энергетической отрасли. Также необходимо создать более совершенную систему регулирования данной отрасли с помощью усовершенствования системы тарифов. Также следует использовать богатый зарубежный опыт государственного регулирования данной отрасли.

       Таким образом, главной особенностью российских естественных монополий в газовой, железнодорожной и электроэнергетической  отраслях является высокая степень  централизации, унаследованная от советской командно-административной системы. А это вызывает необходимость создания государственных (или частно-государственных как в газовой отрасли) крупнейших компаний, что обеспечивает максимальную эффективность развития данных отраслей.

       Итак, в заключение этой главы можно сказать, что естественные монополии имеют важное значение для экономики России. Поэтому создание наиболее совершенной системы регулирования естественных монополий есть основная задача российского Правительства. Однако на данном этапе развития еще наблюдается несовершенство российского законодательства в отношении естественных монополий. Модернизация отраслей – естественных монополий только набирает обороты. Но Россия за последние двадцать лет накопила огромный опыт и есть все основания утверждать, что в дальнейшем проблема повышения эффективности деятельности естественных монополий будет решена.

Заключение.

       Рассмотрев  в данной курсовой работе теорию о  естественных монополиях, я пришел к выводу, что однозначной оценки данного вида монополий в экономической  теории нет.  В науке существуют мнения, обосновывающие существование  естественных монополий и доказывающие их эффективность в рыночной экономике, но есть и мнения, категорически  опровергающие существование какой-либо естественности монополий.  Проведенный в данной курсовой работе анализ различных экономических субъектов позволяет сделать вывод в пользу существования естественных монополий.

       Проведенный анализ методов регулирования естественных монополий позволяет сделать  вывод о том, что на данный момент все известные методы регулирования  хотя и позволяют кардинальным образом  решить проблему, но обладают рядом  недостатков, снижающие эффективность  деятельности  естественных монополий. Таким образом, пока экономическая наука не нашла более эффективный способ, регулирование естественных монополий является основной проблемой государства, которое во многих странах имеет тенденцию брать на себя ответственность за деятельность естественных монополий целиком и национализирует их. На данном этапе этот способ является наиболее эффективным.

       Проведя анализ специфики российских естественных монополий, я пришел к выводу, государственная  политика по отношению к естественным монополиям до конца не сформировалась, что находит отражение в несовершенном законодательстве. Это обусловливается молодостью российской рыночной экономики, существующей чуть более двадцати лет. Однако у российских естественных монополий есть огромный потенциал. Созданные советской командно-административной системой, естественно монопольные отрасли имеют высокую степень централизации, что облегчает их эффективное государственное управление.

       Таким образом, естественные монополии в  России имеют преимущества в условиях государственной собственности, а политика активного государственного предпринимательства может сделать естественные монополии весьма эффективными, что позволит российской национальной экономике успешно развиваться и занять достойное место в мире.    
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Официальные документы:
  1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 19.08.1995 N 147- ФЗ (ред. от 25.12.2008)// Правовая система «КонсультантПлюс».
  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.09.2010 N 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»// Правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001. N 526 « О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (ред. от 31.08. 2008)// Правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Отчет ФАС РФ  «О состоянии конкуренции в РФ за 2010 год» от 24.01.2011// Правовая система «КонсультантПлюс».
  4. Статья 19.8. КоАП РФ от 30.12.2001 N195- ФЗ (ред. от 19.12. 2010)// Правовая система «КонсультантПлюс».
 
  1. Монографии, коллективные работы, сборники научных  трудов:
  1. Маленков Е. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий. М.: Высшая школа, -1998.
  1. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): учебник.  / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юдановой - М.: КноРус, – 2010.
  1. Статьи из периодических изданий:
  1. Колбина Н. М. Естественные монополии: причины несостоятельности (банкротств), меры предупреждения. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2009. -№17.
  2. Андреев Н. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей// Предпринимательское право. -2010 - №2.
  3. Кононкова Н. Государственный сектор в рыночной экономике.// Вестник Московского университета. - 2010 - №2.
 
  1. Интернет-ресурсы:
  1. Официальный сайт Росстата - http://www.gks.ru/.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России