Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности естественных монополий, различных мнений об их существовании, государственное регулирование, а также анализ особенностей естественных монополий в российской экономике.

Оглавление

Введение. 3
Теория о естественных монополиях. 5
Сущность естественных монополий. 5
Теория о «фиктивности» существования естественных монополий. 8
Регулирование естественных монополий. 12
Естественные монополии в России. 19
Российское законодательство в отношении естественных монополий. 19
Особенности естественных монополий в России. 22
Заключение. 28
Список литературы. 28
Приложения. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Естественные монополии.docx

— 226.30 Кб (Скачать)

       Рассмотренные три вида регулирования естественных монополий подразумевают прямое вмешательство государства посредством  регулирования цен. Эти виды регулирования возникли параллельно идеи о целесообразности регулирования естественных монополий. Однако в последнее время эти способы стали менее популярными, многие страны постепенно отказываются от них. С конца ХХ века распространение получает новый, так называемый институциональный подход.

       Сутью институционального подхода является создание такой среды, при которой  монополисту выгодно самоограничивать негативные последствия монополии. Наиболее ярким примером является конкуренция за монопольный рынок, организуемая в форме конкурса (аукциона). Другими словами проводится конкурс, или торги за франшизу, на управление естественной монополией в масштабах страны или на локальном рынке. Победителем станет та фирма, которая предложит наиболее выгодные условия: наиболее низкие цены, оптимальный уровень объема производства.

       При этом необходимо выполнение следующих  условий:

    • наличие нескольких квалифицированных претендентов;
    • исключение сговора между ними;
    • исключение сговора между каким-либо претендентом и государственным органом, проводящим торги.

     При выполнении этих условий, победит фирма, предложившая наиболее выгодные условия  для общества. Поскольку средние издержки на производство услуг могут сократиться, торги за франшизу проводятся периодически. Перспектива перезаключение договора на право монопольной поставки услуг усиливает стремление, как самого временного обладателя франшизы, так и его потенциальных конкурентов к поиску более экономичных организационных и производственных технологий.

     Однако  у институционального подхода есть свои недостатки:

    • не предусмотрена адаптация фирмы, победителя торгов, к непредвиденным обстоятельствам, которые могут иметь место;
    • понижение цены может быть вызвано понижением качества предоставляемых услуг;
    • обеспечение временным обладателем франшизы преимуществ для будущего торга путем создания частного сервиса.

     Однако  эти недостатки можно ликвидировать  с помощью включения особых пунктов  в договор на франшизу, в которых  будут оговорены условия недопущения  такого рода развития событий.

       Самым радикальным методом регулирования  естественных монополий является их национализация, то есть превращение  в государственную собственность. Многие экономисты считают, что на государственном  предприятии легче проводить  государственную политику в отношении  цен, тарифов, объемов производства. Более того, государственная собственность  исключает монополистические злоупотребления  с целью обогащения владельцев. Кроме  того, в ряде случаев государственная  собственность является безальтернативным  вариантом, когда естественная монополия  нерентабельна. Примером может являться железнодорожный транспорт в  Европе. В большинстве странах  этой части света железные дороги объединены в единую государственную  корпорацию, так как для нормального  функционирования экономик цены и тарифы на железнодорожные перевозки установлены на таком уровне, что железные дороги убыточны. Если рассмотреть газовую отрасль в различных европейских странах (См. Приложение №3), то можно убедиться, что в основном доминируют государственные компании и в производстве, и в транспортировке, и в распределении газа. Это объясняется тем, что в Европе проводится очень гибкая ценовая политика в области ценообразования энергоресурсов, что требует государственного вмешательства во всех трех стадиях. Как утверждает Кононкова, известный исследователь государственного сектора в рыночной экономике, :«Естественные монополии – такой тип хозяйствующего субъекта, который требует высочайшей степени государственной вовлеченности, не исключая при этом полного огосударствления»12.

       Однако  есть мнение, что в долгосрочной перспективе государственная собственность  сильно понижает эффективность работы естественной монополии. Со временем среди  чиновничьей среды повышаются иждивенческие  настроения, что ведет к высокому уровню Х-неэффективности и, как  следствие, высоким уровням издержек. Также возрастает опасность коррупции.   Согласно Маленкову, соискателя            ГУ-ВШЭ, :«Государственная собственность дает определенный успех, когда нация находится в экстремальной ситуации - например, во время войны или при наиболее неблагоприятных тенденциях социально-экономическом развитии – и имеет главную поставленную перед собой задачу – защитить существование самого государственного строя. Однако если нет подобной степени экстремальности, то государственная централизация не буде обоснованной, поскольку тормозит развитие предпринимательской инициативы»13.

       Таким образом, государственная собственность  как метод регулирования естественных монополий, имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Этот вопрос необходимо решать с учетом национального менталитета, а также  задач, которые ставятся перед данным хозяйствующим субъектом.

       Итак, существуют различные способы регулирования естественных монополий. Государству необходимо правильно выбрать стратегию и претворить её в жизнь, что является долгим и трудоемким процессом. Так что можно сделать вывод, что регулирование естественных монополий – постоянная головная боль государственных органов.

       В заключение первой главы можно сказать, хотя вопрос о существовании естественных монополий до сих пор остается открытым, все же отрицать их существование  трудно. Огромное количество примеров из жизни подтверждают теорию о естественных монополиях. Более того, в большинстве  странах статус естественных монополий  законодательно закреплен, а также  существует разветвленная сеть государственных  органов и система методов по регулированию и контроля деятельности естественных монополий.

       Однако  в каждой стране есть свои определенные особенности. Россия является интереснейшим  примером и объектом для исследования взаимоотношений государства и  субъектов естественных монополий.

  1. Естественные  монополии в России.
    1. Российское  законодательство в  отношении естественных монополий.

       Россия, в результате реформ  90-ых годов, встала на путь рыночной экономики  совсем недавно. Главной особенностью отечественной экономики является высокая степень монополизации  и централизации, доставшаяся в  наследство от  советской командно-административной системы. Эта особенность распространяется и на отрасли, имеющие характеристики, близкие к естественным монополиям. Эта особенность сильно влияет как на сам перечень отраслей, законодательно признанных естественными монополиями, так и на правительственную стратегию регулирования и развития этих отраслей. Всё это имеет отражение в российском законодательстве в отношении естественных монополий.

    Согласно  федеральному закону, «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»14.

       Согласно  законодательству, естественными монополиями  являются следующие отрасли:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей15.

       Таким образом, в России к естественным монополиям причисляют в основном инфраструктурные отрасли.

       Особое  значение придается регулированию  естественных монополий. Существуют два  федеральных органа, обладающие полномочиями в отношении естественных монополий: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

       В российском законодательстве предусмотрено  три метода регулирования:

  1. ценовое регулирование;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  3. установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме16.

       Для успешной деятельности федеральных  органов по регулированию естественных монополий необходима достоверная  информация о деятельности фирм. Законодательством РФ предусмотрен порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий. Фактически для каждой отрасли, являющейся естественной монополией, предусмотрены свои стандарты раскрытия информации, ввиду особенностей соответствующей отрасли. Более того, эти стандарты периодически пересматриваются и изменяются.  Однако главные требования являются общими и заключаются в обеспечении «свободного доступа и достоверности информации»17.

       За  непредставление ходатайств и уведомлений в федеральные органы регулирования естественных монополий или предоставление заведомо ложной информации субъектами естественных монополий влечет за собой административную ответственность18.

       В общем, в России существует система  регулирования естественных монополий, однако, если сравнивать её с западными  аналогами, то можно выделить некоторые недостатки. Во-первых, законодательно не предусматривается иных, кроме перечисленных, методов регулирования естественных монополий, которые распространяются в европейских странах и которые являются довольно эффективными и перспективными. Во-вторых, даже перечисленные методы не являются обязательными и могут применяться по усмотрению органов регулирования естественных монополий. В-третьих, политика государства по демонополизации (как преодоление недостатков, доставшихся от советской экономической системы) порой затрагивает потенциальные естественные монополии.  Эти недостатки уменьшают эффективность деятельности органов регулирования естественных монополий и, как следствие, тормозят развитие национальной экономики.

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что современное российское законодательство по отношению к  естественным монополиям далеко от совершенства, что является огромным тормозом для  эффективного регулирования естественных монополий.

       Несовершенное законодательство сильно влияет на функционирование субъектов естественных монополий  в России, которые из-за этого  приобретают некоторые отличительные  особенности.

        

    1. Особенности естественных монополий в России.
 

       На  начало 2011 года в России зарегистрировано более тысячи субъектов естественных монополий. Подавляющее большинство  – небольшие компании локального масштаба по предоставлению коммунальных услуг, порты, терминалы, а также  компании в области связи19.

       В масштабах страны можно выделить ОАО «Газпром» и  ОАО «РЖД», деятельность которых фактически определяет развитие всей национальной экономики. Именно эти компании представляют наибольший интерес для исследования, а также электроэнергетические компании, такие как ОАО «РусГидро»,  ОАО «Концерн ЭнергоАтом» (РосАтом) и другие, образовавшиеся в результате реформирования РАО «ЕЭС России». Фактически рассматриваются такие стратегические отрасли, как электроэнергия, железнодорожный транспорт и газовая промышленность.

       Эти отрасли в советское время  были наиболее централизованы и подчинялись  правительственным ведомствам или соответствующим министерствам. В ходе реформ 90-ых годов на базе этих правительственных учреждений образовались компании. Однако в силу своего стратегического значения и высокого уровня централизации этим  компаниям были присвоены статусы естественных монополий.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России