Эмпирической базой представленной
работы послужили официальные статистические
данные, публикуемые Госкомстатом РФ, статистическими органами Северо-Кавказского
региона; данные о работе предприятий
естественных монополий РФ, ведомственные
статистические материалы ОАО «Газпром», ООО«Межрегионгаз» и его Ростовского филиала, Ростовского территориального
Агентства по делам о несостоятельности
(банкротстве), материалы региональных программ, в
разработке которых автор принимал непосредственное
участие. Они составили информационно-эмпирический
массив репрезентативной базы исследования,
позволившей обеспечить достоверность
его результатов.
Концепция диссертационной
работы базируется на системе теоретических
положений, концептуально объединенных
научной позицией автора, согласно
которой эволюционная трансформация
естественной монополии в структурный
элемент рыночной экономики является
наиболее эффективной для нее
самой, государства и общества (населения
страны), а территориальная диверсификация компании (относительная
структурная демонополизация) закономерно выводит ее на региональный
уровень функционирования и обусловливает
необходимость эффективной предпринимательской
деятельности, предполагающей такой типреструктуризации предприятий естественной монополии
и их региональной адаптации, который
дает возможность использования активов
в регионе совместно с субъектом Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экономическая природа естественных
монополий порождает специфику
адаптации к рыночным условиям
и механизмам регулирования их
деятельности со стороны государства,
при этом эволюционный характер
рыночной трансформации естественной
монополии магистрально-инфраструктурного
уровня в силу ее масштабов
и известной инерционности является
наиболее эффективным.
2. Структурная диверсификация предприятий естественной монополии
в регионе (создание холдинга, владеющего их контрольными
пакетами акций), выводит часть непрофильных предприятий из-под прямого государственного
регулирования и создает условия для рационального
использования активов предприятий естественной
монополии на региональном уровне.
3. Относительная демонополизация,
выражающаяся в организационно-правовом
обособлении предприятий при сохранении
связи вертикальной интеграции производства, развитие на этой
основе субъектно-институциональной базы
рыночных отношений изменяют соотношение
методов государственного регулирования
естественных монополий в сторону превалирования
рыночных рычагов воздействия, закономерно выводят
их на региональный уровень конструктивного
взаимодействия с субфедеральнымиструктурами и обуславливают необходимость
эффективной предпринимательской деятельности
в условиях политики ограничения экономической
власти монополии.
4. Использование институционального подхода к решению предпринимательских
задачестественномонопольной структуры (фирмы) в регионе в существенной
мере обусловлено характером решаемых
экономических и социальных задач регионального
развития и степенью ее участия в них,
полнотой отражения в ее деятельности
интересов широких слоев населения и конструктивностью
их сотрудничества, качеством предоставляемых
естественными монополиями услуг.
5. В условиях системного кризиса
в стране необходимо создание
рыночного механизма, обеспечивающего
переход к устойчивому развитию
как экономики в целом, так
и естественной монополии в
ее структуре, а так же и
ее региональных подразделений,
что требует максимального набора
рыночных инструментов для решения
задачи повышения экономической эффективности
деятельности фирмы.
6. В условиях всеобщего кризиса неплатежей важнейшим элементом предпринимательской
деятельности является рационализация выбора форм реструктуризации задолженности
потребителей, как условие устойчивого
развития фирмы, при этом наиболее перспективным
направлением системного решения экономических
задач региональных подразделений естественных
монополий является применение рыночных
методов управления активами, эмиссия финансовых инструментов (акций,
облигаций и т.д.) и их использование на
региональных рынках.
7. Использование предприятием естественной
монополии процедуры банкротства
в отношении потребителей-должников
является в настоящее время
эффективным рыночным методом
финансового оздоровления экономической
среды в регионе.
8. В условиях переходной
экономики эффективная предпринимательская
деятельность естественной монополии
и ее подразделений практически невозможна
без государственного регулирования намуниципальном, региональном и федеральном
уровнях.
Научная новизна диссертационного
исследования состоит в разработке
концептуальной модели статуса естественной
монополии как субъекта региональных
рынков, обосновании принципов выработки
ее стратегии и экономического механизма
развития, и характеризуется следующими
элементами реального приращения новационного
знания:
- выявлены основные тенденции
развития естественной монополии
в трансформирующейся российской
экономике, заключающиеся в комплексном
подходе к стратегии своего
развития, к относительнойдемонополизации и изменении регулирующей роли государства,
к выбору активной стратегии формированияспроса на их услуги в конкурентной
среде и обеспечение многовариантного выбора экономических решений для потребителей,
к необходимости государственной поддержки
предпринимательской деятельности естественной
монополии на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях;
- обосновано положение,
согласно которому только эволюционная
трансформация естественных монополий
в институционально-субъектные структуры
рыночной среды обеспечивает эластичность их адаптации и эффективного
функционирования на базе сохраненного
потенциала;
- проанализирована возможность
использования методов государственного
регулирования, применяемых в
странах с развитой рыночной
экономикой, адаптировано к отечественным
условиям, и показаны тенденции
изменения соотношения рыночных
и нерыночных (в пользу первых) форм государственного
регулирования деятельности естественных
монополий в диалектическом процессе
освоения и формирования последними российского
рыночного пространства; доказан тезис,
согласно которому относительное обособление
региональных структур естественных монополий
закономерно обусловливает изменение
их места и роли в экономике страны и регионов:
растет тенденция к формированию конкурентного рынка;
- выявлены модели поведения
естественных монополий, обусловленные
такими факторами как: решение
социально-экономических проблем
регионов добычи, транспортировки и переработки
основного их продукта, а также в плане
учета в их деятельности социальных приоритетов
и императивов экологической безопасности
населения;
- разработан экономический
механизм обеспечения устойчивого развития
регионального подразделения естественной
монополии (фирмы), базирующейся на использовании
последовательно рыночных инструментов,
форм и методов хозяйствования: управления
активами, эмиссии ценных бумаг, использовании толлинга,
применения процедуры банкротства задолженников и др.;
- предложен экономический
механизм эмиссии и размещения финансовых инструментов на
региональном уровне (субъекта РФ) в виде
выпуска купонных облигаций с поставкой продукции
в счет выплаты по купону или возможности иметь скидку от тарифа, доказана его целесообразность
и экономическая эффективность;
- проанализирован и обобщен
первый опыт применения института
и процедуры банкротства предприятий-должников
потребителей услуг естественных монополий
путем акционирования долга или обмена его на доли участия
в управлении предприятием-должником,
а также через продажу бизнеса.
Теоретическая и практическая
значимость выполненного исследования
определяется актуальностью поставленных
задач и достигнутым уровнем
разработанности проблемы, выявлением
тенденций и оценкой перспектив
устойчивого развития региональных
подразделений естественных монополий
(фирм).
Положения и рекомендации
основанные на теоретическом анализе
различных концепций, использования репрезентативного
статистического материала, могут быть
использованы: в работе государственных
органов, регулирующих деятельность естественных
монополий, с этой целью подготовлены
конкретные предложения в программу развития
газификации Ростовской области до 2005
года; в предпринимательской деятельности
естественных монополий и их региональных
подразделений; в системе экономического
образования и повышения квалификации
руководящих работников естественных
монополий; в системе высшего образования
при чтении курсов «Региональная экономика», «Государственное регулирование
экономики».
Апробация работы
Результаты диссертационного исследования
докладывались автором на:
1. Конференции торгово-промышленных
палат Юга России, г. Ростов-на-Дону,
май 1998 года.
2. Курсах повышения квалификации
руководящих работников ООО «Межрегионгаза», февраль-июнь 1998 года.
3. Семинаре руководящих работников муниципальных образований Северного Кавказа,
май 1998 годаСКАГС.
4. Семинар арбитражных
управляющих, Центр антикризисных технологий, октябрь-ноябрь 1998 года, г.
Ростов-на-Дону .
5. Научных семинарах СКНИИЭиСП, 1997,
1998 г.
По результатам исследований
опубликовано 3 работы общим объемом
2,5 печатных листа.
Заключение:
Заключение
В диссертационной работе
осуществлен комбинированный подход
к изучению основных тенденций развития
естественных монополий в условиях рыночной экономики
и процесса ограничения их монопольно-рыночного
воздействия на конъюнктуру регионального спроса на их услуги. Предложен
экономический механизм обеспечения устойчивого
развития их внутрикорпоративных региональных подразделений.
Несмотря на целый ряд
уникальных особенностей, предприятия
сферы естественных монополий могут
и должны рассматриваться в качестве
субъектов предпринимательской деятельности. В качестве такого субъекта предпринимательства рассмотрены предприятия ОАО "Газпром".
Процесс включения естественных монополий
в рыночные отношения выявил следующие
основные тенденции:
1. Комплексный социо-эколого-экономический
подход к стратегии развития естественной монополииотражает движение общества
к социально-ориентированной экономике.
2. Естественные монополии
топливно-энергетического комплекса
ведут конкурентную борьбу за потребителей на внутреннем
и внешнем рынке; борьбу за потребителя в межотраслевой конкурентной среде,
что требует выработки активной стратегии
формирования внутреннего спроса на газ.
3. Тенденция к ограничению
рыночного механизма естественных
монополий и изменению методов
регулирующей роли государства
(в пользу экономических) представляется
важнейшим направлением рыночной
трансформации и обусловливает
переход от жесткого государственного планирования условий и показателей хозяйственной
деятельности к многовариантному выбору стратегии развития газовойпромышленности России.
4. Ориентиры на крупномасштабное наращивание энергетических ресурсов уже
не отвечает тенденциям развития монополии,
наталкиваются на ограниченный платежеспособный спрос населения и потому количественная
составляющая производства уступает место
эффективности энергопотребления иэнергосбережения.
5. В структуре издержек производства ОАО "Газпром"
возрастает доля затрат экологической
составляющей, что обусловлено переходом
к рыночному принципу платного природопользования.
6. Произошло кардинальное
изменение отношений ОАО "Газпром" с населением
регионов добычи, транспортировки и переработки
газа, заключающиеся в том, что естественная монополия включается в решение экономических
и социальных задач развития поселенческих
общностей региона.
7. Практика ОАО "Газпром" показала несомненные преимущества
эволюционной трансформации естественных
монополий в предпринимательские структуры рыночной экономики.
Необходимость государственного
регулирования предпринимательской
деятельности естественной монополии
вытекает из противоречия позиций ее
и потребителей в сфере установления цен и тарифов на услуги. По мере формирования
рыночных отношений роль государства
в прямом регулированииценообразования снижается, уступая место косвенным методам
воздействия. Со своей стороны естественные
монополии, стремятся ослабить бремя государственного регулирования.
ОАО "Газпром" использовал
такую форму демонополизации как диверсификация своей структуры,
что позволило ему часть своих дочерних предприятий вывести из-под
государственного регулирования и тем
самым повысить экономическую эффективность
функционирования основной компании.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности
естественных монополий предполагает
использование апробированных в
мировой практике форм, методов и
направлений. В современных условиях
особое значение имеет контроль за
дополнительной эмиссией ценных бумаг естественных монополий.
В то же время государственное регулирование
предполагает поддержкупотребителей, вынуждает естественные
монополии предоставлять гибкие схемы,
альтернативные вариантыобслуживания потребителей, выбор тарифных сеток и
форм сделок. Участие естественной монополии
ОАО "Газпром" во внешнеэкономической сфере обусловливает специфику государственного
регулирования предпринимательской деятельности
в ней.