Достоинства и недостатки рыночной (меновой) и командно-административной экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 08:29, реферат

Краткое описание

Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распрост­раненной в на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.

Оглавление

Раздел 1. Рыночная экономическая система.
Раздел 2. Командно-административная экономическая система.

Файлы: 1 файл

Достоинства и недостатки рыночной.docx

— 42.68 Кб (Скачать)

Как уже  говорилось, демонополизация относится  к постоянным функциям государства  в рыночной экономике, является одним  из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации  российской экономики, полезно иметь  в виду некоторые принципы антимонопольной  политики. Необходимо осуществить:

1. Изучение  рынков и выявление среди них  конкурентных и монопольных.

2. Дифференцированный  подход к монополистическим рынкам. Конечная цель антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  в экономике осталась только  зона естественной монополии.

3. Выделение  зоны естественной монополии,  не подлежащей демонополизации.  В зависимости от ситуации  необходимо применять либо административные  методы, либо ограничиваться введением  правовых норм, либо устанавливать  административный контроль над  ценами и ставками налогообложения.

4. Выявление  монополий, в отношении которых  государство проводит жесткую  антимонопольную политику.

5. Сочетание  антимонопольной политики, правовых  норм и организационного механизма.

6. Синхронное  проведение демонополизации и  либерализации цен (так как  одна либерализация приводит  к укреплению позиций монополиста).

7. Развитие  и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Другое  направление объединяет способы  воздействия на монополию. Их пускают  в ход, когда совокупность методов  первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополий не удалось. При демонополизации экономики государственного социализма к этим направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма.

В российской экономике начала 90-х гг. разрушение командно-административной системы  происходило быстрее, чем демонополизация  экономики. В результате отечественные  монополии, освободившись от административного  диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В  осуществляемой экономической реформе  необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать  действие экономических регуляторов.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Так, в зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

1. Ползучая  инфляция, для которой характерны  относительно невысокие темпы  роста цен, примерно до 10-15% в  год. Такого рода инфляция присуща  большинству стран с развитой  рыночной экономикой, и она не  представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая  инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темпы ее роста выражаются, как правило двузначными цифрами. Такие высокие темпы наблюдались в 80-х гг. во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

3. Наибольшую  опасность представляет гиперинфляция.  Ее условный рубеж - ежемесячный  рост цен свыше 50%, а годовой  будет выражаться четырехзначными  цифрами. Особенность гиперинфляции  в том, что она бывает практически  неуправляемой. Классический пример  гиперинфляции - обстановка, сложившаяся  в Германии после Первой мировой войны.

Проблемы  занятости. Безработица - это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые  на момент проведения опроса о статусе  их занятости, предпринимавшие попытки  найти работу в течение предыдущего  месяца и зарегистрированные на бирже  труда.

Существует  несколько концепций, трактующих феномен  безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке гос­подствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда. К естественной без­работице относят также фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается, а на другие, включая ранее не существовавшие, увеличивается. Также выделяют циклическую безработицу, которая вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, когда уменьшается совокупный спрос на товары и услуги.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие  структурных факторов от циклических, и поэтому разделение безработицы  на фрикционную, структурную и циклическую достаточно условно. Тем не менее оно может быть полезно для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов влияния на рынок труда.

На динамику безработицы влияет множество факторов, в том числе экономическая  и социальная политика государства, демографические факторы, изменения  в структуре экономики, состояние  внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции  и активность профсоюзов.

В России, по официальным данным Федеральной  службы занятости, к началу 1994 г. было зафиксировано около 1 млн. чел., не имеющих  постоянной или временной работы. Из них статус безработного получили 750 тыс. чел., пособие по безработице - 500 тыс. чел.

Необходимо  сказать, что официальные данные не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает  в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма несовершенны и методы учета  лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

В России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица. Большая часть безработных (70%) - женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием.

В то же время чрезмерная обеспокоенность  по поводу грядущего роста безработицы  вряд ли оправдана. В России существуют огромные возможности для занятости. Развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста  занятости в экономике. 

РАЗДЕЛ 2. Командно-административная экономическая  система. Полярной альтернативой  чистому  капитализму  является  командная  экономика, высшим воплощением которой  мыслится коммунизм. Эту систему  характеризуют общественная собственность  практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений пос­редством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.

Предприятия являются собственностью государства  и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными  словами, производственные планы устанавливаются  плановым органом для каждого  предприятия, причем план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить  свои производственные задания. Рабочие  закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану  по географическим регионам.

Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом.

Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и  для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все  его решения носят директивный  характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики.

При данном уровне производственных возможностей экономики центральный плановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор падает на точку А с выпуском оборудования, равным ОМ, и выпуском потребительских товаров, равных ОС. Точке А соответствует некое распределение факторов производства среди отраслей и фирм в экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.

Рисунок поможет описать проблемы, которые  должны решаться плановым органом. На кривой PPF (граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут быть произведены экономикой. Выбор делается между производством потребительских товаров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровень будущего производства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.

Для решения  вопроса о том, что производить, плановый орган выбирает точку на кривой PPF. Предположим, он выбирает точку А. На основе чего делается такой выбор? Возможно, плановый орган выбирает такую точку на кривой, которая, как он полагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.

Если  выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется на инвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие экономики посредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременно означает и сокращение текущего потребления. Возможно, плановый орган считает, что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора. Но в любом случае не потребители, а плановый орган выбирает положение, соответствующее точке А.

Выбирая, что производить, уже в некоторой  степени решил, для кого производить. Если точка А подразумевает высокий объем производства оборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровень душевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находится на уровне ОС. Возникает также вопрос: каким образом совокупный объем текущего потребления должен быть распределен среди населения? Распределение может быть равным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет, теннисных ракеток и мяса. Возможно, правительственные чиновники получат больше. Или, возможно, центральный плановый орган примет в расчет то, что у людей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тем больше, чем больше они работают. Центральному плановому органу приходится все это подробно расписывать.

Затем он должен точно определить, как  производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки  на PPF имеется некое распределение факторов производства. Оно гарантирует производство экономикой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган должен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполнения поставленных перед ней производственных задач.

Все это  сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок в огромной степени  упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров. В действительности же необходимо производить  сотни тысяч различных товаров  и распределять по рабочим местам миллионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить производственные и потребительские товары.

На практике центральное планирования возможно благодаря двум фактам. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товаров и перемещение их в производство оборудования. Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника.

Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может иметь  место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, при реализации которого центральный плановый орган  рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что  директора предприятий посчитают  план производства определенного выпуска  продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоящей за органом; быть может, за таким директором приедет ночью "воронок") и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвется, то все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное пе­ревыполнение плана).

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной (меновой) и командно-административной экономических систем