Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 08:29, реферат
Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной в на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.
Раздел 1. Рыночная экономическая система.
Раздел 2. Командно-административная экономическая система.
Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:
- американская. Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);
- японская.
Характеризуется отставанием
- шведская.
Отличается высоким уровнем
- немецкая.
Государство в такой модели
активно влияет на цены, пошлины,
технические нормы. Особой
Теперь
мы несколько подробнее поговорим
о модели современного капитализма,
которая существует сейчас в России.
В нашей стране в последние
годы начали осуществляться экономические
реформы, связанные с переходом
к рыночным отношениям, демонополизацией
экономики, приватизацией и
Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.
Формирование рынка в России осложняется несколькими специфическими обстоятельствами:
2) противоборство
ветвей власти, слабость федеративной
структуры, нарастание
3) долгое
властвование нерыночной
4) социальная
напряженность в российском
Формирование рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три основных: создание новых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка.
Создание новых субъектов экономики в России пока идет слабо, на данный момент доля негосударственных предприятий в ВВП составляет около 10% - очень низкий показатель. Тормозится создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводится к передаче собственности бюрократическим структурам.
Политика
государства в отношении
Разработка правовой базы очень важна именно сейчас, когда резкая смена внешних условий вкупе с традиционно неуважительным отношением населения к нормам и правилам (правовым нигилизмом) создает серьезные препятствия для становления рынка.
Шоковый вариант перехода к рынку в России не осуществился из-за резкого противодействия этому процессу и тяжелого советского наследия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному варианту.
Подведем итоги. Рыночная система экономики является самой гибкой и эффективной из всех существующих, сейчас в подавляющем большинстве развитых стран действует система современного капитализма. Сформулируем основные преимущества рынка:
1) рынок
обеспечивает
2) рынок
обеспечивает эффективное
3) рынок
устанавливает общественно
4) рынок
стимулирует производителя к
повышению производительности
5) рынок гибко реагирует на спрос;
6) рынок
эффективно выполняет
7) рынок
обеспечивает свободу
8) рынок
является предпосылкой
Несмотря
на то, что по сравнению со всеми
остальными рыночная система оказалась
наиболее гибкой, она все же имеет
ряд недостатков, которые, в свою
очередь, играют значительную негативную
роль в экономической жизни
Надо
сказать, что особенно важна роль
государственного регулирования экономики
в России, так как стана пытается
создать независимую экономику
и осуществить переход от планового
хозяйства на базе государственной
собственности к рыночному
Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:
1) тенденция
к самопроизвольному
2) рынок - жестокая система в социальном плане;
3) рынок
не обеспечивает решения
Итак, можно сделать вывод, что Россия вступает на достаточно трудный, но эффективный путь экономических отношений, и нам еще придется столкнуться со всеми несовершенствами рыночной системы в полной мере. Но чтобы это столкновение прошло как можно мягче и носило безболезненный характер, необходимо всецело использовать опыт и традиции развитых стран в борьбе с пороками современного капитализма.
Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен.
Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.
Разрушение
рынков монополистами не сулит экономике
ничего хорошего. Подавляя стимул к
технологическим инновациям, монополии
делают экономику чрезвычайно
Таким
образом, государства ведут борьбу
с монополизмом широким фронтом,
причем наиболее последовательно в
секторах, генерирующих технологические
нововведения и оказывающих влияние
на состояние всей экономики. Вслед
за появлением новых рынков формируются
государственные структуры, одной
из главных задач которых
Рынок
и конкуренция всегда были антиподами
монополизма. В течение долгих лет
их исторического противостояния именно
рынок являлся той единственной
реальной силой, которая препятствовала
тотальной монополизации
В странах
с развитыми рыночными
В настоящее
время, в период перехода к рынку
отечественные
В зависимости
от степени нарушения свободной
конкуренции различают
Чистая
монополия выступает как
Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, зависимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назначает цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свидетельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.
Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный продукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магазинах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некоторых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.