Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и анализ достоинств и недостатков рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
- дать определение рыночный механизму в целом, рассмотреть его структуру и функции;
- проанализировать объективные возможности и ограничения рынка, такие как стихийность и плановость, его основные достоинства и недостатки, провалы рынка;
- определить функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику.

Оглавление

Введение....................................................................................................................................3
1.Рыночный механизм. Структура и функции рынка...........................................................5
2. Объективные возможности и ограничения рынка............................................................9
2.1 Стихийность и плановость...........................................................................................9
2.2 Достоинства рыночной системы..................................................................................11
2.3 Недостатки рыночной системы.....................................................................................15
2.4 Провалы рынка...............................................................................................................19
3. Экономические функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику................................................................................................................................25
Заключение..............................................................................................................................33
Список литературы................................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая-Олимзода Сорбон.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Особые налоги вводятся государством в тех случаях, когда использование ресурсов невосполнимого ущерба окружению не наносит, но требуется создать стимулы для их бережного использования и фонд для их восстановления. Обычно такие налоги равны или близки к величине издержек ресурса на единицу продукции. С их помощью государство возлагает на предприятие  издержки по сбережению и воспроизводству ресурсов, которые в противном случае легли бы на общество.

Несоответствие рыночного спроса реальным потребностям. Ярким примером этого эффекта является реализация потребностей в образовании. Значительная часть населения не имеет доходов, достаточных для того, чтобы возместить затраты на свое образование, другая часть по своему невежеству и слабоволию предпочитает потратить доходы на создание для себя комфортных условий, удовлетворение текущих потребностей, в том числе вредных для себя самих и для общества. Но отсутствие платежеспособного спроса для рынка означает отсутствие потребностей вообще. То есть, реальная потребность, как общества, так и индивидов, в образовании существует, но для рынка его как бы нет, рынок его не видит[7].

Аналогичная ситуация существует и в сфере производства обычных товаров, таких, как мясо и молоко, на покупку которых из-за неправильно организованной системы общественного производства многие люди не в состоянии заработать достаточной суммы денег.

Поскольку самостоятельно решить  проблему соответствия производства товаров реальным потребностям рынок  принципиально не способен, возникает необходимость общественной организации удовлетворения этих потребностей. 

Реализуется эта задача тремя способами: субсидированием потребителей, субсидированием производителей и государственной организацией производства товаров и услуг. Первый  из них состоит в том, чтобы увеличить   спрос путем обеспечения потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, в которых существует реальная потребность.

Примером является распространенная в некоторых странах система продовольственных талонов, предназначенных для улучшения питания семей с низкими доходами. Продовольственные талоны, выдаваемые государственными органами таким семьям, могут быть использованы только на приобретение пищевых продуктов. Магазинам, принимающим продовольственные талоны, их денежный эквивалент компенсируется государственным бюджетом.

При определенных условиях, вместо того чтобы субсидировать потребителей конкретным товаром, государственные органы могут счесть более удобным и простым способом субсидирование производителей. Субсидии сокращают издержки предприятий, что является основанием снижения рыночной цены и тем самым увеличения спроса. Этот способ предполагает наличие государственного контроля,  гарантирующего, что субсидии не будут потрачены предприятиями на непредусмотренные цели. Поэтому он больше применяется в сфере производства социальных услуг: образования, здравоохранения, науки.

Производство общественных благ и услуг.  В ряде случаев, когда субсидирование потребителей или производителей не дает нужного эффекта, требуя значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства за правильностью использования субсидий,  государство вынуждается взять на себя финансирование таких предприятий, превратив их в свою собственность и управляя ими непосредственно.

Существуют определенные виды продуктов и услуг, называемых благами общественного потребления, которые рыночная система вообще не намерена производить в силу особенностей их использования.

Блага индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы, обладают двумя характерными свойствами. Во-первых, они делимы, т.е. выступают в виде достаточно малых единиц, делающих их доступными индивидуальным потребителям. Во-вторых, их потребление одним индивидом исключает потребление другими индивидами, что служит  основанием рыночного принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить рыночную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из потребления данного продукта.

В отличие от  благ индивидуального потребления, блага общественного потребления неделимы и одновременно не позволяют осуществить принцип исключения, т.е. не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования этими благами, как только они возникают. Видами подобных общественных благ являются национальная оборона, фундаментальная наука, культура, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий.

Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечить их  должно государство, финансируя их производство с помощью системы принудительных взысканий с потенциальных потребителей в форме сборов  и налогов.

Стабилизация экономики. Одной из важнейших функций государства, от выполнения которой на современном историческом этапе в значительной степени зависит благосостояние народа и целостность  страны, является стабилизация экономики. Эта функция включает в себя помимо всего прочего помощь рыночному сектору обеспечивать полную занятость трудоспособного населения и стабильный уровень цен.

Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень производства определяется общим, или совокупным, объемом расходов. Низкие расходы выражают   недоиспользование ресурсов, прежде всего трудовых, что для большинства  людей в наше время означает отсутствие работы, а следовательно и источников существования. Теорией и мировой практикой убедительно доказано, что в рыночной системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы на тот уровень, который может обеспечить полную занятость, в связи с чем не регулируемая государством рыночная экономика постоянно балансирует между безработицей и инфляцией или даже подвергается одновременно обоим явлениям, что получило название стагфляции.

Инструменты государственного воздействия на экономику. В целях выполнения своих функций государство использует разнообразные методы и инструменты воздействия на экономику. Основными из них являются запретительно-разрешительные (лицензии, квоты),   денежно-кредитные (кредиты, дотации, субсидии, субвенции, трансферты) и бюджетно-фискальные (налоги, сборы, инвестиции, государственные закупки) методы, которые подробно будут рассмотрены в соответствующих главах. Все они носят более или менее ярко выраженную административно-правовую форму, т.е. действуют в виде законов, указов, постановлений правительства, решений  других органов власти. Представление о том, что централизованное управление  государственным сектором может быть только административно-правовым, а управление рыночной сферой только экономическим, не соответствует действительности. Все зависит от уровня развития производительных сил и организации производства, а также сложившихся в обществе традиций,  знаний и управленческой культуры работников, занятых в органах государственной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

В выполненной курсовой работе представлен анализ рыночного механизма  с позиции рассмотрения его положительных и отрицательных характеристик.

Целью работы являлось рассмотрение и анализ достоинств и недостатков рыночной экономики.

При написании работы были выполнены следующие задачи:

- дано определение рыночный механизму в целом, рассмотрена его структуру и функции;

- проанализированы объективные возможности и ограничения рынка, такие как стихийность и плановость, его основные достоинства и недостатки, провалы рынка;

- определены функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику.

Объектом работы является  рыночная экономика. Предметом рассмотрения служат показатели, характеризующие его плюсы и минусы, которые были выявлены в процессе написания работы и некоторым, особо важным из них дана подробная характеристика.

Современный рынок - это система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.

К его преимуществам относят:

1. экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

2. эффективное распределение ресурсов;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты ис­кусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

I. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

1. Базылев Н. И. Экономическая теория: учебник для студ. эконом. спец. вузов/ Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 672 с.

2. Большой экономический словарь / авт. – сост. А.Б. Борисова – М.: Книжный мир, 2006. – 860 с.

3. Зинов В.Г.«Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал.» (М.: АНХ, 2007)с.34-37

4. Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.

5. Курс экономики: учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 672 с.

6. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.

7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2006. – 624 с.

8. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. / Р. М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2006. - 576 с.

9. Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. 6 с. 19.

10. Е.Пономаренко, В. Исаев «Экономика и финансы общественного сектора» ИНФРА-М | , 2009

11. Сафрончук, М. В. Микроэкономика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. / М. В. Сафрончук. - Москва : КноРус, 2007. - 256 с.

12. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 391 с.

13. Экологический Ежегодник ООН: Эффективное использование ресурсов http://www.zelife.ru

 

2

 



Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики